ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Рынок аудиторских услуг в России в ближайшие годы будет активно расти



Источник: Интерфакс
Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в России.
Рынок аудиторских услуг в России в ближайшие годы будет активно расти

О своей точке зрения на особенности, перспективы и ключевые факторы развития российского рынка аудиторских услуг корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Дмитрию Сергееву рассказал генеральный директор компании "Делойт и Туш СНГ" Дэн Кох. До перевода в Москву в 1998 году он работал в Канаде и Зимбабве, где возглавлял проекты по аудиту и консультационному обслуживанию ведущих частных фирм и государственных предприятий.

Компания "Делойт и Туш СНГ", подразделение Deloitte Touche Tomatsu, одна из ведущих национальных аудиторских и консалтинговых фирм, предоставляющая услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга и корпоративных финансов.

- Как вы оцениваете состояние российского рынка с точки зрения аудитора?

- Прежде всего, рынок аудиторских услуг в России является развивающимся рынком в полном смысле этого слова. Он достаточно быстро растет и изменяется. Я неоднократно слышал многочисленные прогнозы аналитиков, согласно которым в следующие 15-20 лет 4 крупнейшими экономиками мира будут США, Китай, Индия, Россия.

Условно российские компании можно разделить на три категории. Первая категория - это государственные компании, государство владеет ими полностью или обладает преимущественным правом собственности. Вторая категория - приватизированные предприятия. Третья категория - это "новые компании", то есть предприятия, созданные "с нуля" такие как "Вымпелком", МТС, то есть действительно новые бизнесы, не имеющие связи с государством. Главная особенность рынка в том, что коммерческие, то есть занимающиеся извлечением прибыли, компании появились в России относительно недавно.

Главная особенность российского рынка - это уровень развития компаний и их размер. Практически без исключения крупные компании относятся к категории развивающихся. Конечно, некоторые из них существовали в той или иной форме уже много лет. Это касается и "новых" компаний, тех продуктов, которые они разрабатывают и поставляют как на российский рынок, так и на мировые рынки.

При этом они стремятся развивать не только продукты и услуги, но и систему внутреннего контроля, систему менеджмента, информационные системы. То, что они стремятся сделать - это выстроить профессиональный менеджмент вместо иерархической системы управления и повысить свою прозрачность. Практически все компании находятся в той или иной стадии прохождения этого процесса структурных преобразований.

Главный вопрос - почему они делают это и что стоит за их стремлением провести такие преобразования? Ответ простой - большинство этих компаний хотят выйти на международные рынки. Здесь варианты могут быть различны - торговля акциями компании на мировых площадках, выход на рынок заимствований или привлечение стратегических инвесторов. Вот что является основной мотивацией для внутреннего реформирования российских компаний.

Именно это основная причина, по которой они обращаются к международным аудиторским компаниям и к Deloitte, в частности.

Для того, чтобы быть привлекательными для инвесторов, прежде всего, для тех, которые принадлежат к пулу крупнейших западных инвесторов, им необходим определенный уровень доверия с их стороны.

В то же время, надо понимать, что значительное число российских компаний не ставит перед собой цели выйти на международные рынки. Конечно, существуют определенные требования к таким компаниям со стороны регулятора, поэтому им также необходимы аудиторские услуги.

Таким образом, можно говорить о двух различных потребностях в услугах аудитора. Аудитор обеспечивает уверенность инвестора в надежности компании.

Сейчас число российских компаний, которые стремятся выйти на международные рынки относительно невелико, как и их размер по мировым масштабам, но оно постоянно растет и растет быстрыми темпами.

- Вы действительно верите в то, что Россия в среднесрочной перспективе сможет стать одной из крупнейших мировых экономик?

- Да, я так считаю. Конечно, на этом пути есть ряд препятствий. Но я верю в это не только из-за географического положения России, но и ее огромных ресурсов - природных и человеческих. Кроме того, если просто посмотреть на карту мира, то становится очевидно - Россия соединяет Европейский союз, США, Китай и Индию.

Если же говорить о ресурсной базе, то именно в России огромные запасы полезных ископаемых, которые жизненно необходимо другим странам, чтобы развивать свои экономики. Да, сейчас, экономика России относительно невелика по мировым масштабам, но она быстро растет. И, то, что мы видим, - российские компании нуждаются в инвестициях.

В то же время, существуют компании, которые не планируют выходить на рынок и потому не интересны для широкого круга инвесторов. Таким компаниям отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в принципе не нужна.

- Каковы основные тенденции развития российского рынка аудиторских услуг?

- Это зависит то того, в какую сторону будут двигаться требования государства к финансовой отчетности компаний. Сейчас публичным компаниям, акции которых котируются на бирже, необходимо готовить отчетность по IFRS (International Financial Reporting Standards, МСФО). То есть вопрос в том, будет ли расти число таких компаний или нет. Можно сравнить Россию с рядом европейских стран. Как вы знаете, в разных странах разные модели предоставления аудируемой отчетности. Так, сейчас наблюдается тенденция постепенного перехода национальных систем отчетности, таких как, например, US GAAP в США или UK GAAP в Великобритании, к IFRS. Фактически весь мир постепенно переходит на IFRS. Я очень надеюсь, что со временем этот процесс успешно завершится и будет единый мировой стандарт финансовой отчетности. И тогда для инвестора не будет проблем с пониманием финансового состояния компании вне зависимости от того, в какой стране она работает. Я думаю, что сейчас основная задача России - внедрить такую систему отчетности, которая была бы полностью понятна инвесторам во всем мире, то есть максимально близкую к IFRS.

- Каковы особенности развития российского рынка аудиторских услуг по сравнению с западными рынками?

- Это очевидные вещи: российский рынок растет быстрее, потому что проходит тот путь, который западные рынки прошли уже давно. Это нормальное состояние для любого развивающегося рынка.

Развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно. Однако, специфика России состоит в том, что существует значительно количество "старых" компаний, то есть компаний которые появились еще в СССР. Кроме того, многие из этих компаний являются весьма крупными. Эти компании также стремятся выйти на рынок, однако нуждаются в существенной реструктуризации всего бизнеса. Поэтому то, что мы ожидаем - это постоянный рост числа компаний, которым необходима отчетность по МСФО и, соответственно, аудит этой отчетности.

- Наиболее серьезные, с вашей точки зрения, проблемы для развития рынка аудиторских услуг в России?

- Самая главная проблема, на мой взгляд, это необходимость придти к окончательному решению - какой стандарт финансовой отчетности будет в итоге принят в России. На мой взгляд, именно IFRS обеспечивает как защиту для инвесторов, так и понимание ими состояния компании. Пока, насколько я вижу, процесс перехода России на IFRS идет достаточно медленно.

Это вопрос государственного регулирования прежде всего. Он не относится к компетенции аудиторского сообщества. Пока же различия между государственными требованиями к финансовой отчетности компаний в России и МСФО очень значительны, в то время как основная тенденция во всем мире - сближение национального стандарта отчетности с IFRS.

- Как складываются ваши отношения с регулятором - чувствуете ли вы поддержку с его стороны или, напротив, существуют определенные проблемы и трудности? Существует ли какое-либо давление со стороны государственных структур в том, что касается раскрытия информации о деятельности ваших клиентов?

- Это, прежде всего, вопрос развития законодательной базы, именно так регулятор в первую очередь влияет на деятельность аудиторов. Вы знаете, что сейчас новый закон об аудиторской деятельности прошел очередное чтение в Думе. И главное, что я увидел, - в этом законе прописаны изменения, касающиеся деятельности саморегулируемых аудиторских организаций. Как вы знаете, проект этого закона разрабатывался и обсуждался более трех лет. Кроме того, в законопроекте ("О консолидированной финансовой отчетности" - прим. ИФ-АФИ) существует положение, обязывающее не только банки, но и компании, котирующиеся на российских фондовых площадка,х готовить отчетность по МСФО.

Что же касается вашего вопроса, требует ли от нас регулятор раскрывать какие либо моменты, касающиеся финансового состояния компании или ее деятельности, то здесь ответ - нет. Дело в том, что, если компания, которая обращается к нам, непрозрачна, то дать аудиторское заключение по ее финансовой деятельности очень трудно. Здесь надо понимать, в чем состоит работа аудитора. Deloitte фактически высказывает свое мнение о финансовом состоянии компании. Мы не занимаемся поиском информации о деятельности компании, все материалы предоставляет клиент. Если компания непрозрачна, то аудитору практически невозможно составить свое мнение относительно ее финансового состояния, результатов деятельности и т.д., а значит и дать заключение.

Очевидно, что и инвесторы не будут иметь дела с непрозрачной компанией. Так что никакого давления со стороны государства мы не испытываем. В конце концов, мы принимаем окончательное решение - работать с той или иной компанией или нет. Можно сказать, что это один из базовых принципов нашей деятельности - делать заключение только на основании той информации, которую компания дает нам.

- Является ли заключение аудитора гарантией того, что у компании не будет проблем с надзорными органами? Например, НК "ЮКОС", несмотря на заключения аудиторов, были предъявлены налоговые претензии?

- Прежде всего надо понимать, что аудиторское заключение не может и не должно являться гарантией, что финансовая информация, которая и является предметом аудита, абсолютно точно соответствует действительности. Если менеджмент компании хочет спрятать что-то, то аудитору очень непросто, а порой и просто невозможно, найти эти "темные" места.

Еще более усложняет ситуацию то, что российское законодательство в сфере налогообложения пока находится в процессе развития. Уровень уверенности относительно позиций компании как налогоплательщика находится на не слишком высоком уровне. Поэтому кто может сказать, что та финансовая информация, с которой работает аудитор, будет исчерпывающей, когда придет налоговая проверка? Никто. Вообще информация, касающаяся уплаты налогов, допускает интерпретацию, это надо понимать.

- В чем вы видите конкурентные преимущества Deloitte по сравнению с другими участниками рынка?

- Положение аудиторской компании на рынке определяется рядом факторов. Во-первых, это люди, работающие в компании. Если говорить о Deloitte в мировых масштабах, то мы, конечно, обладаем рядом преимуществ по сравнению с нашими основными конкурентами. Сейчас мы остаемся единственным аудитором из "большой четверки", который не стал продавать свой консалтинговый бизнес, что дает определенные преимущества. Мы обеспечиваем полный спектр услуг для наших клиентов: аудиторские услуги, консультации в сфере налогообложения и законодательства, финансовые консультации и прочее. Конечно, мы далеки от мысли, что это преимущество имеет долгосрочный характер, наши конкуренты также не стоят на месте. Я уверен, что они снова вернутся к такому направлению бизнеса как консалтинг.

- Оцените уровень конкуренции между крупнейшими западными аудиторскими компаниями и российскими аудиторами?

- Я не вижу никакой разницы между аудиторскими компаниями, которые называют себя российскими и Deloitte. Я также не понимаю, какими критериями руководствуется пресса, когда называет одни компании российскими, а другие - не российскими.

Да, мы компания "большой четверки", но мы работаем и живем здесь, в России. Мы русская компания, 95% процентов наших сотрудников здесь - русские, более 50% партнеров - русские. Поэтому если сравнить нас с, например, "БДО Юникон", то они не более русские, чем мы.

Да, различия между Deloitte и другими аудиторскими компаниями, которые были созданы в России, есть, но они, на мой взгляд, не могут характеризоваться как различия между "русскими" компаниями и "не русскими".

Если вы возьмете любую крупную аудиторскую компанию, которую называют российской, то увидите, что все они находятся в той или иной степени ассоциированности с западными аудиторскими компаниями. Я постоянно слышу это выражение - "российская компания" применительно к аудиторским компаниям, но, признаться, не совсем понимаю, что это выражение означает.

Теперь, что касается вашего вопроса относительно развития конкуренции. В глобальном смысле, если вы возьмете 500 крупнейших компаний мира по версии журнала Fortune, то увидите, что "большая четверка" не проводит аудит только двух из них. И я думаю, что развитие рынка аудиторских услуг в России будет развиваться по этому же пути. Я не вижу причин, по которым ситуация здесь будет развиваться по-другому.

Повторю еще раз, основной момент - это доверие к результатам работы аудиторов со стороны инвесторов и акционеров компании. С этой точки зрения компании "большой четверки" и, конечно, Deloitte пользуются наибольшим доверием. Deloitte работает по всему миру в разных странах с разными системами финансовой отчетности. Мы обладаем всеми необходимыми знаниями и опытом для того, чтобы предоставлять одинаково качественные услуги в каждой из них. То же самое касается и любой из компаний "большой четверки". Очевидно, что остальные аудиторские компании просто не могут позволить себе осуществлять подобный масштаб деятельности.

- То есть у аудиторских компаний, не входящих в "большую четверку" нет шансов занять значительную долю российского рынка?

- Я бы не был так категоричен. Возможности есть у всех. Но для того, чтобы добиться результата, реализовать эти потенциальные возможности, необходимо пройти долгий и трудный путь. Принципиально важен уровень подготовки и развития персонала аудиторской компании.

Здесь в России мы хотим, чтобы все наши сотрудники обладали квалификацией международного уровня. Мы платим за их подготовку и обучение. Наша цель добиться того, чтобы каждый из наших российских аудиторов мог работать в любой стране мира, и его квалификация позволяла это сделать. Мы тратим более $3 тыс. в год на человека на повышение квалификации наших сотрудников. Я с трудом могу себе представить, чтобы российские, как вы их называете, компании могли себе позволить такой уровень расходов на повышение квалификации персонала.

Если вы не можете обеспечить высокий уровень расходов на персонал, то вы не можете ни привлекать высококвалифицированных работников, ни удерживать их в компании.

- А вам не кажется, что ваши услуги слишком дороги для большинства российских компаний?

- Ну, для компаний, которые собираются выходить на рынок, - нет. Я скажу так, аудиторский бизнес - это IFRS-бизнес. Конечно, аудиторские услуги, связанные с необходимостью подготовки финансовой отчетности в соответствии с государственными требованиями, по-прежнему востребованы. В то же время, Deloitte одинаково качественно готовит аудит отчетности по любым стандартам. Но мы не стремимся привлекать эту категорию клиентов, это не наш рынок.

- Какие реформы необходимы российскому рынку аудиторских услуг?

- На мой взгляд, те реформы, которые проводятся сейчас, идут в правильном направлении. Главное, что мы видим последовательный прогресс. Это хорошо, но, на мой взгляд, требуются более активные усилия государства в этом вопросе. Очевидно, что для компаний элементарно дорого готовить две отчетности - в соответствии с государственными требованиями и по МСФО. Поэтому единый стандарт должен быть.

Что же касается сроков перехода на единый стандарт, то, на мой взгляд, они должны быть разумно быстрыми.

В то же время существует ряд причин, в силу которых процесс реформ в этой сфере идет не так быстро, как того хотелось бы. Это и политические причины, и причины социального характера. Определенные проблемы связаны с российской бюрократией. В общем, это очень сложный процесс.

Например, в Великобритании далеко не всем компаниям необходимо проходить аудиторскую проверку, только компаниям определенного уровня. Остальные готовят отчетность перед налоговыми органами и проходят определенную проверку с их стороны, но это не так сложно как аудиторская проверка. И это зафиксировано законодательно. Мне трудно говорить о том, что та или иная модель может быть применена в России.

- Основные итоги работы Deloitte на данный момент: прибыль, количество клиентов, диверсификация клиентов, доля рынка?

- Дать точную оценку нашей доли рынка, достаточно сложно. Если говорить о рынке СНГ, то мы занимаем порядка 23%, пять лет назад наша доля рынка составляла 5%, 70% нашего бизнеса в СНГ приходится на Россию, 25% - на другие страны Содружества.

Структура клиентского портфеля Deloitte в России выглядит следующим образом. Есть четыре основных группы клиентов: финансовые компании, ресурсные компании (нефть, газ, другие полезные ископаемые), компании потребительского сектора (сюда относятся, например, транспортные компании, фармацевтические компании, компании розничной торговли и т.д.) и компании телекоммуникационного, технологического и медийного сектора. В нашем клиентском портфеле эти группы достаточно хорошо сбалансированы. Конечно, в России именно ресурсные компании являются крупнейшими. Однако, мы всегда выступаем за обоснованный баланс нашей клиентской базы.

Например, четыре года назад у нас практически не было клиентов в телекоммуникационном секторе. Сейчас, я думаю, мы являемся в нем номером один. Мы также сильны в секторе горнодобывающих компаний. В то же время наши позиции как аудиторов в российском нефтегазовом секторе не так сильны, с другой стороны, наши консалтинговые услуги востребованы.

Что касается прибыли, то в нашем бизнесе основным показателем успешности бизнеса является маржа прибыли (отношение прибыли к продажам). Для Deloitte этот показатель составляет порядка 30%, и это очень хороший результат. Относительно выручки могу сказать только, что она последовательно растет высокими темпами - 50% в год - на протяжении последних четырех лет. В текущем году мы планируем увеличить выручку более, чем на 50%. Трудно предсказать насколько долго нам удастся сохранять эти темпы роста. Но я верю в общий рост российского рынка и рост нашей компании на рынке соответственно.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001682
Rambler's Top100