ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Взятка любит рост

Бум коррупции в России


Светлана Дементьева
Источник: Журнал "Двойная запись"

«Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь.
Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки?
Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
Н.В. Гоголь «Ревизор»

Российские чиновники грешить не боятся. Масштабы коррупции в стране проанализировал Фонд «ИНДЕМ». И в июле опубликовал результаты. В плане взяточничества мы растем ускоренными темпами. Все выше, и выше, и выше…

НЕТ. Не стать нам полноценной частью мирового бизнес-сообщества. Не видать крупного западного инвестора. А все из-за грехов наших коррупционных. Как выразилось рейтинговое агентство Standard & Poor's в своем июльском пресс-релизе, «административное бремя и воздействие коррупции высоки, судебная система недостаточно независима». И не повысило нам инвестиционный рейтинг.
Очевидно, специальная русская болезнь под названием «взяточничество» неизлечима. Что еще раз доказали недавно обнародованные результаты исследования фонда «ИНДЕМ» «Диагностика российской коррупции - 2005». Аналогичные изыскания проводились и в 2001 году.
Динамика развития коррупции в стране впечатляет. Размер средней взятки в деловом мире за четыре года вырос более чем в 13 раз и составил 135,8 тыс. долларов, среднегодовой взнос предпринимателя на прокорм чиновников - почти в 11 раз (243,75 тыс. долларов). Объем коррупционного рынка увеличился более чем в девять раз и составил в абсолютном выражении 316 млрд долларов, что перекрыло доходы федерального бюджета в 2,66 раза.
Ну, инфляция там, все такое, подумаете вы, цифры завышены. Ан нет. Борцы с коррупцией учли влияющие факторы. Желая быть ближе и понятнее народу, они привели простой пример: площадь квартиры, которую можно купить на одну среднюю взятку. Если в 2001 году она ограничивалась 30 метрами, то в 2005-м нечистый на руку слуга народа может позволить себе терем площадью более чем в 200 метров, как настоящий столбовой дворянин.
Интересно, что желание быть вольною царицей ограничивается жадностью взяткодателей. Согласно данным исследования, интенсивность коррупции, то есть среднее число взяток в год на одного дающего, по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 20 процентов.
Правда, по мнению фонда «ИНДЕМ», это свидетельствует не о сознательном изменении отношения к коррупции. Как показывают результаты исследования, значимых сдвигов в понимании этого явления не произошло. Просто требовать стали больше, что вызывает естественное возмущение бизнеса. Причем больше всего возмущаются те, с кого больше требуют, то есть крупный бизнес.
Правда, возмущаются анонимно. Боятся. От ответа на вопросы о своем вкладе в коррумпирование чиновников в 2005 году уклоняются гораздо больше представителей крупных компаний. В 2001 году они составляли треть всех респондентов, в 2005-м - почти половину.
Боятся, понятное дело, власти. В большинстве своем (76,6 процента респондентов) исполнительной, что тоже понятно: закон - что дышло, как повернул - так вышло. Остаток коррупционного рынка примерно поровну делят законодатели и судьи. Ну, а что с них взять?
Вывод фонда «ИНДЕМ»: «Можно предположить, что мы наблюдаем существенное изменение социальных практик, которое обусловлено повышением агрессивности коррупционной среды. Но эти изменения практик еще не подкреплены и не стабилизированы изменениями в установках населения, направленных против коррупции».
Короче говоря, давать и брать будем еще долго. Недаром алчность входит в число семи смертных грехов. Но, хоть мировое сообщество нам и не верит, мы все же боремся. Точнее, строим планы. И, как заверил президент в своем последнем послании Федеральному собранию, в них «не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии». Вот так.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001723
Rambler's Top100