ЧОУ Институт проблем предпринимательства

О новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете"


А.С. Бакаев, Заслуженный экономист Российской Федерации
Источник: Группа Компаний "ТНС"

Проект новой редакции Федерального закона "О бух­галтерском учете" и предлагаемые поправки к нему вызвали множество откликов и предложений. В журна­ле "Бухгалтерский учет" были опубликованы статьи проф. В. Ф. Палия (№ 7 за 2005 г.) и проф. Я. В. Со­колова (№ 10 за 2005 г.), посвященные этой проблеме. Предлагаем вашему вниманию статью кандидата эко­номических наук, Заслуженного экономиста Российской Федерации А. С. Бакаева, в которой автор высказы­вает свое мнение.

История подготовки первого рос­сийского Федерального закона "О бухгалтерском учете" начинает­ся с 1992 г., когда в связи с при­нятием Верховным Советом РФ Государственной программы пе­рехода Российской Федерации на принятую в международной прак­тике систему учета и статистики была поставлена задача подготов­ки проекта такого закона вместе с проектом закона "Об аудиторской деятельности" (впервые вопрос о подготовке законопроекта о бух­галтерском учете был поставлен еще в советское время в 60-е годы XX в.).

Верховным Советом РФ была образована рабочая группа по под­готовке проекта закона "О бухгал­терском учете" и в рамках осуще­ствления помощи Европейским союзом привлечены специалисты КПМГ к этой работе. В состав ра­бочей экспертной группы входи­ли проф. В.Ф. Палий (независи­мый эксперт), А.С. Бакаев (пред­ставитель Минфина России) и Е.Ф. Плескановский (представи­тель Комитета по бюджету Верхов­ного Совета, а потом Государст­венной Думы). Со стороны КПМГ в работе активно участвовал Д. Таундсен. Кроме того, разрабатывае­мые варианты закона рассматрива­ла комиссия из представителей го­сударственных органов, научных работников, практических рабо­тников, аудиторского сообщества и др.

Данный закон был подписан Президентом РФ 21 ноября 1996 г.

За прошедшие десять лет за­кон сыграл положительную роль в организации бухгалтерского учета в стране, так как в нем были за­креплены основы регулирования бухгалтерского учета, установлены нормы, связанные с представле­нием бухгалтерской отчетности. Он ввел разграничение в юридической практике на законодатель­ное регулирование общих вопро­сов бухгалтерского учета и регу­лирование технических аспектов бухгалтерского учета в положени­ях по бухгалтерскому учету.

В течение этого времени прои­зошло много событий, вызвав­ших необходимость пересмотра или уточнения некоторых содер­жащихся в законе норм. Среди них можно отметить следующие:

развитие рыночных отноше­ний в стране, появление новых объектов учета, отсутствовавших на момент подготовки закона, внедрение управленческого учета и корпоративного управления хо­зяйствующими субъектами; появ­ление информационных систем общего пользования и информационно-справочных систем, ры­ночной инфраструктуры (пока не­совершенной) - оценщики, ауди­торы, финансовые, бухгалтерские и иные консультанты;

формирование новой норма­тивной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности путем утверждения Минфином России 20 положений по бухгалтерскому учету (необходимо отметить, что при подготовке закона в 1994 г. было учтено ПБУ 1 "Учетная по­литика предприятия"), ряда методических указаний по бухгалтер­скому учету и документов по фор­мированию форм бухгалтерской отчетности;

внедрение практики примене­ния МСФО и американского ОПБУ (GAAP) в российскую практику, утверждение Правите­льством РФ Программы рефор­мирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетно­сти, одобрение Минфином России Концепции развития бухгалтерско­го учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную пер­спективу (2004—2010 гг.);

ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской от­четности в условиях отсутствия жесткой регламентации этих про­цессов со стороны государства (сначала путем сокращения коли­чества отраслевых министерств и ведомств, а затем лишения их функций регулирования бухгал­терским учетом вообще);

становление профессиональ­ных объединений бухгалтеров и аудиторов — Института професси­ональных бухгалтеров и аудиторов России, принятого в действитель­ные члены Международной феде­рации бухгалтеров, и т. п.;

организация новой системы подготовки и переподготовки спе­циалистов бухгалтерского учета, аудиторов, иных специалистов, связанных с бухгалтерским уче­том, и заинтересованных пользо­вателей.

За время действия Федерально­го закона "О бухгалтерском учете" появились новые вопросы, кото­рые требуют решения на законода­тельном уровне или серьезного об­суждения.

Во-первых, для каких целей разрабатывается закон и что явля­ется предметом его регулирова­ния?

Здесь без упоминания Консти­туции РФ не обойтись. В соответ­ствии со ст. 71 вопросы бухгалтер­ского учета находятся в ведении Российской Федерации и устанав­ливаемые в развитие этой статьи нормы являются обязательными на всей территории Российской Федерации. Конституционный суд РФ постановлением от 01.04.03 № 4-П определил следующее:

"Из статьи 71 (пункты "ж", "р") Конституции Российской Фе­дерации во взаимосвязи с ее стать­ями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт "б" части 1) следует, что в Российской Федерации офи­циальный бухгалтерский учет слу­жит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на инфор­мацию в сфере предприниматель­ской деятельности и экономики, основанной на принципах юридиче­ского равенства сторон и договор­ных отношениях, конкуренции и ри­ске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гаран­тий единого рынка, единства эко­номического пространства как од­ной из основ конституционного строя Российской Федерации".

Таким образом, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" дол­жен гарантировать соблюдение указанных конституционных по­ложений путем возложения феде­ральным законодателем на участ­ников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанности по ведению официального бухгалтерского учета. Офи­циальный характер бухгалтерского учета предполагает его публич­ность, а значит, необходимость на­личия таких гарантий, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность учетной информации, что невозможно без составления и представления бух­галтерской отчетности, а также без соответствующего контроля и про­верки ее ведения.

Решение Конституционного суда РФ, по сути, определяет осо­бый статус и содержание бухгал­терского учета и необходимость закрепления такого положения законодательно.

Отсюда, по нашему мнению, беспочвенными являются рассуж­дения отдельных специалистов о замене названия данного закона на следующие: "О бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности" или "О бухгалтерском учете и фи­нансовой отчетности".

Конституционный суд РФ од­нозначно указал на неразрывность бухгалтерской отчетности и бух­галтерского учета ввиду представ­ления отчетности как неотъемле­мой части бухгалтерского учета.

Во-вторых, особого рассмотре­ния требует предложение об изме­нении содержания будущего зако­нодательного акта. По мнению ряда специалистов, речь должна идти только о системе регулирова­ния бухгалтерского учета, сокра­щении роли государства в процес­се регулирования и возложении функций разработки и экспертизы будущих нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету на специально формируемый негосу­дарственный орган. Думается, что это противоречит как Конститу­ции РФ, так и указанному по­становлению Конституционного суда РФ. Оба акта требуют разра­ботки законодательного акта о со­держательной части бухгалтерско­го учета, а не только о его регули­ровании.

К сожалению, за время дейст­вия закона не появилось исследо­ваний, посвященных проблеме разграничения норм, подлежащих включению в законодательный акт (в виде специального закона "О бухгалтерском учете" или изложения в других законах), в решения Правительства РФ в рамках выполнения функции единого методологического руководства бухгалтерским учетом и нормативные правовые акты, утверждаемые уполномоченным органом. Например, в документах какого уровня должны раскрываться основные требования к бухгалтерскому учету или общие требования к бухгалтерской отчетности? Поэтому автор при изложении материала исходит из действующего положения дел.

Раздел I "Общие положения"

За время действия Федерального закона "О бухгалтерском учете" возникла необходимость закрепить ряд понятий, в настоящее время в нем отсутствующих. Если определения понятий "бухгалтерский учет" и "бухгалтерская отчетность" присутствуют в законе (хотя можно дискутировать о точности этих определений), то необходимость включения в закон таких понятий, как "доходы" и "расходы", "активы" и "обязательства", "капитал", целесообразно обсудить. Это важно, так как данные понятия отличаются от терминов гражданского законодательства (имущество, вещи, дебиторская и кредиторская задолженность), которые в основном базируются на праве собственности, а не получении экономических выгод, как в современном бухгалтерском учете, а также из-за отсутствия в законодательстве раскрытия такого понятия, как "капитал" ("собственный капитал").

Также следует изучить целесообразность включения в проект федерального закона определений таких привычных для бухгалтеров (но не для пользователей) понятий, как хозяйственные операции или факты хозяйственной деятельности, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, опенка, инвентаризация и другие учетные термины.

Особо следует рассмотреть вопросы, связанные с организацией ведения бухгалтерского учета в самом хозяйствующем субъекте (ст. 6 и 7).

Как известно, ответственность за организацию бухгалтерского учета в хозяйствующем субъекте, представление достоверной бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несет руководитель хозяйствующего субъекта. Понятие "руководитель" в организациях разных организационно-правовых форм отличается, и это требует раскрытия для целей закона.

Серьезно обсуждается вопрос о месте, которое занимает бухгалтерская служба (бухгалтерия) в системе управления хозяйствующего субъекта, и ее роли. На практике руководитель, в зависимости от объема учетной работы и задач, решаемых бухгалтерским учетом, в частности для целей корпоративного управления, управленческого учета, учреждает бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, а также организует ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в составе несамостоятельного структурного подразделения, возглавляемого лицом, ответственным за это (например, финансовым директором). Встречаются также другие варианты построения структур, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности. Все это требует серьезного анализа и обсуждения при подготовке соответствующих предложений.

Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом РФ главный бухгалтер включен в группу должностных лиц (руководитель, заместители руководителя, главный бухгалтер) организации, которая имеет ряд отличий от общего порядка трудовых отношений. Исходя из этой нормы Трудового кодекса РФ можно констатировать, что по своему статусу главный бухгалтер не может быть заместителем руководителя организации.

Другим аспектом этой организационной проблемы является разработка и установление в хозяйствующем субъекте перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов с точки зрения разрешения на проведение конкретной хозяйственной операции. Ясно, что руководитель не может подписывать все документы. Поэтому на практике руководитель по согласованию с главным бухгалтером (или без) утверждает перечень лиц, на которых возлагаются определенные ограничения мер ответственности за совершение финансовых, денежных и иных хозяйственных операций, связанных с принятием ответственности с учетом требований законодательства Российской Федерации (в частности, по операциям с денежными средствами). При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой должности, лимитов ответственности, сферы действия и сущности хозяйственных операций. Наличие такого перечня очень важно для организации учетного процесса (документооборот, оформление первичных учетных документов и т. п.).

По ст. 6 и 7 действующего закона имеются также вопросы организационного характера, касающиеся: взаимоотношений между руководителем и главным бухгалтером; роли совета директоров акционерного общества в области бухгалтерского учета и руководителя исполнительного органа; взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера; процедуры назначения главного бухгалтера; структуры бухгалтерской службы; исключения самостоятельной статьи о главном бухгалтере из закона; проблемы второй подписи (последний абзац ст. 7); проблемы наличия на многих документах двух подписей (первой и второй), как правило, исходя из норм, установленных Центральным банком РФ.

В действующем законе никак не отражены особенности и проблемы учета и отчетности в субъектах малого предпринимательства и некоммерческих организациях (за исключением общественных объединений). Имеется явная необходимость закрепления за ними упрощенных процедур ведения бухгалтерского учета и представления упрощенной бухгалтерской отчетности. Многие положения, установленные для коммерческих организаций, не подходят для некоммерческих, например, связанные с экономическими выгодами (активы, обязательства) и предпринимательской деятельностью (доходы, расходы и капитал).

В начале статьи уже упоминалось, что по предложению ряда специалистов будущий закон должен быть посвящен только одному вопросу - регулированию бухгалтерского учета. Действительно, за последние годы неоднократно обсуждался вопрос о необходимости ослабления влияния государства на процессы регулирования. Следует отметить, что в течение 2004 г. был принят ряд правительственных решений, в результате которых все федеральные органы исполнительной власти (за исключением Министерства финансов РФ) были лишены функций по регулированию бухгалтерским учетом (утверждению нормативных правовых актов, изданию разъяснений, подготовке отраслевых указаний и др.). За Министерством финансов РФ соответствующим решением Правительства РФ закреплены функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В связи с этим, по нашему мнению, в новой редакции закона речь может идти о широком участии профессионального сообщества в процессах подготовки проектов положений по бухгалтерскому учету и других нормативно-правовых актов, проведению экспертизы проектов на всех стадиях подготовки и утверждения, разъяснительной работы по их применению и обучению, а также других мероприятий, как это предусмотрено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010).

Требует также обсуждения вопрос закрепления в законе положений о сложившейся четырехуровневой (законодательный, нормативный, методический и организационный) системе документов и ответственности ветвей законодательной и исполнительной власти и профессиональных организаций за функционирование каждого уровня системы.

За последние годы в бухгалтерской среде стала распространенной процедура аттестации главных бухгалтеров, финансовых директоров для получения аттестата профессионального бухгалтера, подтверждающего их профессиональную пригодность. Данное явление предлагается закрепить законодательно, имея в виду обеспечение условий экономической безопасности организаций (напомним о скандалах вокруг американских и других компаний), соблюдение интересов внешних пользователей финансовой информации. С этой целью проведение аттестации распространить на главных бухгалтеров или иных лиц, возглавляющих бухгалтерскую службу организаций, а также специалистов, занятых оказанием бухгалтерских услуг в специализированных организациях или индивидуально.

Следует отметить возросшее число организаций и просто граждан, предоставляющих бухгалтерские услуги, деятельность которых никак не регламентирована. Общество должно быть уверено в качестве предоставляемых услуг через проведение аттестации.

Раздел II "Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация"

В данном разделе регулируются отдельные технические элементы бухгалтерского учета или учетного процесса. Поэтому содержание раздела обсуждается чаще всего с точки зрения необходимости в законе: нужно ли содержащиеся в данном разделе нормы регламентировать на законодательном уровне или достаточен уровень российского стандарта, либо, в крайнем случае, следует закрепить их на уровне Правительства РФ? В качестве примера можно привести вопрос о языке ведения бухгалтерского учета или представления бухгалтерской отчетности, который в настоящее время в законе отсутствует. Отсутствие такой нормы вызывает возражения некоторых российских хозяйствующих субъектов.

В отношении первичных учетных документов сложилось довольно устойчивое мнение о необходимости отказа от унифицированных форм, утверждаемых в альбомах Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. В условиях исчезновения отраслевых форм первичных учетных документов унифицированные формы стали играть больше отрицательную роль — из-за невозможности учесть в них все многообразие хозяйственных операций или фактов хозяйственной деятельности. В то же время применение западной практики по этому вопросу (формирование первичных учетных документов самой организацией) на начальном этапе может вызвать множество нареканий при оформлении таких документов. Следует подумать о разработке образцов в качестве рекомендуемых, например, общественными профессиональными организациями бухгалтеров и аудиторов.

Большой проблемой в последние годы стала неурегулированность применения в организациях электронного документооборота, когда вместо бумажных носителей первичной информации используются электронные документы. В нынешней редакции закона частично предусмотрена возможность создания документов в электронном виде при условии вывода их в случае необходимости на бумажные носители. В этой связи требуется серьезное исследование надежности и юридической чистоты применения только электронных документов.

Введение нового порядка формирования первичных учетных документов возможно только при сохранении перечня обязательных реквизитов первичных учетных документов, независимо от формы и вариантов обработки.

А вот по регистрам бухгалтерского учета предстоит выработать перечень обязательных реквизитов, который следует включить в текст закона. Здесь также стоит проблема электронного оформления. В перспективе по регистрам бухгалтерского учета планируется разработать специальный стандарт.

Очень серьезный вопрос касается такого элемента бухгалтерского учета, как оценка активов и обязательств. В настоящее время видов возможных оценок для применения в бухгалтерском учете, а особенно для раскрытия информации в бухгалтерской отчетности довольно много: историческая (фактические затраты приобретения, сооружения и изготовления), текущая рыночная (продажи или покупки), выбытия запасов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, способ ФИФО), дисконтированная (с разными способами дисконтирования) или справедливая.

С ними связаны вопросы резервирования под снижение стоимости запасов и финансовых вложений, по сомнительным долгам и другие оценочные резервы.

Требует решения очень интересный комплекс вопросов о нормах естественной убыли: насколько правомерным является их применение для целей бухгалтерского учета; не являются ли они объектом договорных отношений, например, договора поставки, договора купли-продажи или других договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом при приобретении материально-производственных и иных ценностей; почему в Трудовом кодексе РФ при изложении положений, связанных с полной материальной ответственностью работников, отсутствует всякое упоминание о нормах естественной убыли; не пересекаются ли эти нормы с технологическими нормами; насколько правомерно вмешательство государства в регулирование возникающих недостач и потерь от порчи в условиях ответственности руководителей за сохранность собственности в организации?

Раздел III "Бухгалтерская отчетность"

Необходимость законодательного закрепления представления каждым юридическим лицом годовой бухгалтерской отчетности не вызывает сомнения. Недаром и Гражданский кодекс РФ, и Федеральные законы "О акционерных обществах", "Об унитарных предприятиях", и иные аналогичные законодательные акты содержат требование представления и рассмотрения такой отчетности. Это связано с удовлетворением потребности многочисленных групп пользователей в получении информации, раскрывающей характер деятельности конкретного юридического лица, о его способности продолжать ее в обозримом будущем и уверенности в способности менеджмента вести дела. Такая информация содержится в годовой бухгалтерской отчетности.

В новой редакции закона следует уточнить состав, адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности. Наряду с традиционными формами бухгалтерской отчетности - бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках - в состав должны быть включены: отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств. Кроме того, предусматривается представление вместе с ними пояснений к ним.

Указанное новшество не нуждается в объяснении, так как на протяжении ряда лет эти формы входят в состав бухгалтерской отчетности. Планируется закрепить отказ от представления в качестве самостоятельной ф. № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", ее показатели должны раствориться в пояснениях.

Требует серьезного обсуждения вопрос об адресах представления бухгалтерской отчетности в качестве обязательных. Если первый адрес - это представление участникам, учредителям или собственникам юридического лица, по нашему мнению, сомнения не вызывает, то второй адрес, поименованный в законе в лице органа государственной статистики, вызывает сомнения, так как не должен быть предметом законодательства о бухгалтерском учете. Норма о представлении бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики должна быть в случае необходимости закреплена в федеральном законе о статистике. Реализация положения о публичности бухгалтерской отчетности в будущем должна решаться через ее обязательное размещение в информационных системах общего пользования (Интернет).

Отдельно в законе следует прописать положение, связанное с представлением промежуточной бухгалтерской отчетности. Нынешняя редакция закона не позволяет однозначно принять решение о необходимости представления такой отчетности, например, ежеквартально или только за первое полугодие. Видимо, следует проанализировать ситуацию по представлению промежуточной финансовой информации в мировой практике и рекомендации МСФО о потребностях пользователей в получении финансовой информации чаще, чем один раз в год.

В особую статью предлагается включить вопросы контроля за качеством бухгалтерского учета, особенно бухгалтерской отчетности. При этом следует предусмотреть все формы контроля, как государственные со стороны, например, федерального органа, ответственного за состояние финансового рынка, так и в виде проведения аудиторских проверок для подтверждения достоверности представляемой отчетности, а также иные формы проверки бухгалтерской отчетности.

Видимо, настало время включения в закон положений, связанных не только с бухгалтерской отчетностью постоянно действующей организации, но и описать формирование отчетности при ликвидации юридического лица, при его реорганизации и при прекращении юридическим лицом части своей деятельности (при прекращаемой деятельности).

На законодательном уровне следует устранить пробел, связанный с введением при соблюдении определенных условий нормы об обязательности составления консолидированной финансовой отчетности.

Читатели могут предъявить автору данной статьи претензии, что в ней не выражена его ясная позиция по компоновке и содержанию будущего закона о бухгалтерском учете. На это хотелось бы ответить фразой проф. Я. В. Соколова: "Нет рассуждений - нет позиции, нет обсуждения — нет закона ".

Издание: Бухгалтерский учет

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001756
Rambler's Top100