ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Государство хочет больше денег


Екатерина Дербилова
Источник: Газета "Ведомости"
Чиновники приготовили миноритарным акционерам госкомпаний приятный сюрприз. Росимущество требует от компаний направлять на дивиденды не меньше 20% чистой прибыли за 2005 г. Впрочем, желающие сэкономить легко добьются своего, просто уменьшив прибыль головной компании, на основании которой определяется размер дивидендов.

В России нет единой дивидендной политики для госкомпаний — их размер дивидендов определяется индивидуально, что зачастую приводит к баталиям между менеджерами и чиновниками. Правда, Росимущество, которое управляет долями государства в большинстве компаний, в прошлом году ввело единое правило: на обыкновенные акции госкомпании должны были направить не менее 10% от чистой прибыли за 2004 г., при этом сумма дивидендов не должна быть ниже прошлогодних. Почти все крупные компании выполнили эти требования. Исключение составила “Транснефть”, которая сократила выплаты в пять раз. Менеджеры монополии спорили с чиновниками до ноября и в итоге добились своего.

Но аппетиты Росимущества растут. “Мы разослали госкомпаниям письма с рекомендацией направлять акционерам не меньше 20% чистой прибыли за 2005 г.”, — рассказал “Ведомостям” представитель ведомства Дмитрий Никитенко. Требование не снижать сумму дивидендов по сравнению с прошлым годом, по его словам, сохранилось. “20% — это минимальная планка для цивилизованных отношений между менеджментом и акционерами компаний”, — говорит он и отмечает, что в некоторых зарубежных компаниях дивиденды доходят до 90% от чистой прибыли и российские частные компании платят больше государственных (см. таблицу). Новое правило, по мнению Росимущества, должно улучшить корпоративную культуру госкомпаний и состояние рынка акций.

В госкомпаниях к этим предложениям отнеслись по-разному. Высокие дивиденды поднимут стоимость акций госкомпаний, считает менеджер одной из госкомпаний. По его мнению, чиновники не требуют ничего запредельного, а 20% он называет правилами хорошего тона. По итогам 2004 г. “Лукойл” направил на дивиденды 25% чистой консолидированной прибыли по US GAAP, МТС — 40% прибыли по МСФО, “Северсталь” — 26%, “Евразхолдинг” — 29%, “Норникель” — 18%, “Газпром” — 15%, подсчитал стратегический аналитик “Атона” Алекс Кантарович. Многие западные компании делятся большей частью чистой прибыли, чем предлагает Росимущество, продолжает он, но бывает и так, что акционеры сквозь пальцы смотрят на отсутствие дивидендов или низкие выплаты, если компании необходимо инвестировать средства. Но зрелые бизнесы, как “Транснефть”, по его словам, должны возвращать акционерам деньги.

Но вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев говорит, что компания не планирует повышать дивиденды по сравнению с прошлым годом, подчеркивая, что менеджеры выполнят любое решение акционера. “Единственный источник инвестиций в производство и ремонт труб — это чистая прибыль, — рассуждает Григорьев. — А если правительство хочет, чтобы трубы были безопасными, то деньги надо вкладывать в трубы”. “Газпром” рассчитывает размер дивидендов по формуле, одобренной советом директоров, отмечает представитель концерна. Если чиновникам не понравятся расчеты, им придется поменять корпоративные документы, отмечает он. Представители РАО ЕЭС, “Аэрофлота”, “Роснефти” и РЖД пообещали исполнить решение основного акционера — государства. Связаться с представителями “Связьинвеста” не удалось.

А вот миноритарных акционеров госкомпаний предложения чиновников порадовали. Вместе с выплатами в бюджет вырастут и наши дивиденды, надеется Дмитрий Джевала, директор департамента управления активами фонда “Ист Кэпитал”, в портфеле которого есть акции РАО, “Транснефти” и “Газпрома”. А если компании будут следовать предложениям чиновников, это повысит интерес инвесторов к их акциям и поднимет капитализацию, считает Джевала.

Дивиденды рассчитываются из неконсолидированной прибыли компании по РСБУ, что позволяет компаниям обходить требования Росимущества, отмечают эксперты. “Транснефть” перераспределила свою прибыль за 2004 г. на “дочки” и при консолидированной прибыли по МСФО в $1,43 млрд показала на головной компании только 5 млрд руб. — втрое меньше, чем в 2003 г. А РЖД показало убытки в IV квартале 2004 г.: прибыль компании за девять месяцев составила 16,6 млрд руб., а по итогам года — 8,7 млрд руб. Но представители обеих монополий уверяли, что дивиденды тут ни при чем.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002026
Rambler's Top100