ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Роспотребнадзор не брезгует провокациями


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) была образована в 2004 году в результате слияния Госторгинспекции и Санэпиднадзора. Но до сих пор ее деятельность вызывает много нареканий. Эксперты журнала «Расчет» рассказали о компетенции этой службы.

Под контролем двоих

Роспотребнадзор не брезгует провокациями

Объединение под одной крышей Госторгинспекции и Санэпиднадзора привело к тому, что Роспотребнадзор получил широкие полномочия по проверке деятельности фирм и предпринимателей. Однако принцип работы контролеров не претерпел изменений.

Как и прежде, они могут проводить плановые проверки с периодичностью раз в два года. Внеплановые мероприятия ревизоры чаще всего проводят по жалобам граждан на некачественное обслуживание, продажу испорченных продуктов питания или обман со стороны продавцов. Еще одной причиной внепланового визита инспекторов могут стать нарушения, выявленные в ходе плановой проверки. По статистике Роспотребнадзора, повторная встреча с ревизорами грозит более чем 90 % предпринимателей, причем избежать ее практически невозможно. Как показывает практика, попытки оспорить в суде законность повторной проверки не приводят к положительному результату. Так, например, в Поволжском округе предприниматель попытался оправдать свое административное правонарушение. Его доводы были основаны на том, что контроль должен проводиться не чаще одного раза в два года. Однако аргументы были опровергнуты судьями. Дело в том, что пунктом 4 статьи 7 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» разрешено повторно проверять те организации, при плановых проверках которых были выявлены нарушения (постановление ФАС Поволжского округа от 1 июля 2004 г. № А12-5110/04-С56).

Теперь в новом ведомстве работают специалисты прежних СЭС и торговых инспекций. Поэтому плановые выезды будут проводить два контролера – бывший санитарный врач и торговый инспектор.

Церемония проверки

Традиционно проверка начинается с контрольной закупки. Инспектор, взяв на себя роль обычного покупателя, приобретает товар. Если проверка проводится по жалобе, то контролер закупает те продукты, которые не понравились потребителю. В этот момент ему необходимо обратить внимание на то, пробьет ли продавец чек и правильно ли выдаст сдачу. Если продавец обмерил, обвесил или обсчитал ревизоров, они могут оштрафовать его на сумму от 1000 до 2000 рублей (ст. 14.7 КоАП).

После контрольной закупки ревизоры должны предъявить свои удостоверения и распоряжение руководителя территориального отдела о проведении проверки. Также они должны пригласить на это мероприятие руководителя организации (такое право установлено в статье 13 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»). Должностному лицу ревизоры поясняют, что послужило причиной государственного контроля, и с этого момента начинается основная часть проверки.

Далее инспекторы детально проверяют объект контроля на соблюдение санитарных норм, правил торговли, а также качества товаров. Например, контролеры могут обратить внимание на неправильное оформление «Уголка потребителя». В нем должны находиться книга жалоб и предложений, правила торговли отдельными видами товаров, свидетельство о регистрации магазина и другие документы о правах потребителя. При этом все они должны быть в открытом доступе, чтобы покупатель в любой момент смог к ним обратиться.

Внимание контролеров привлекает также наличие медицинских книжек у продавцов, условия хранения продуктов, соблюдение срока их реализации. Причем если инспекторы найдут явное нарушение последнего, то организации придется уплатить довольно большой штраф (до 50 тысяч руб.). Наказать в такой ситуации ревизоры вправе, даже если у фирмы есть все сертификаты качества на этот товар (см. постановления ФАС Московского округа от 1 апреля 2005 г. № КА-А40/583-05, Дальневосточного округа от 15 декабря 2004 г. № Ф03-А04/04-2/3329).

Закончив проверку, инспекторы должны оформить ее результаты. Для начала составляется акт установленного образца в двух экземплярах. Один вручается юридическому лицу, другой остается в деле Роспотребнадзора. Если в ходе проверки были выявлены какие-либо нарушения, то контролеры составляют протокол и дают предписания об устранении выявленных недочетов. В случае, когда у ревизоров не достаёт доказательств нарушения, они оформляют не протокол, а определение о возбуждении административного расследования. Срок такого расследования – месяц. Если факты нарушений подтверждаются, то составляется протокол об административном нарушении, который направляется руководителю отделения Роспотребнадзора для рассмотрения дела в 15-дневный срок.

Берегитесь недобросовестных инспекторов!

Проверяющие считают, что каждая контрольная закупка должна выявлять нарушения. Именно поэтому ревизоры придумывают различные провокации. Однако это незаконные методы. Суд не признает результаты проверки, если инспекторы спровоцировали продавца на нарушение. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся модели провокаций.

Инспектор выбирает товары в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.

Дальше возможны два варианта развития событий. Например, «покупатель» делает вид, что торопится. Он забирает товар и уходит, не дожидаясь чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении ККТ (групповая провокация). Возможно, что продавец сначала отдаст покупателю сдачу и только потом потянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке (психологическая провокация).

В другом случае контролер заходит в магазин и просит продать ему, например, йогурт и пачку печенья. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем «покупатель» вдруг «вспоминает», что ему нужен пакет, чтобы упаковать продукты, и дает продавцу деньги с учетом стоимости пакета. Как только продавец передает пакет, проверяющий объявляет контрольную закупку. Налицо неприменение ККТ: продавец не пробил чек за пакет.

Если вы считаете, что проверяющие вас спровоцировали, не подписывайте никаких документов. А если все-таки решили подписать, то сделайте это с оговоркой: «С протоколом (или актом) не согласен». Если вы не готовы грамотно изложить свою позицию, скажите, что дадите объяснения непосредственно на рассмотрении вашего дела.

После ухода контролеров попытайтесь найти свидетелей, видевших, что вас спровоцировали: поговорите с другими продавцами или покупателями, которые находились в торговом зале во время контрольной закупки. Запишите их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).

Кроме того, сразу же напишите жалобу на действия проверяющих и направьте ее их начальнику, в прокуратуру или в суд. Если вы сумеете доказать, что вас спровоцировали или хотя бы посеять сомнения в законности действий проверяющих, есть шанс избежать наказания.

Кстати, инспекторы нередко допускают в своей работе и другие «промашки». Выявив их, организация может избежать наказания. Например, случается, что проверяющие стараются поскорее наказать предпринимателя, не особенно вникая в суть нарушения. Так поступило территориальное управление Роспотребнадзора г. Тобольска, проводившее совместно с городской прокуратурой проверку торговой точки. Контролеры не обнаружили в магазине документов, дающих право торговать алкоголем. На этом основании они поспешили выписать штраф. Предприниматель обратилась в суд и представила все необходимые разрешения. Арбитры отменили решение контролеров, указав, что отсутствие документов в момент проверки еще не повод для наказания (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2005 г. по делу № Ф04-5639/2005(14382-А70-7)).

Желание поскорее отделаться от надоедливых нарушителей приводит к незаконной «оптимизации» работы инспекторов. Примером может служить следующий эпизод. Контролеры провели проверки в двух торговых точках, принадлежащих одному предпринимателю. В результате было возбуждено два административных дела. Стараясь сократить время на их рассмотрение, инспекторы в тот же день вынесли одно постановление о привлечении к ответственности по двум делам. Предпринимателя даже не удосужились известить ни о месте, ни о времени рассмотрения дела. Суд признал это серьезным нарушением закона и отменил решение ревизоров (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2004 г. по делу № А10-1752/04-20-Ф02-3845/04-С1).


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002076
Rambler's Top100