ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Международные стандарты финансовой отчетности

Вокруг законопроекта о реформировании бухгалтерского учета и внедрения МСФ («Об официальном бухгалтерском учете»)


Сергей Соколов, Директор НОУ «Институт проблем предпринимательства»
Источник: НОУ "ИПП"
Недавно достоянием бизнес-сообщества стал Проект федерального закона “Об официальном бухгалтерском учете”. Проект подготовлен Межведомственной рабочей группой образованной Минфином России. При этом подчеркивается, что «проект подготовлен в соответствии с Концепцией федерального закона, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 17 октября 2005 г.». Официально заявлялось, что в состав Межведомственной рабочей группы, работающей над законопроектом, вошли представители Минфина России, Минэкономразвития России, ФСФР России, Росстата, Росстрахнадзора, Банка России, РСПП, общественного объединения “ОПОРА”, Аудиторской палаты России, Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

Соколов Сергей Алексеевич - Генеральный директор НОУ ИППОкончательный вариант Проекта федерального закона “Об официальном бухгалтерском учете”, размещенный на сайте Минфина России 29 декабря 2005г. вызвал не однозначную реакцию в среде профессионального бизнес-сообщества. И что самое удивительное среди тех организаций, которые вошли в состав Межведомственной комиссии.

Позиция РСПП – категорически «против»

Под председательством Президента Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) А. Шохин (http://www.rspp.com.ru/) прошло обсуждение Законопроекта на заседании рабочей группы РСПП с участием заинтересованных представителей бизнеса.

В Заключение РСПП на проект Федерального закона “Об официальном бухгалтерском учете” критика сосредоточена по семи основным положениям:

1. У Законопроекта отсутствует внятно сформулированная цель

В соответствии со ст. 1 Законопроекта, его целью является ”защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства”. Поскольку общество соприкасается лишь с конечным результатом работы бухгалтеров – финансовой отчетностью, разумной целью регулирования в сфере бухгалтерского учета должна быть “защита информационных интересов пользователей финансовой отчетности”. Однако именно эти интересы Законопроект не защищает. Непонятно, кому и зачем нужен Законопроект в предлагаемой редакции:

  1. С содержательной стороны Законопроект не несет ничего нового в сравнении с ныне действующим законом и противоречит МСФО по многим принципиальным положениям (формирование профессионального суждения, расчетных бухгалтерских оценок не только не предусмотрены Законопроектом, но и никак не вписываются в его логику; предлагаемая система регулирования не выдерживает никакой критики, поскольку не сделана даже попытка решить главный вопрос - конфликт интересов в Минфине как главном фискальном органе и органе гос. регулирования). В таких обстоятельствах принятие Законопроекта сегодня - с учетом реалий законотворческой практики - законсервирует сложившуюся ситуацию как минимум на 2-3 года, а на деле - отбросит назад российское бизнес-сообщество в вопросе реформирования системы бухучета и отчетности.
  2. С процессуальной точки зрения принятие Законопроекта поставит законодателя в положение, когда он должен будет принимать два других небесспорных законопроекта (о консолидированной финансовой отчетности и пакет поправок к Закону об аудиторской деятельности, регулирующих деятельность профессиональных СРО) под известным давлением. Ведь Законопроект в части связи с МСФО явно ссылается на проект закона "О консолидированной финансовой отчетности", а в части описания процедур разработки национальных стандартов неявно предполагает наличие и функционирование профессиональных СРО в соответствии с предлагаемыми Минфином поправками в закон “Об аудиторской деятельности”. Между тем, оба законопроекта подверглись существенной критике, и по обоим законодатель пока не сформировал окончательную позицию. В таких обстоятельствах принятие Законопроекта сегодня в известном смысле ограничивает и связывает законодателя - сказав "а", он должен будет говорить и "б", и "в", ведь для исправной работы нового закона надо будет принимать и два упомянутых небесспорных законопроекта.
  3. Законопроект предполагает наличие четырех различных учетных систем, по которым организации будут вынуждены составлять финансовую отчетность ((i)полный комплект МСФО или ОПБУ США для инвесторов, (ii) МСФО, признанные в порядке утвержденном Правительством РФ, (iii) национальные стандарты и все прочие применимые национальные нормативные акты, (iv) налоговый учет). Такой подход необоснован с точки зрения пользователей финансовой отчетности и затратен для организаций. Использование в названии Законопроекта взятого из Конституции слова “официальный” создает видимость различия предметов регулирования Законопроектов “Об официальном бухгалтерском учете” и “О консолидированной финансовой отчетности”. Однако, закон “О бухгалтерском учете” действует с 1996 года и не был признан неконституционным из-за отсутствия в его названии слова “официальный”. По субъективному восприятию предприятий, этот “официальный” учет будет делаться исключительно для чиновников, а для составления финансовой отчетности компании будут вынуждены вести иные виды учета – неофициальные. Если консолидированная финансовая отчетность не входит в понятие официального бухгалтерского учета, то она в соответствии с Конституцией не должна регулироваться федеральным законом. Появление в названии Законопроекта слова “официальный” рассматривается бизнес-сообществом как тревожный сигнал об дальнейшем увеличении количества обязательных видов учета и расходов организаций на соблюдение бюрократических требований, не продиктованных нуждами пользователей финансовой отчетности и потребностями финансовых рынков. Эксперты твердо придерживаются позиции, что вся сфера бухгалтерского учета и финансовой отчетности должна регулироваться одним федеральным законом.

Выше раскрыт первый пункт конкретных замечаний. Полный текст критических комментариев занимает 14 страниц убористого текста. Мы ограничимся только тем, что перечислим следующие ключевые позиции Заключение РСПП

2. Система регулирования исключает пользователей отчетности из процесса разработки стандартов

3. Сложная система нормативных актов создает возможность правовых коллизий и увеличивает затраты организаций

4. Законопроект не позволяет использовать понятийный аппарат МСФО

5. Законопроект содержит избыточные и небесспорные технические положения

6. В Законопроекте не прописана ответственность за искажение финансовой отчетности

7. Законопроект изобилует неточностями и недоработками

Общий вывод РСПП не утешителен: «Законопроект в данной редакции не устраивает бизнес-сообщество концептуально и ухудшает существующую в настоящее время ситуацию. В связи с этим РСПП Считаем нецелесообразным его внесение в Правительство».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) А. Шохин подчеркивает: «При этом, считаю важным отметить, что при подготовке законопроекта Межведомственной рабочей группой позиция РСПП учтена не была. Вместе с тем, РСПП готов к дальнейшему конструктивному диалогу и совместной работе над проектами нормативных правовых актов, в том числе по вопросам бухгалтерского учета и отчетности».

Позиция «Опора россии» – решительно «против»

Достаточно резко и определенно высказала свою позицию и другая общественная организация «ОПОРА РОССИИ»*(http://www.opora.ru/live/)

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» подготовила отзыв на подготовленный Межведомственной рабочей группой проект федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете». В нем заявляется:

«В целом данный законопроект не отвечает Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной Министерством финансов (Приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180), в соответствии с которой предполагается:

  • активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса,
  • распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом в области бухгалтерского отчета и отчетности (передача части функций государства саморегулируемым организациям),
  • снижение административного бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет (в первую очередь, снижение требований по бухгалтерскому учету для компаний малого бизнеса, работающих на специальных режимах налогообложения).

… принятие законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете» в представленной редакции не приведет к положительным изменениям в области ведения бухгалтерского учета для субъектов предпринимательства. Законопроект не решает задачи и проблемы, изложенные в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Законопроект требует существенной доработки по существу, так как технические правки не способны устранить имеющиеся недоработки.
В связи с этим, рекомендуем отложить внесение данного законопроекта на рассмотрение в Правительство Российской Федерации и предоставить Министерству финансов России и предпринимательской общественности возможность подготовить законопроект, отражающий одобренную Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации».

* ОПОРА РОССИИ

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» создана предпринимателями 18 сентября 2002 года.
Основная цель деятельности ОПОРЫ РОССИИ – содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.
ОПОРА РОССИИ появилась в результате объективного развития и дальнейшего расширения деятельности Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА), объединяющего более 80 некоммерческих организаций по всей стране.
В составе ОПОРЫ РОССИИ действуют 71 региональное отделение от Калининграда до Камчатки, защищающие права предпринимателей на местах.

Позиция «ТПП РФ» – умеренно «против»

Достаточно оперативно высказало свою позицию Торгово-промышленная палата Российской Федерации (http://www.tpprf.ru/), обнародовав «Заключение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по проекту федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете».

«Мы полагаем, что разработка данного законопроекта – задача чрезвычайно актуальная. В настоящее время остро назрела необходимость пересмотра действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете». Это обусловлено тем, что действующий Закон, вступивший в силу более девяти лет тому назад, не соответствует как изменившимся экономическим условиям деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации, так и передовому зарубежному опыту в области регулирования сферы бухгалтерского учета».

Итоговый вывод: « … проект федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете» требует коренной, существенной переработки, согласования с другими нормативными правовыми актами и международной практикой».

Нельзя оставить без внимания некоторые замечания и предложения высказанные экспертами ТПП:

«1. Целями проекта федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства путем установления единых требований к официальному бухгалтерскому учету, а также создание правового механизма регулирования учета. Вместе с тем применение термина «официальный» в наименовании законопроекта неизбежно вызывает предположение, что возможен неофициальный бухгалтерский учет. Целесообразно, на наш взгляд, применять, исторически сложившийся термин - бухгалтерский учет ...

3. Законопроект предусматривает сложную систему нормативных правовых актов, сферы регулирования которых могут пересекаться: различные законы, международные стандарты, национальные стандарты, план счетов, отраслевые стандарты, добровольные стандарты (принимаемые многочисленными негосударственными органами регулирования), а также неопределенная совокупность документов, принятых до вступления в силу данного закона. На наш взгляд, необходим единый кодифицированный комплект нормативных документов.

Современная практика предполагает законы прямого действия. Представленный же законопроект содержит много отсылочных норм. В частности, во исполнение настоящего закона потребуется подготовка постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов. Данное обстоятельство может парализовать применение закона на практике в момент его принятия, в виду отсутствия подзаконных актов…

6. Проект упраздняет положение о наличии в штате экономического субъекта главного бухгалтера, определённое действующим Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Из этого следует, что ответственность за ведение бухгалтерского учёта возлагается исключительно на руководителя экономического субъекта…

Соответствие законопроекта МСФО

Законопроект уже сейчас, по мнению предпринимательского сообщества, содержит определенные противоречия с МСФО.

Практическое применение законопроекта в случае его принятия может выявить и другие потенциальные коллизии его методологических положений с существующими или будущими международными подходами к формированию финансовой отчетности.

Принятие проекта в предложенной редакции может привести, на наш взгляд, к неоднозначному толкованию МСФО и отсутствию единообразия в методологических нормах бухгалтерского учета (вместо приведения российских стандартов по бухгалтерскому учету в соответствии с международными стандартами)…»

Два взгляда – «за» и «против»

Резюмируя, приведем два взгляда на законопроект, наиболее ярких представителей противоположных позиций. При этом, хотелось бы заметить, что конструктивная дискуссия, когда противостоящие стороны желают и могут услышать друг друга - это позитив, это развитие, это движение вперед. Однако когда предмет и содержание проблемы подменяется личными амбициями и узко корпоративными интересами страдает дело, проигрывает здравый смысл … но выигрывают лобби.

Директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН

«Работа над законом шла с 2004 года. И некоторые процессы по работе над концепцией закона и самим законопроектом шли параллельно. Мы считаем порочной как затяжку времени с принятием этого закона, так и необоснованную спешку. Кстати, в планах правительства данный законопроект стоит лишь на осень этого года. За это время он должен пройти правительственную и еще более широкую общественную экспертизу…

… закон о бухучете – системообразующий. Он регулирует огромную область общественных отношений, и все другие законы так или иначе, решая вопросы, связанные с бухучетом, ориентируются на этот закон. Поэтому было очень важно определить, а что же мы хотим поменять. Так как общие разговоры о том, что нас не устраивает действующий закон о бухучете,– это разговоры ни о чем».

Член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, председатель правления фонда "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО) АНДРЕЙ БУРЕНИН.

«Законопроект производит двойственное впечатление. С одной стороны, надо отдать должное Минфину: в проекте содержится ряд серьезных положительных моментов. Так, предмет регулирования охватывает не только бухгалтерский учет, но и систему его регулирования, что позволяет работать с первопричиной проблем отрасли, а не с их последствиями.

К положительному стоит отнести попытку разделения понятийного аппарата норм бухгалтерского и гражданского законодательства, что дает возможность обеспечить приоритет содержания над формой. Правило одного окна при сдаче отчетности также заслуживает одобрения. Однако весь положительный эффект полностью нивелируется отсутствием ответов на ключевые вопросы. Речь в первую очередь идет о системе регулирования, которая в предложенном варианте не только не решает уже существующие проблемы, но и усугубляет их. Чего стоит только введение механизма аккредитации "равноправных" с государством органов негосударственного регулирования или множественность источников права по одному и тому же вопросу. Стоит упомянуть и запутанность предлагаемой системы нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, а также отсутствие основ системы обеспечения исполнения стандартов. Вызывает удивление и тот факт, что, обозначая в качестве цели законопроекта защиту "прав и законных интересов граждан, организаций и государства", авторы сконцентрировались в основном на учетном процессе, а не его результате – отчетности, что следует уже из названия документа.

Таким образом, я пришел к заключению, что законопроект Минфина не является удовлетворительной заменой нашему проекту "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" в силу существенных отличий в концепции и, соответственно, должен рассматриваться в качестве альтернативного».

Процесс перехода на МСФО в России – объективен
В 2005 г. журнал «Финанс» опубликовал рейтинг «500 КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ РОССИИ» (http://www.finansmag.ru/19859).

Финансовый учет по МСФО ведут 16,6% от всех компаний (среди них:
Газпром, РАО ЕЭС России, Сбербанк, ГМК Норильский никель, Северсталь, Транснефть, Группа СУАЛ, Уралсиб, Ростелеком, Промышленная группа МАИР, Разгуляй-Укррос, Силовые машины, НПК Иркут, Итера, Связной, Объединенные машзаводы. Седьмой континент, Транснефтепродукт, Морские и нефтегазовые проекты. Группа ПИТ. Аптечная сеть 36,6 , Европейская подшипниковая компания …)

Финансовый учет по ОПБУ США ведут 4,4% (среди них: Лукойл, Сибнефть, АФК Система, Русский алюминий. Новолипецкий МК, Роснефть, Мечел, Вымпелком. Вимм-Билль-Данн продукты питания, Сан Интербрю, Merlion …)

То есть 21% крупнейших предприятий России не дожидается результатов законотворческой деятельности, а уже осуществил переход на международную финансовую отчетность.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002105
Rambler's Top100