ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Налоговая амнистия: от темного прошлого – к светлому будущему


Эрнест Мацкявичус
Источник: Вести.Ru

Моторин Михаил Альбертович - Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

Вице-премьер Александр Жуков обнародовал сенсационную новость: в стране грядет налоговая амнистия. Правительство вот-вот внесет в Госдуму проект закона, позволяющий гражданам со сбережениями, не опасаясь никаких преследований, задекларировать свои доходы и имущество. Конечно, заплатив при этом 13% подоходного. Объявив амнистию, правительство немедленно поставит под контроль все крупные расходы граждан, и если купленная вещь окажется несоответствующей вашим заработкам, готовьтесь к неприятностям. Итак, кого амнистия коснется и что теперь придется покупать с оглядкой на налоговые органы: квартиру, дом, машину или спальный гарнитур? Об этом мы говорим с директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаилом Моториным.

- Здравствуйте, Михаил Альбертович.

(Моторин)- Добрый вечер.

- И с нами на связи из студии "Россия" заместитель председателя комитета Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Андрей Михайлович, добрый вечер.

(Макаров)- Добрый вечер.

- Михаил Альбертович, на кого в первую очередь эта амнистия рассчитана?

(Моторин)- Эта амнистия рассчитана на тот круг лиц, которые в середине 90-х годов в силу того, что налоговое законодательство было достаточно неопределенным, уровень налогообложения был высоким, платили не полностью налоги в Госбюджет?

- И много таких? И много ли у них денег, главное?

(Моторин)- В данном случае важно не то, сколько этих людей и не сколько у них денег, а важно то, что мы должны подвести черту под становлением налоговой системы в Российской Федерации. То состояние налоговой системы, которое было в 90-х годах, провоцировало граждан на уклонение от уплаты налогов. После того как мы провели значительные изменения в налоговом законодательстве, необходимо подвести черту. Сейчас налоговая система Российской Федерации приближается к нормальному состоянию. И соответственно теперь нужно подвести черту под тем прошлым, не всегда светлым прошлым, которое было раньше, и смело шагать в светлое будущее.

- Некоторые эксперты считают, что главный адресат амнистии – это нечистые на руку чиновники. И по некоторым данным, средний оборот взяток оценивается в 316 миллиардов долларов.

(Моторин)- Здесь оценки могут быть самые разнообразные. Но здесь, в первую очередь, я хотел, чтобы было понятно, что эта амнистия, или как мы ее точнее называем, упрощенное декларирование доходов, прежде всего, ориентирована на предпринимательские слои. Я не думаю, что чиновники пойдут декларировать свои доходы, потому что это будет фактически подтверждением того, о чем вы говорили.

- Андрей Михайлович, я обращаюсь к зампреду комитета Думы, как вы полагаете, насколько это действенная мера и позволит ли она вернуть деньги в казну?

(Макаров)-Во-первых, я согласен с Михаилом Альбертовичем, что главная задача - подвести черту. Единственное, что, наверное, ни Михаил Альбертович, ни правительство не сформулировали эту задачу, ее сформулировал президент. А вот как мы понимаем задачу, поставленную президентом, вот тут и есть главный вопрос. Напомню, я вот в руках держу специальное послание президента Федеральному Собранию, где он сказал: "необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику", что деньги не должны болтаться в офшорах, а должны прийти в нашу страну. Заметьте, вот именно эта самая главная задача, поставленная президентом, правительством не решается. Вместо этого нам действительно предложили вариант налоговой амнистии. Но налоговая амнистия, примеров практики таких амнистий мир знает множество. Есть эффективные, есть неэффективные. Так вот правительство в данном случае пошло по самому неэффективному пути.

- Почему вы так считаете и в чем неэффективность?

(Макаров)- По одной простой причине, что тот вариант налоговой амнистии, который предложило правительство, гарантирует, что им никто не воспользуется. Сумасшедших в стране становится все меньше и меньше.

- Почему именно?

(Макаров)- По одной простой причине, что дырявым было не только наше налоговое законодательство. Это было законодательство валютное, таможенное. Ведь президент говорит о возврате денег на родину из-за границы. А вот никаких изменений в этой части не представляется. Говорят, что если ты подашь декларацию в отношении тех сумм, которые ты продекларировал, то к нему никто не придет. Но зато у них есть возможность обвинить тебя во всех остальных нарушениях, если таковые были. Но самое главное при этом, я повторяю, что мы не решаем ту основную задачу - создать условия для возвращения денег на родину. И в этом плане президент ясно сказал: необходимо устранить налоговый террор в отношении налогоплательщика. Та работа, которой мы сегодня занимаемся, кстати, вместе с правительством, вместе с Федеральной налоговой службой по налоговому администрированию по становлению атмосферы доверия в стране между налогоплательщиком и государством, вот это важная работа. А то, что сегодня предлагает правительство, это лишь попытка отчитаться перед президентом: вы нам дали поручение, мы его выполнили. К сожалению, не слишком удачно.

- Михаил Альбертович, возразите, насколько справедливы претензии, о которых говорил Андрей Макаров?

(Моторин)- Я должен, прежде всего, отметить, что мы пошли по пути упрощения декларирования тех доходов, которые гражданин хотел бы задекларировать.

- Давайте разберемся, как она будет действовать.

(Моторин)- Она будет действовать очень просто. Гражданин, причем это может быть и гражданин Российской Федерации, и любой другой страны, который получал доходы в Российской Федерации, приходит в налоговую службу, заполняет соответствующую декларацию по очень простой форме. При этом до того как он приходит в налоговую службу, он платит с той суммы, которую он хотел бы задекларировать, 13-процентный декларационный платеж.

- Источник этих доходов не надо указывать?

(Моторин)- Источник доходов не надо указывать. И самое главное - не нужно эти доходы переводить из одной формы, в которой они существуют, например, в недвижимости, в ценных бумагах в денежную форму. То есть ты просто должен задекларировать ту сумму, которую ты считаешь необходимым легализовать.

- Даже если она окажется сопоставимой с федеральным бюджетом Российской Федерации?

(Моторин)- В данном случае речь идет о том, что все-таки 13% тоже сумма не маленькая. Конечно, можно заявить любую сумму, которая может прийти в голову. При этом нужно понимать, что 13% необходимо будет уплатить.

- Но 13% может оказаться тоже не маленькой суммой. И просто подпольные миллионеры могут пожалеть этих денег.

(Моторин)- Мы считаем, что 13% - это та оптимальная сумма, которая, с одной стороны, достаточно низка для того, чтобы простимулировать соответствующее декларирование, а с другой стороны, достаточно велика, чтобы не направить, так скажем, по этому пути различные "темные", "черные", "серые" деньги.

- Андрей Михайлович, 13% - это хорошая сумма?

(Макаров)- Вы знаете, как показывает международный опыт, никогда еще налоговые амнистии не были успешными, если они устанавливали подобные ставки для уплаты в качестве прощения. Но я еще раз говорю, самое важное здесь, что никакого прощения, никакого освобождения от ответственности кроме как возможность уплатить гражданам 13%, правительство не предлагает. И совершенно очевидна в этой ситуации провальность этого эксперимента, заведомая провальность, она очевидна, безусловно, и самому правительству. Именно поэтому и родилось предложение о возврате системы контроля. Нам говорят как бы, вот вам морковка, вот вам пряник, но вот вам и кнут. Так вот, пряника никакого нет. А что касается кнута, знаете, я хочу напомнить слова начальника Михаила Альбертовича, министра финансов Кудрина, которые он говорил два с половиной года назад, когда именно правительство, Министерство финансов ставило вопрос об отмене контроля за расходами, что показало свою полную неэффективность. В стране, в которой реально отсутствует и земельный кадастр, и кадастр недвижимости, когда государство абсолютно не знает, чем реально владеют его граждане, введение такого контроля не просто неэффективно, оно абсолютно бессмысленно и может способствовать только лишь созданию возможностей так называемых выборочных "наездов" на неугодных. Совершенно очевидно, что система должна быть построена совершенно иначе. И еще раз говорю, у меня такое впечатление, что все это сделано для галочки - отчитаться перед президентом о выполнении поручения. Понимая всю провальность этого мероприятия, предложить какие-то супермеры, суперкнут, которого по идее налогоплательщики должны испугаться. Они не испугаются.

- Михаил Альбертович не успеет вам возразить!

(Моторин)- Я должен возразить, прежде всего, в отношении эффективности государственного контроля за расходами. Во-первых, конечно, эта система не может возникнуть сразу. И мы во время существования этой системы несколько лет подряд готовили эту систему, накапливали информацию и в данном случае...

- Опыт будет успешным на этот раз?

(Моторин)- Опыт на этот раз, я думаю, будет гораздо более успешным с учетом того опыта, который у нас был в предыдущий раз. При этом я должен обратить внимание, что в большинстве стран такой контроль за расходами существует. И поэтому, собственно говоря, этот контроль является оборотной стороной той амнистии, о которой мы говорим.

- Какой может быть минимальная стоимость покупки, чтобы считать ее дорогой, чтобы она находилась под контролем?

(Моторин)- В данном случае речь идет о достаточно крупных покупках – порядка 20 тысяч долларов.

- 20 тысяч долларов, то есть примерно столько же было и в прошлый раз, когда этот закон действовал. Когда может появиться эта законодательная норма?

(Моторин)- Эта законодательная норма должна появиться вслед за внесением закона об обращенном декларировании доходов. Я думаю, что это должно быть в эту сессию, весеннюю сессию Госдумы.

- Спасибо, Михаил Альбертович. Я также благодарю Андрея Макарова. Я напоминаю, что о налоговой амнистии и ужесточении контроля за расходами граждан мы говорили с директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаилом Моториным и зампредом комитета Думы по бюджету и налогам Андреем Макаровым.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002228
Rambler's Top100