ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Соответствует ли ваша компания мировым стандартам?


Лин Пейн, Рохит Деспанде, Джошуа Марголис, Ким Эрик Бетчер
Источник: E-xecutive

Сокращенный вариант статьи из«Harvard Business Review – Россия», Май 2006. Дайджест остальных материалов номера вы можете прочитать здесь.

Лин Пейн, Рохит Деспанде, Джошуа Марголис, Ким Эрик Бетчер

Лин Пейн (LynnPaine) — преподаватель бизнес-администрирования Гарвардской школы бизнеса (курс Джона Маклина). Рохит Деспанде (RohitDeshpande) —преподаватель маркетинга Гарвардской школы бизнеса (курс Себастьяна Креджа). Джошуа Марголис (JoshuaD.Margolis) — преподаватель бизнес-администрирования Гарвардской школы бизнеса (Бостон). Ким Эрик Бетчер (KimEricBettcher) — в прошлом научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса.

Корпоративный кодекс (или общие правила этики и принципов управления) уже не одно десятилетие является одним из знаковых отличий большого бизнеса. В 2004 году Нью-йоркская фондовая биржаи система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам NASDAQ обратились к котируемым компаниям с требованием принять уставы корпоративного поведения и сделать их достоянием общественности. Согласно закону Сорбейнса—Оксли, компании, открыто выпускающие ценные бумаги, обязаны объявлять о создании собственных кодексов корпоративной этики или о причинах, по которым последние не были приняты.

Еще одним аргументом в пользу правовой необходимости свода корпоративных правил явилась специфика условий и правоприменительной политики в различных разделах законодательства. К примеру, американское Агентство по охране окружающей среды при определении меры наказания для компании учитывает ее практику в соблюдении правил соответствующего правового раздела. Так или иначе, обсуждение данной проблемы давно вышло за рамки законодательной и регулирующей систем США — американская инициатива нашла отклик во всем мире. Десятки промышленных, правительственных, инвесторских и общественных групп выступили с инициативой по созданию кодексов и директив, касающихся основ корпоративной этики и общих принципов ведения бизнеса. Примерами таких документов являются Глобальный договор ООН и Хартия основных требований потребителей к мировому бизнес сообществу. Тем временем Еврокомиссия поддержала создание подобных кодексов в качестве инструмента, гарантирующего корпоративную ответственность, и настоятельно рекомендовала компаниям при разработке свода правил руководствоваться, как минимум, Фундаментальными конвенциями Международной организации труда и Директивами по организации транснациональных корпораций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В других регионах данная инициатива была представлена Независимой комиссией по борьбе с коррупцией в Гонконге, Южно-африканским королевским комитетом по корпоративному управлению, Бразильским институтом корпоративного управления.

В поисках более ясных ориентиров авторами статьи был проведен последовательный анализ ряда подобных документов. Исследователи обнаружили, что, несмотря на кажущееся разнообразие, большинство документов попросту дублируют общепринятые стандарты стиля управления и самые элементарные этические нормы.

Результаты исследования авторы представили в форме своеобразного «Кодекса кодексов», или руководства по составлению правил. Они представляют собой набор основополагающих принципов и набор стандартных приемов, инструментов для проведения этих принципов в жизнь. Эти стандарты помогают лучше понять, как компании и их сотрудники должны воспринимать основы устройства, если хотите, конституцию бизнеса, в то время как основополагающие принципы дают всему процессу легитимность.

Кодекс стандартов глобального бизнеса (КСГБ), который предлагают авторы, — отнюдь не претендует на универсальность. Это не новая экономическая догма, а скорее руководство к действию для тех, кто хочет поднять стандарты своего бизнеса на мировой уровень. В Кодексе отражена работа авторов по созданию достаточно полной, но в то же время несколько менее детализированной картины внутренней жизни современных корпораций.

Сбор данных

На начальном этапе исследования авторами статьи был проведен обзор пяти общепризнанных сводов директив по корпоративному поведению для транснациональных корпораций: Принципы бизнеса Круглого стола Ко, Директивы по организации транснациональных корпораций ОЭСР, Глобальный договор ООН, Принципы глобальной корпоративной ответственности Межконфессионального центра корпоративной ответственностииГлобальная инициатива по представлению отчетности.

Выбор объекта исследования не случаен. Во-первых, представленные директивы являются универсальными для всех компаний, независимо от специфики бизнеса и сектора рынка. Во-вторых, документы охватывают более широкий спектр корпоративной деятельности, а не отдельную проблему, функцию или группу. В-третьих, все пять сводов директив носят глобальный характер. Наконец, в подготовке каждого из документов принимали участие как отдельные специалисты, так и многочисленные организации.

Авторами статьи также были изучены кодексы 14 крупнейших мировых компаний, включая десятку рейтинга Business Week Global 1000 за 2003 год и уставы двух признанных лидеров бизнеса континентальной Европы и Азии из списка, опубликованного Financial Times.

Кроме того, исследование требований правовой и регулирующей систем США к содержанию кодексов опиралось на закон Сорбейнса—Оксли, правила соблюдения корпоративной этики, опубликованные Комиссией по ценным бумагам и рынкам, и правила управления корпорациями Нью-Йоркской биржи иNASDAQ. Во избежание белых пятен в географии исследования был проведен сравнительный анализ кодексов девяти компаний на пяти «молодых» рынках Бразилии, Китая, Индии, Нигерии и России.

Общее в кодексах и их различия

Сравнительный анализ показывает, что все рассмотренные кодексы содержат условия, имеющие непосредственное отношение к шести группам заинтересованных лиц: потребители, сотрудники, инвесторы, конкуренты, поставщики (партнеры) и население вообще.

Директивы в отношении потребительской группы носят наиболее универсальный характер, так как повсеместно качество продукции компании призвано соответствовать требованиям потребителей, нормам здравоохранения и безопасности. Особое внимание уделяется сохранению конфиденциальности информации о потребителях.

В отношении сотрудников также существует ряд правил, предписывающих строгое соблюдение стандартов охраны труда и здоровья на рабочем месте, запрещающих проявление дискриминации по какому бы то ни было признаку. Компании также обязаны обеспечивать равные условия приема на работу, уважать человеческое достоинство и соблюдать права человека. Более того, кодекс запрещает карающие меры в случае нарушения сотрудником корпоративной этики. Лишь небольшое количество сводов этических правил включает в себя вопросы регулирования отношений компаний с инвесторами, поставщиками и партнерами по бизнесу, конкурентами и представителями общественности.

Авторами статьи был установлен ряд несоответствий между кодексами, составленными представителями бизнеса, и этическими правилами, предлагаемыми общественными объединениями. Бизнес-кодексы, представленные правилами Круглого стола Ко и внутренними уставами компаний, направлены на поддержание экономического благополучия предприятий и уровня ответственности сотрудников. Социально направленные, в которую вошли директивы ОЭСР, Глобальный договор ООН, Принципы глобальной корпоративной ответственности Межконфессионального центра корпоративной ответственности иГлобальная инициатива по представлению отчетности, практически игнорирует вопросы добросовестного ведения дел, разумного использования ресурсов и имущества компании. Кроме того, в эти кодексы не включены нормы, касающиеся конфликта интересов внутри компании или самовольного осуществления операций с использованием инсайдерской информации, то есть круга вопросов, находившихся в центре корпоративных скандалов 2001 — 2002 годов.

Не удивительно, что в кодексах корпоративного поведения, составленных представителями бизнеса, большее внимание уделяется вопросам ответственности компании перед инвесторами. Лишь один из рассмотренных социально-ориентированных кодексов включает в себя условия выплаты по вкладам инвесторов, но ни в одном уставе не прописаны правила осуществления операций с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации, предусмотренные регулирующими органами и этическими правилами большинства компаний.

В отличие от бизнес-кодексов, социально ориентированные адресованы, в основном, сотрудникам компаний и непосредственно самой общественности, например, они обязывают компании признавать право сотрудников на объединение в защиту своих интересов и коллективный договор. При этом только четыре устава, рожденных в недрах корпораций, включают в себя это важное положение. В то время как в требованиях общественных групп гарантиям занятости уделяется особое внимание, Правила Нью-йоркской биржи по этому вопросу носят исключительно рекомендательный характер.

Обе группы кодексов отражают разную степень озабоченности проблемой отношений компании с общественностью. Социально направленные требуют от компаний большего внимания к проблемам коррупции, условиям труда, к проблемам экологии. Несмотря на призывы Круглого стола Ко, весьма небольшое число компаний заняли активную позицию по этим вопросам. В свою очередь, кодексы социальные охватывают куда более широкий круг заинтересованных лиц, призывая компании привлекать к решению разного рода проблем всех участников стоимостной цепочки, своих сотрудников и общество в целом.

Кроме того, до сих пор существует ряд недоговоренностей между бизнесом, государством и общественными организациями по вопросу распределения функций. Такая ситуация вызвана мезальянсом в представлениях сторон о демократии и надлежащей правовой процедуре. Стабильному, демократическому государству вряд ли нужна чрезмерная корпоративная активность, в то время как в обществе, лишенном общепризнанных правовых и демократических норм, корпорация может стать главным игроком на политической арене страны.

Основные принципы

Несмотря на различия 23 кодексов, содержащих 131 правило, все рассмотренные нормы и стандарты можно классифицировать, руководствуясь следующими принципами:

Принцип доверия

Президенты и директора являются лицами, облеченными высшей степенью доверия компании и ее акционеров. В свою очередь, сотрудники также наделены определенной степенью доверия со стороны компании и призваны беречь ее ресурсы. Таким образом, вопрос конфликта интересов и запрет на осуществление несанкционированных действий традиционно являются основными директивами для доверенных лиц. Следуя той же логике, доверенные лица не имеют права извлекать личную выгоду, используя возможности компании. Небрежность, неоправданная экономия личных трудовых усилий и равнодушие к работе являются очевидными нарушениями данного принципа.

Принцип собственности

Степень доверия к руководству и сотрудникам компании в вопросах защиты и продвижения корпоративных интересов, в свою очередь, предполагает уважение к принципу собственности во всех его проявлениях. Основываясь на идеях человеческого достоинства и свободы, данный принцип является залогом индивидуального и общественного благополучия и во многом определяет этику поведения. Хищение материальных ценностей является классическим примером нарушения правил, в отношении которых компаниям со временем удается разработать эффективные запретительные меры. В связи с растущей необходимостью защиты прав интеллектуальной собственности и других видов частной информации само определение понятия хищение подверглось значительной корректировке. Однако уважение частной собственности по-прежнему означает защиту материальных или нематериальных ценностей, находящихся в чьем-либо владении.

Принцип надежности

Принцип надежности определяется рядом директив как приверженность компаний однажды провозглашенным правилам и безусловное соблюдение взятых на себя обязательств. Многие сообщества для того, чтобы устранить то и дело возникающие неопределенности, включили в сферу этических норм такие неотъемлемые атрибуты цивилизованного бизнеса, как выполнение условий контрактов, данных обещаний и даже намерений, дабы партнер не усомнился в чистоте сделки и ответственности исполнителя.

В более общей форме этот принцип можно было бы сформулировать так: не обещай больше того, что можешь сделать. И этому принципу надо следовать всегда.

Принцип прозрачности

Существует ряд директив, касающихся правил полного и своевременного предоставления информации, то есть соблюдения так называемого принципа транспарентности, или прозрачности. Прозрачность предполагает точность представленных данных и исключает любое искажение информации, обеспечивает своевременное исправление неверных сведений и доступность источников, касающихся финансового благосостояния корпорации в целом или ее руководства в частности.

Принцип справедливости

Понятие справедливости является одной из основных тем большинства этических доктрин. В контексте корпоративного поведения этот принцип применяется с целью укрепления сотрудничества, соблюдения правовых норм и обеспечения жизнеспособности всей компании.

Несмотря на универсальность данного принципа, ключевым вопросом остается дифференцированный подход к схожим ситуациям. Несправедливое отношение всегда связано с различным восприятием сторон одной и той же ситуации. Хотя дифференцированные формы восприятия зачастую носят правомерный характер, кодексами большинства компаний предусмотрены случаи дискриминации со стороны сотрудников по причинам, не относящимся к прямым обязанностям их коллег. Одной из основных тем дискуссий является нормирование оплаты труда представителей одной производственной группы с разным уровнем квалификации, при этом выполняющих идентичную работу.

Принцип гражданской ответственности

Данный вопрос не находит однозначного толкования уставами корпоративных правил компаний в связи с разночтениями в определении надлежащей степени гражданской активности компаний. Однако основные правила гражданской ответственности все же нашли отражение в кодексах. Одной из главных обязанностей компании перед обществом является соблюдение существующих государственных правовых и административных актов.

Рассматриваемые кодексы содержат ряд директив, касающихся сугубо гражданских аспектов деятельности корпорации, особо уделяя внимание таким нарушениям правовых норм, как, скажем, подкуп представителей политических и властных структур, роскошная жизнь за счет средств, нажитых нечестным путем. В то же время кодексы ясно указывают на то, что требовать от корпораций абсолютно того же самого, что и от отдельного гражданина неправомерно.

Принцип обратной связи

Данный принцип достаточно молод и отражает современные тенденции попыток корректировки такого явно негативного социального феномена как безразличие бюрократической системы к окружающему миру. Обратная связь предполагает совместную работу компании со всеми заинтересованными в результатах ее труда сторонами. Хотя социальные уставы гораздо чаще постулируют данный принцип, нежели своды представителей бизнеса, наиболее оптимальное решение было найдено Круглым столом Ко, чьи принципы предполагают четко прописанное взаимодействие с поставщиками и обязательное рассмотрение жалоб и предложений, поступивших от потребителей, сотрудников и инвесторов.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002327
Rambler's Top100