ЧОУ Институт проблем предпринимательства

«Societe Generale готова вкладывать в Россию значительные средства»


Александр Бирман
Источник: Журнал "Секрет фирмы"

Французская группа Societe Generale – один из самых агрессивных игроков на нашем финансовом рынке. В авангарде экспансии – принадлежащая группе компания «Русфинанс», которая, обещает ее гендиректор Филипп Дельпаль, станет лидером национального рынка розничного кредитования.

«К 2008-му мы хотим войти в тройку лидеров»
«Секрет фирмы»: В начале июня было объявлено о том, что главный акционер Русфинанс-банка группа Societe Generale приобретает 10% акций Росбанка. Между тем этот банк, как и «Русфинанс», активно занимается розничным кредитованием. Каким образом вы собираетесь взаимодействовать с конкурентом, ставшим одновременно и партнером? Возможно ли, например, погашение кредитов, выданных «Русфинансом», через сеть Росбанка?
Филипп Дельпаль:
Пока этот вопрос рано обсуждать. Могу только сказать, что у нас на сегодняшний день привилегированное отношение к этой банковской группе. Сейчас проводится due dilligence Росбанка, чтобы понять, воспользуется ли Societe Generale опционом и увеличит ли свою долю до 20%.

Как бы то ни было, сделка с Росбанком означает, что группа Societe Generale считает Россию стратегически важным для себя рынком и готова вкладывать в нее значительные средства.

СФ: А как эти намерения основного акционера отразятся на деятельности «Русфинанса»?
ФД:
Наша основная цель – к началу 2008-го войти в тройку лидеров по тем продуктам, на которых мы специализируемся. Это автокредитование, кредитование в точках продаж и дистанционное нецелевое кредитование наличными.

Мы не занимаемся ипотекой, мы не намерены конкурировать, например, со Сбербанком. Потому что он продает кредиты в банковских отделениях. А мы – у автодилеров или в розничных сетях. Это абсолютно другая технология.

Кроме того, для получения кредита наличными клиент просто обращается в наш call-центр или присылает заявление по почте. После принятия положительного решения о кредите деньги поступают на его банковский счет.

СФ: А почему «Русфинанс» не занимается ипотекой?
ФД:
Стратегически выгоднее иметь специализированные «дочки». Так как у них и ИТ-инструменты, и система управления рисками, и персонал ориентированы на продажу какого-то одного финансового продукта. Поэтому Societe Generale стремится специализировать свои компании и диверсифицировать бизнес. Банк Сосьете Женераль Восток работает в формате универсального банка, «Русфинанс» занимает нишу потребительского кредитования, «Дельтакредит» – один из ведущих ипотечных банков, также есть «АЛД-Аутомотив», который специализируется на операционном лизинге автотранспорта, и начинается проект страхового бизнеса «Сожекап». Таким образом, Societe Generale в России предлагает широкий спектр розничных и специализированных финансовых услуг.

СФ: Кого же в таком случае считает своим конкурентом «Русфинанс»?
ФД:
Дистанционные продажи кредитов никто, кроме нас, не делает. В автокредитовании ни один из банков не занимает 10% рынка. Хотя многие интересуются именно этим видом кредитования. В частности, тот же Росбанк очень активно выдает автокредиты.

А по кредитам в точках продаж лидером на сегодняшний день, безусловно, является «Русский стандарт». Это большой успех команды менеджмента банка за семилетний период.

Филипп Дельпаль родился в ноябре 1972 года. Окончил Высшую школу телекоммуникаций, где специализировался на изучении экономики. До прихода в Societe General работал в Европейском центре ядерных исследований в Женеве и гонконгском филиале банка Indosuez. Свою карьеру в Societe General Дельпаль начал в 1996 году. Будучи сотрудником генеральной инспекции группы, он руководил аудиторскими проверками в подразделениях Societe General во Франции, Германии, Великобритании и Чехии. Кроме того, Филипп Дельпаль курировал проекты по приобретению Societe General ряда финансовых компаний в различных странах. В марте 2005 года Филипп Дельпаль был назначен генеральным директором компании «Русфинанс», а с июля 2005-го возглавляет совет директоров Русфинанс-банка.


«92% нашего бизнеса приходится на регионы»
СФ: Вы говорите, что автокредитование очень популярно среди российских банков. Но есть и иная точка зрения. Многие банкиры считают, что в России этот вид кредитования сопряжен со значительными рисками. В частности, Дельтабанк, который, как известно, принадлежит General Electric Consumer Finance (GECF), принципиально не занимается автокредитованием. Хотя в других странах GECF весьма активен в этом сегменте.
ФД:
Конечно, автокредитование – это рискованный вид бизнеса. Но у нас есть уже две команды специалистов, которые преуспели в работе с такими финансовыми продуктами. В начале 2005-го мы купили самарский Промэк-банк (впоследствии переименован в Русфинанс-банк), занимавшийся главным образом автокредитованием. А в этом году к нам присоединилась команда Столичного кредитного товарищества (СКТ), которая также уделяет значительное внимание автокредитованию.

На сегодняшний день на автокредиты приходится до 60% нашего кредитного портфеля.

СФ: Недавно было объявлено, что Toyota Motor подала в ЦБ документы на регистрацию Toyota Kreditbank, который займется розничным автокредитованием и финансированием дилеров. Соответствующие планы по созданию в России кэптивных банков вынашивают также Volkswagen и General Motors. Вы считаете их своими конкурентами?
ФД:
Все зависит от того, какую они выберут стратегию. Если они согласятся передать выдачу и обслуживание своих кредитов на аутсорсинг, мы готовы предоставить свои услуги. Если же они решат делать все сами, то мы будем конкурентами.

СФ: И это создаст угрозу воплощению в жизнь ваших амбициозных планов…
ФД:
Рынку нужны профессиональные игроки, которые модернизируют существующие подходы. Они помогут лучше структурировать рынок.

СФ: А в укреплении рубля и возможном в связи с этим снижением реальных доходов среднего класса, которые, как правило, привязаны к доллару, вы видите для себя какие-то риски?
ФД:
Нет. Этот для нас тоже хорошая новость. У нас 95% кредитов выдается в рублях.

СФ: Даже на покупку автомобилей?
ФД:
92% нашего бизнеса приходится на регионы. При этом 80% машин, покупку которых мы финансируем,– это машины российского производства: ВАЗ, ГАЗ, «Иж». В России также активно продаются иномарки, спрос на которые двигает рынок автокредитования. Но если смотреть по всей стране, то объемы продаж российских автомобилей значительно выше.

СФ: Насколько я понимаю, вы активно сотрудничаете с группой СОК, прежним владельцем Промэк-банка и активным игроком на российском автомобильном рынке. Проблемы, возникшие у группы СОК в связи со сменой собственника на прежде сотрудничавшем с ней АвтоВАЗе, как-то отразились на вашем бизнесе?
ФД:
Нет. Поскольку мы строим отношения с дилерами, а не с производителями.

ДОСЬЕ
Финансовая компания «Русфинанс» была создана в августе 2004-го. Ее учредителями стали французская банковская группа Societe Generale и фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners. Прообразом «Русфинанса» была компания Franfinance – специализирующаяся на потребительском кредитовании «дочка» Societe Generale.
Показательно, что появление «Русфинанса» совпало по времени с объявлением о выходе на российский рынок конкурентов Franfinance – Cetelem, входящей в группу BNP Paribas, договорившейся о приобретении 50% банка «Русский стандарт» (спустя полгода сделка была расторгнута), и General Electric Consumer Finance, купившей Дельта-банк.
В июле 2005-го Societe Generale завершила сделку по приобретению у самарской группы СОК Промэк-банка, который впоследствии был переименован в Русфинанс-банк. А в начале 2006-го активы «Русфинанса» пополнило ранее входившее в сферу интересов Александра Смоленского «Столичное кредитное товарищество».
К концу первого квартала 2006 года кредитный портфель «Русфинанса» превысил 7,5 млрд руб. Капитал компании – 3,5 млрд руб. Сеть продаж охватывает 53 российских региона. Штат «Русфинанса» – 4,4 тыс. человек.


«Работать с почтой гораздо проще, чем развивать собственную сеть»
СФ: Коль скоро основная доля выданных Русфинанс-банком кредитов приходится на регионы, не затрудняет ли их обслуживание отсутствие полноценной филиальной сети?
ФД:
Во-первых, мы уже присутствуем в 53 областях, развивая формат кредитно-кассовых офисов. Но на сегодняшний день большинство наших клиентов оплачивают свои кредиты в почтовых отделениях, которые находятся во всех городах. И нам очень приятно работать с «Почтой России». Это намного проще, чем развивать свою собственную сеть.

СФ: Но почта берет комиссию за свои услуги, что увеличивает стоимость обслуживания кредита для клиента.
ФД:
Мы договорились о том, чтобы для наших клиентов комиссия была не слишком высокой. Но, с другой стороны, благодаря посредничеству почты, заемщик избавлен от необходимости проделывать большой путь, чтобы внести платеж по кредиту.

СФ: Существует точка зрения, согласно которой в скором времени практика выдачи банками кредитов непосредственно в торговых сетях и автосалонах отомрет. И на смену ей придут кредитные продукты private label, выдаваемые от имени самих ритейлеров. Вы готовы к такому повороту?
ФД:
Да, я абсолютно разделяю эту точку зрения. За private label будущее. Мы начали работать в этом направлении. Ведем переговоры, хотя каких-то конкретных договоренностей пока не достигнуто. Поэтому не могу сказать, когда мы выпустим соответствующие продукты.

НОУ-ХАУ
Компания «Русфинанс»:
– сосредоточилась на розничных финансовых продуктах, дистрибуция которых не требует собственной разветвленной филиальной сети;
– покупает небольшие банки, специализирующиеся главным образом на выдаче автокредитов в регионах;
– активно использует возможности «Почты России» для обслуживания уже выданных кредитов. Первой в России начала выдавать дистанционные кредиты наличными;
– рефинансирует свой кредитный портфель, значительная часть которого номинирована в рублях, с помощью выпуска рублевых облигаций.


«Покупка Промэк-банка существенно изменила масштаб „Русфинанса”»
СФ: Вы достаточно оперативно провели ребрэндинг Промэк-банка. Следует ли ожидать, что по тому же пути последует и СКТ?
ФД:
Да, мы хотим иметь единую марку, единую сеть. Поэтому СКТ тоже станет Русфинанс-банком.

СФ: «Русфинанс» начинался как совместный проект Societe Generale и Baring Vostok Capital Partners (BVCP). С чем была связана продажа последним своей доли?
ФД:
Мы решили стартовать вместе с BVCP. На этапе становления компании они должны были привнести свой опыт, свое знание России. При этом уже тогда предполагалось, что когда проект станет «взрослым», Societe Generale выкупит 100%. У нас был опцион, которым мы воспользовались после завершения сделки по приобретению Промэк-банка.

СФ: Иными словами, проект стал «взрослым» буквально через год после своего запуска?
ФД:
Через год и пять месяцев. Покупка Промэк-банка существенно изменила масштаб нашего проекта.

СФ: А чем обусловлено недавнее решение о дебютном выпуске облигаций Русфинанс-банка? И каковы будут его параметры?
ФД: Бумаги будут выпускаться в два этапа. Общий объем эмиссии составит 3 млрд руб. На 50% он будет прогарантирован Societe Generale. Облигации позволят нам диверсифицировать источники рефинансирования и привлечь рубли. Потому что материнская компания предоставляет нам доллары или евро. Возможно также, что следующим шагом станет секьюритизация выданных нами кредитов.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002534
Rambler's Top100