ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Комитеты по аудиту XXI века


Дж. Кэмпбел, президент Австралийской фондовой биржи
Источник: Журнал "Экономика России: ХХI век"
Впервые комитеты по аудиту появились в акционерных компаниях около 100 лет назад. Целью их создания было укрепление доверия совета директоров к финансовой отчетности компании. Как постановила в 70-х годах XX века Нью-Йоркская биржа (NYSE), акционерные компании могут быть допущены к листингу только при наличии у них аудиторских комитетов. Данное требование предъявляют теперь все американские биржи. В США комитет по аудиту обязателен по закону Сарбейнса-Оксли, принятому в 2002 г.

Вслед за США многие другие страны ввели подобные требования. В свете ряда крупных банкротств корпораций, имевших место в последние десятилетия XX века, наступило время повышенного внимания к обязанностям директоров и их ответственности за политику в области учета финансового состояния и хозяйственной деятельности компаний. На протяжении нескольких лет происходит ужесточение стандартов ответственности для лиц, представляющих финансовую информацию.

В России также повысилось внимание к вопросам корпоративного управления в общем и к комитетам по аудиту в частности. ФКЦБ России выпустила методические рекомендации по созданию комитетов по аудиту листинговыми компаниями. Фондовые биржи вводят новые правила листинга. Так, в РТС с 1 января 2005 г. вступили в силу правила, которые существенно ужесточают требования к компаниям, чьи ценные бумаги допущены в котировальные списки биржи. Теперь любому эмитенту, пожелавшему включить свои акции в котировальный лист, необходимо иметь в совете директоров независимых членов, а в структуре совета создать комитеты по аудиту, кадрам и вознаграждениям, возглавляемые независимыми директорами.

Данные изменения коснулись всех компаний, чьи акции котируются на бирже, и тех компаний, которые претендуют на включение в листинг. Между тем только небольшое количество компаний, чьи бумаги включены в котировальные списки РТС на конец 2004 г., удовлетворяли всем новым требованиям. В частности, помимо единоличного исполнительного органа (генерального директора) в обществе должен быть коллегиальный исполнительный орган (правление). В составе совета директоров должно быть не менее одного (для котировального списка "Б") или трех независимых директоров (для списков "А1" и "А2"), а в структуре совета должны быть созданы комитеты по аудиту, кадрам и вознаграждениям.

Место и роль комитета по аудиту

Комитет по аудиту является комитетом совета директоров и создается с целью обеспечения дополнительной уверенности в качестве и достоверности финансовой информации, которая предоставляется совету. В компаниях холдинговой структуры комитет по аудиту группы компаний создается советом директоров холдинговой компании. Такой комитет наделяется полномочиями проверять вопросы, возникающие во всех компаниях группы. Совет директоров отвечает за достоверность финансовой отчетности. В то же время деятельность комитета по аудиту, как правило, выходит далеко за рамки надзора за качеством финансовой отчетности.

Работа комитета по аудиту создает значительные преимущества для организации. Основными преимуществами наличия комитета по аудиту являются: повышение независимости совета директоров; демонстрация намерения директоров проявлять должное внимание в изучении финансовой отчетности, финансовой и операционной корпоративной политики; оказание содействия совету директоров в выполнении возложенных на него по закону обязательств.

Комитет помогает усилить роль независимых директоров; повысить их знание и понимание ими финансовой отчетности. Деятельность комитета повышает внимание к портфелю корпоративных рисков компании, в том числе уровням полномочий, передаваемых высшему руководству советом директоров. В результате деятельности, проводимой комитетом, у членов совета директоров создается лучшее представление о системах учета финансового состояния компании и контроля, и действиях руководства по их поддержанию и улучшению; происходит углубление понимания директорами характера и объема работ по обязательному аудиту и в соответствующих случаях по внутреннему аудиту; повышается эффективность взаимодействия между внешними аудиторами и советом директоров, в особенности по существенным рискам.

Практические аспекты

Чрезвычайно важно с самого начала четко определить и понимать обязанности комитета по аудиту. Комитет создается на основе решения совета директоров, которое определяет формальные рамки его деятельности. Комитет представляет результаты своей деятельности и рекомендации непосредственно совету директоров. Все директора должны четко понимать, что наличие комитета повышает качество процесса составления отчетности, но не освобождает совет директоров от каких-либо из его обязанностей.

Комитет должен иметь полномочия получать информацию, которую он считает необходимой, у руководства и консультироваться напрямую с аудиторами. Какие-либо исполнительные функции комитету передаваться не должны. На практике функции комитета различаются в зависимости от размера и вида деятельности компании, организационной структуры и характера подотчетности.

Состав комитета определяется в зависимости от объема и характера его обязанностей. Как правило, число его членов составляет от трех до пяти. Большинство в комитете должны составлять независимые директора, что обеспечивает независимый взгляд на положение дел в компании, необходимый для эффективного функционирования комитета. Предпочтительным является членство в совете директоров президента (генерального директора) и приглашение финансового директора для участия в заседаниях в необходимых случаях.

Совет директоров подбирает в аудиторский комитет кандидатов с большим опытом работы в бизнесе и навыками получения информации путем запросов. Члены комитета должны в совокупности обладать всем набором навыков, требуемых для выполнения комитетом возложенных на него обязанностей. Более того, эффективность работы комитета повышается, если его члены обладают различной специализацией.

Обычной обязанностью комитета является надзор за качеством финансовой отчетности организации. Поэтому члены комитета должны иметь представление об основных вопросах бухгалтерского учета и отчетности, которые могут оказать влияние на компанию, в том числе о предлагаемых изменениях стандартов бухгалтерского учета.

Также полезно, чтобы как минимум один член комитета имел базовое представление о роли внутренних и внешних аудиторов, а также некоторое знакомство с фундаментальными концепциями профессиональных аудиторских стандартов.

Опыт, приобретенный в процессе работы в комитете, сам по себе является бесценным. Политика обновления состава комитета по аудиту, при которой каждый из членов работает в комитете от двух до пяти лет, позволяет членам комитета впоследствии с пользой применить приобретенный опыт и обеспечивает преемственность его состава.

Целесообразно организовывать заседания комитета с учетом годового цикла составления отчетности и проведения аудита: на этапе планирования аудита; в моменты рассмотрения планируемого объема проверки и рекомендаций аудиторов по системе контроля; до выпуска заявления о прибыли за полугодие; до выпуска окончательного заявления о прибыли; до утверждения на заседании совета директоров годового отчета и финансовой отчетности, когда рассматриваются значительные вопросы, возникающие в ходе аудита.

Заседания комитета по аудиту должны правильно организовываться и аккуратно протоколироваться. Необходимо назначить секретаря для организации заседаний, ведения протокола и распространения документации. Повестка заседания (участие в составлении которой обычно приглашаются принять и аудиторы) должна быть направлена соответствующим лицам заблаговременно до проведения каждого заседания.

Целесообразно, чтобы лица, выступающие с докладами (например, внешние и внутренние аудиторы), предварительно предоставляли соответствующую документацию, касающуюся их выступлений, участникам заседания. В идеале повестка дня каждого полного заседания совета директоров должна предусматривать возможность устного доклада председателя комитета по аудиту по любым важным вопросам, возникающим по результатам деятельности комитета.

Важно быстро довести рекомендации, сформулированные в ходе заседаний, до совета директоров. Рамки письменного предоставления информации совету директоров со стороны комитета по аудиту зависят от обстоятельств и пожеланий совета директоров. Рекомендуется, чтобы протоколы заседаний комитета предоставлялись как минимум всем членам совета директоров.

Функционирование

Совет директоров определяет обязанности комитета по аудиту в соответствии с существующими обстоятельствами и своим представлением о том, что необходимо для выполнения обязательств совета директоров и удовлетворения потребностей компании. Среди часто учитываемых факторов можно назвать размер и сложность компании, отрасль, в которой она работает, размер и структуру совета директоров, число прочих комитетов совета директоров и их обязанности, функции службы внутреннего аудита компании.

Круг обязанностей комитета по аудиту является широким и сложным:

- Контроль за оценкой портфеля корпоративных рисков и эффективности системы внутреннего контроля. Каждая организация подвержена рискам в ходе ведения хозяйственной деятельности. Принятие отдельных рисков зачастую необходимо для достижения корпоративных целей. При этом важно, чтобы члены совета директоров и руководство были осведомлены о существенных рисках и принимали конкретные решения в отношении каждого из них. Обращая внимание на практические аспекты оценки портфеля корпоративных рисков, комитет по аудиту должен понимать, что влияет на среду компании и какие именно факторы риска необходимо выявлять и оценивать. К индикаторам риска могут относиться: неадекватная политика корпоративного управления, проводимая высшим менеджментом; нереалистичные прогнозы продаж, вызывающие нереалистичные ожидания финансовых кругов; нереалистичные цели роста; продолжающиеся расследования регулирующими органами или прочими официальными властями; слишком сложная организационная структура или схема транзакций; частые организационные изменения; отсутствие программы подготовки кадров для продвижения по карьерной лестнице; неопытный менеджмент; необычно быстрый рост; отсутствие управленческого контроля; превышение менеджментом своих полномочий; авторитарный стиль управления; несвоевременная отчетность и реагирование на запросы комитета по аудиту; неприемлемая мотивационная база; подверженность влиянию быстрых технологических изменений; излишняя цикличность индустрии и подверженность влиянию процентных ставок и валютных сделок; необычные результаты или тенденции в развитии компании. Комитет, как правило, концентрирует внимание на обзоре результатов проверок системы внутреннего контроля, проводимых руководством, внутренними и внешними аудиторами;

- Соблюдение обязанностей, связанных с раскрытием финансовой информации. Директора обязаны утверждать и предоставлять на рассмотрение акционеров на годовом общем собрании финансовую отчетность, достоверно отражающую состояние дел и результаты деятельности компании и группы. Помимо этого, финансовая отчетность должна соответствовать законодательству и стандартам бухгалтерского учета (в том числе учитывать влияние изменений стандартов бухгалтерского учета и требований о раскрытии информации, предусмотренных законодательством или правилами Фондовой биржи). Одним из наиболее важных видов деятельности комитета по аудиту является обзор финансовой отчетности и результатов аудита совместно с руководством и внешними аудиторами. Данный обзор обычно охватывает такие вопросы, как: правильность раскрытия информации в финансовой отчетности; характер и влияние изменений в принципах бухгалтерского учета в течение года; принципы бухгалтерского учета, использованные в отношении крупных операций; причины необычных отклонений значений финансовых показателей или несоответствия отраслевым тенденциям;

- Связь с внешними аудиторами. Как привило, комитет по аудиту встречается с внешними аудиторами на этапе планирования аудиторской проверки для обсуждения предлагаемого аудиторами общего объема и сроков проверки по различным подразделениям (например, департаментам, заводам, подразделениям, дочерним предприятиям); общего характера аудиторских процедур, которые будут выполняться, включая охват различных операций и счетов баланса и отчета о прибылях и убытках. Обсуждаются масштабы планируемого использования результатов работ других аудиторов и внутренних аудиторов, и предполагаемое влияние такого использования на проверку; любые значительные проблемы бухгалтерского учета и аудита, прогнозируемые аудиторами; влияние на финансовую отчетность вновь введенных или предлагаемых изменений принципов бухгалтерского учета или требований законодательства; влияние на проверку значительных систем обработки данных и планируемый масштаб обзора и тестирования средств контроля, существующих в системах. После обзора плана проведения аудита комитет по аудиту может запросить у аудиторов проведения дополнительных работ по аудиту. Например, он может потребовать более полной проверки средств внутреннего контроля за бухгалтерским учетом в дополнительных территориально обособленных подразделениях;

- Обзор промежуточной финансовой информации. Во многих компаниях комитет по аудиту считает полезным проведение встречи с аудиторами на этапе между планированием аудита и концом года. Таким образом, комитет получает возможность рассмотреть значительные проблемы в сфере аудита и бухгалтерского учета и потребовать их разрешения до подготовки финансовой отчетности. В большинстве случаев комитет просматривает заявление о прибыли за половину года с руководством, а иногда и с внешними аудиторами, если внешние аудиторы проводили обзор промежуточной финансовой информации или были приглашены для предоставления комментариев о предлагаемом изменении политики бухгалтерского учета. Цель проверки такой информации заключается в том, чтобы убедиться, что стандарты бухгалтерского учета соблюдались и применялись последовательно; что отклонения значений остатков, показателей и статистических данных в финансовой отчетности объяснены удовлетворительным образом. Комитету по аудиту необходимо удостовериться, что сводная промежуточная финансовая информация для целей внешней отчетности соответствует требованиям к раскрытию информации; данные по сезонным или иным колебаниям уровня выручки, себестоимости реализации или расходов раскрыты надлежащим образом; раскрыта информация по значительным обязательствам и условным обязательствам;

- Обзор информации, полученной по результатам внешнего аудита. Внешние аудиторы обычно встречаются с комитетом по аудиту для обсуждения аудиторского заключения по финансовой отчетности и информации, полученной по результатам проведения проверки. Обсуждаются характер и способы решения любых значительных или необычных проблем в сфере бухгалтерского учета и аудита, встретившихся в ходе анализа; характер любых корректировок, реклассификаций или дополнительно раскрываемой информации, предложенных аудитором, которые являются или могут стать значительными. Аудитор представляет свои наблюдения в отношении средств внутреннего контроля за бухгалтерским учетом, представленные в письме с рекомендациями руководству. Комитет по аудиту анализирует значительные изменения объема аудита, произошедшие в ходе проведения проверки. Необходимо отметить, что данные вопросы, как правило, обсуждаются аудиторами и руководством до такой встречи в ходе проведения аудита;

- Проверка деятельности службы внутреннего аудита. Обзор деятельности службы внутреннего аудита комитетом по аудиту, как правило, посвящен вопросам объема и эффективности деятельности службы внутреннего аудита и ее способности достигать поставленных перед ней целей. Комитет может заниматься различными видами деятельности не только в связи с тем, что в разных компаниях функции комитета по аудиту различны, но также поскольку обязанности внутренних аудиторов различаются в зависимости от размера и вида компании и характера ее деятельности. Эффективный обзор деятельности службы внутреннего аудита может охватывать такие области, как запланированная работа по аудиту, результаты выполненной работы, выполнение руководством рекомендаций внутренних аудиторов. Он строится с учетом индивидуальных потребностей каждой отдельной компании. Например, если компания занимается продажей ликвидных активов, имеющих высокую стоимость, большое внимание будет уделяться проверке процедур службы внутреннего аудита в отношении средств контроля, направленных на предотвращение и выявление случаев пропажи или хищений. Способность службы внутреннего аудита выполнять свои обязанности может оцениваться на основе таких факторов, как объем полномочий внутреннего аудитора, отраженный в положении о службе внутреннего аудита или ином уставном документе; квалификация и опыт персонала службы, подтверждаемый политикой в области приема на работу и обучения. Принимаются во внимание линии подотчетности между внутренним аудитором и высшим руководством и степень независимости внутренних аудиторов от проверяемой ими деятельности.

Другая деятельность

Комитеты по аудиту занимаются и многими другими видами деятельности, включая вопросы корпоративного управления и социальной ответственности. Среди прочего можно выделить создание и периодическую проверку кодекса корпоративного поведения, а также процедур, обеспечивающих его соблюдение; проведение или надзор за проведением специальных расследований; проверки вознаграждений, выплачиваемых руководству; проверку политики по принципам учета, по важным вопросам, связанным с охраной окружающей среды; обзор проверки соблюдения отдельных нормативных актов; проверки политики избежания конфликтов интересов, а также прошлых или предлагаемых операций между компанией и представителями руководства; проверки отдельных аспектов пенсионного плана и соблюдение соответствующего законодательства и нормативных актов; оценку деятельности финансового руководства; проверки достаточности страхового покрытия.

Будет ли аудиторский комитет выполнять какие-либо из этих функций, зависит от взгляда совета директоров на потребности компании и его интерпретации условий, в которых действует компания, совет директоров и комитет по аудиту.

Ольга Высоцкая,
партнер ЗАО "Делойт и Туш СНГ",
руководитель департамента
по управлению рисками организаций

Елена Демиденко,
старший консультант
ЗАО "Делойт и Туш СНГ"

Отечественный рынок внедрения инновационных технологий аудита составляет свыше 80 млн. долл. в год

"Объем мирового рынка средств автоматической идентификации с 1970 по 2000 г. вырос в 16 раз и составил 80 млрд. долл. в год. В то же время доля российского рынка составляет всего 80 млн. долл. в год. Следовательно, мы можем говорить о динамично развивающемся российском рынке внедрения этих технологий и колоссальных перспективах работы в общероссийском масштабе", - сообщил исполнительный директор "МЦФЭР-консалтинг" Станислав Джаарбеков на первой конференции представителей Агентства инвентаризации и учета имущества и глав аудиторских компаний более чем из двадцати регионов страны.

Данные, характеризующие рынок услуг с использованием технологий штрих-кодирования, были впервые представлены на этой встрече в едином аналитическом докладе. При этом на сегодняшний день только компания "МЦФЭР-консалтинг" предоставляет на российском рынке услугу внедрения уникальных технологий масштабной инвентаризации имущества с использованием сканеров штрих-кода https://puls-kkm.ru/catalog/pos-periferiya/skanery/winson/.

Рост промышленного производства, увеличение числа хозяйствующих субъектов, объемов слияний и поглощений компаний требуют внедрения прогрессивных технологий штрихового кодирования, а в перспективе создания всероссийской сети эксклюзивных дистрибьюторов этой услуги. Использование технологии штрих-кода облегчает задачи аудита практически во всех отраслях экономики - на транспорте и в машиностроительном производстве, при решении задач складской логистики, а также для учета природных ресурсов в лесной промышленности.

Уже в 1974 г. 95% всего железнодорожного парка США было промаркировано штрих-кодами. В России эта технология впервые была применена в 1990 г. в магазинах розничной торговли. Инвентаризация имущества с помощью штрих-кода и постановка автоматизированного учета основных средств и товарно-материальных ценностей позволяет компаниям получить полную, уточненную базу данных бухгалтерского учета, а также реальную оценку бизнеса. Кроме того, внедрение этих технологий необходимо предприятиям, акции которых представлены на рынке ценных бумаг, структурам, находящимся в стадии реорганизации, а также организациям, внедряющим информационные системы.

Среди государственных учреждений, уже применяющих технологии штрихового кодирования, следует отметить Министерство обороны РФ (Тыл Вооруженных Сил), а также Министерство труда и социального развития РФ, где была проведена инвентаризация более 10 тыс. объектов учета.

Системы автоматической инвентаризации имущества внедрены в таких крупнейших российских компаниях, как ОАО "Варьеганнефтегаз", где менее чем за два месяца была проведена инвентаризация около 40 тыс. основных средств и более 3 млн. единиц товарно-материальных ценностей на территории 90 тыс. кв. км, в ЗАО АБ "Газпромбанк", а также в ГУП "Мосгортепло", где в течение трех месяцев был произведен учет более 25 тыс. единиц имущества, расположенных на 7000 объектах размещения, и полученная информация была выверена с данными учетной системы.

Андрей Прянишников,
руководитель пресс-службы МЦФЭР


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002536
Rambler's Top100