Понятие документа и делопроизводстваВопрос автору Андреева Валентина Ивановна Дорогие читатели, наверное, далеко не всем из вас удалось получить соответствующее профессиональное образование в области делопроизводства и секретарского дела перед поступлением на работу. Пробелы в знаниях, как теоретических, так и практических, вы можете устранить с помощью новой рубрики“Школа профессионального секретаря”, которая открывается в нашем журнале. Занятия ведет Валентина Ивановна Андреева, научный редактор журнала “Справочник секретаря и офис-менеджера”, автор многочисленных книг по делопроизводству, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права Российской академии правосудия.
Цикл обучения делится на семестры – по 6 месяцев (5 семестров). В каждом номере вас будет ждать новое занятие школы. Структура каждого урока такова: основные термины, теоретическая часть, нормативная база, контрольные вопросы по теме занятия и практическое задание. Читатели, прошедшие полный шестимесячный курс обучения, получат сертификаты журнала первой ступени. Приглашаем к обучению всех желающих и надеемся на активное сотрудничество между преподавателем и учащимися. С благодарностью и пониманием примем все ваши пожелания и замечания по тематике и качеству занятий. Основные термины
Для нормального функционирования и развития любой организации необходимо постоянно владеть как оперативной, так и стратегической информацией в соответствующей области деятельности. Под информацией обычно понимают совокупность сведений, показателей, данных, требуемых для описания того или иного явления или процесса. Управленческий процесс по своей сути сводится к сбору, обработке, передаче, хранению, поиску и использованию информации с целью выработки управленческого решения. Информация может быть бездокументной (устной) и документированной, то есть зафиксированной на каком-либо носителе информации (бумажном, магнитном и др.). Процесс фиксирования информации, то есть создания документа, называется документированием управленческой деятельности. При этом важно подчеркнуть, что запись информации на различных носителях (документирование) должна осуществляться по установленным правилам. Таким образом, документ или документированная информация – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. При создании документов используют различные способы документирования в зависимости от содержания информации: звукозапись (фонодокумент), фотографию (фотодокумент), запись изображений и звуков (аудиовизуальный документ) и т. д. Документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, называется официальным документом. Официальный документ, используемый в текущей деятельности организации, называют служебным документом.
Все создаваемые управленческие документы “обслуживают” определенные управленческие функции, например: планирование, бухгалтерский учет, финансирование, отчетность, оперативное управление, обеспечение кадрами и т. п. Система документации – это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. В стандартах на управленческую документацию устанавливается состав отдельных элементов документа (реквизитов), их расположение и правила оформления. Многочисленность видов и разновидностей документов, сложность их состава, наличие специальных правил придания документам юридической силы и другие серьезные проблемы, связанные с управленческой документацией, вызывают необходимость выделения специальной отрасли деятельности, обеспечивающей документирование и организацию работы с официальными документами. Эта отрасль деятельности называется делопроизводством или документационным обеспечением управления. Нормативная база
2. Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”. 3. ГОСТ Р 51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”. 4. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. Контрольные вопросы
2. Какие еще функции документов вы могли бы добавить к перечисленным основным? 3. Что является носителем информации, изображенной на экране монитора ПК? 4. По какому признаку выделены системы документации? 5. Можно ли обойтись без унификации и стандартизации документов? 6. Какую роль играют стандарты при подготовке документов? Практические задания
Запись информации на различных носителях по установленным правилам называется... Если документ содержит только звуковую информацию, то он называется... а если и звуковую, и изобразительную, то... документом. Участвуя в обмене информацией между объектами, документы выполняют... функцию. 2. Найдите ошибки в следующих предложениях: 2.1. Документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей, называется личным. 2.2. Важную роль в организации управленческих процессов играет документальная информация. 2.3. Служебный документ – это документ, используемый в текущей деятельности организации. 3. Перечисленные ниже документы распределите по четырем группам: бухгалтерские, кадровые, юридические, организационные Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002545
|