ЧОУ Институт проблем предпринимательства

«Нужно учиться быть счастливым»


Оксана Крылова
Источник: Газета "Элитный персонал"
Есть люди, пообщавшись с которыми, вдруг начинаешь понимать, что мир прекрасен, а жизнь полна удивительных возможностей. Один из них – наш сегодняшний герой, Евгений Каценельсон. Он точно знает, как стать счастливым и успешным. И не боится делиться своими секретами.

- Евгений, Ваши заведения совершенно разные, хотя большинство отечественных рестораторов стараются строить сети. Почему Вы пошли совершенно другим путем?

- Так интереснее. Те, кто хочет делать бизнес - тиражируют свои заведения, а я предпочитаю эксклюзив. Концепции ресторанов я придумал сам: начиная от интерьера и заканчивая меню. И представьте себе, я так научился разбираться во всех этих вещах, что теперь со мной советуются профессиональные дизайнеры по интерьерам, архитекторы, не говоря уже о поварах и сомелье.

Евгений Каценельсон Родился 4 октября 1967 г. в Москве. Окончил Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства (ГМКЭДИ) и МИРЭА. В прошлом музыкант-гитарист, арт-директор клуба Bells. В настоящее время совладелец ресторана “Огни”, Courvoisier Café, пивного ресторана “Лига Пап”, клубов “Республика Beefeater” и “Скромное обаяние буржуазии”.

О компаниях "Огни" - настоящий манхетаннский ресторан. В интерьере удачно сочетаются отголоски кичевых семидесятых с тенденциями последних лет. Полевая кухня американская, европейская, средиземноморская, азиатская. Courvoisier Café можно сравнить с хорошим современным французским кафе. Хотя меню настолько же пестрое, насколько разнообразна современная Европа. «Лига Пап» – в ресторане удивительным образом сочетаются изысканный интерьер и жесткий накал спортивных страстей. Здесь подают разливное пиво на любой вкус. «Скромное обаяние буржуазии» - типичное итальянское кафе. Но не стоит искать его прототип в провинции. Подобное заведение может быть лишь украшением таких городов как Рим, Милан, а вот теперь и Москва.

- Но ведь ресторан не может быть творчеством ради творчества, он должен приносить прибыль?

- Естественно. У нас даже в понедельник стоит очередь, свободных мест нет никогда. Мы принципиально отказались от бронирования столиков, поскольку гостей всегда очень много, а держать ползала "под бронью" невыгодно.

- По-моему, у нас во все новые заведения стоят очереди, но потом они куда-то исчезают…

- Согласен. Но одному моему ресторану уже пять лет, другому скоро будет два. Мне кажется, это о чем-то говорит.

- Я читала самые разные отзывы о Ваших ресторанах: одни говорят, что это лучшие места в Москве, другие отзываются резко отрицательно. Что Вы думаете по этому поводу?

- Мы живем в свободной стране. Нравится - не нравится: дело вкуса. Раз обсуждают, значит, рестораны заслуживают внимания, находятся в поле зрения публики. Для подобных заведений самое важное - известность, популярность.

- В чем секрет неиссякаемой популярности ресторана?

- Все очень просто. Здесь главное - не еда и даже не напитки, а умение "закрутить" пространство. Все зависит от атмосферы, от того, насколько приветливы официанты, как гости сидят, из каких чашек пьют, из каких тарелок едят. Одним словом, в заведении должно быть уютно, комфортно, расслабленно, модно. Нужно уловить все эти нюансы, и тогда люди будут приходить снова и снова.

- Есть рестораны, куда Вам лично хочется приходить снова и снова?

- В Москве - это только "Пушкинъ" и "Маркет". А за границей таких мест много.

- В заведения конкурентов ходите?

- Конечно, но это работа, а не отдых для души.

- Раз у ж речь зашла о занятиях для души… У вас есть хобби?

- Я не знаю, что такое хобби и для чего оно нужно. Я еще могу отнести в эту категорию занятия спортом, хотя мне такое времяпрепровождение не нравится. Но тех, кто клеит модели самолетов, собирает солдатиков или рисует натюрморты, я понять не могу. Если ты любишь рисовать, то стань профессионалом и зарабатывай на этом деньги. Если не получается, значит - это не твое, и тратить на это время не стоит. Ведь самое главное условие счастливой жизни - получать моральное и материальное удовлетворение от того дела, которым занимаешься. Зачем же разделять эти две составляющие: на работе мучиться, а потом дома отдыхать, разводя рыбок?

- По-вашему, если человек - директор банка, то он и дома должен думать о цифрах, кредитах, процентах? Нужно же как-то отвлекаться, заниматься чем-то другим…

- Дома и так достаточно занятий. У меня, например, есть семья, дети. Пока у одного ребенка проверишь уроки, с другим поиграешь, ужин приготовишь - лишнего времени не остается.

- Сколько часов в день Вы работаете?

- Столько, сколько хочу. У моих заведений хорошие директора. Рестораны, которые открыты давно, уже не требуют моего пристального внимания, только если какие-то серьезные проблемы возникают. И естественно, нужен общий контроль. В основном я занимаюсь новыми проектами: придумываю идеи, смотрю интересные места, пробую новые блюда.

- Вы заимствуете чужие идеи?

- Конечно. Но не в лоб. Где-то я беру одно, где-то - другое, добавляю что-то свое, все это перемешиваю, видоизменяю, приспосабливаю к существующим обстоятельствам места и времени….

- Вам бывает завидно, глядя на удачное воплощение чужой идеи?

- Бывает, но по-хорошему. Я радуюсь, когда вижу, что у людей что-то получилось здорово. Вообще, конкуренция - это прекрасно, это стимул, призыв к действию. Если есть сильные конкуренты, то возникает желание соревноваться, доказать, что ты круче, креативнее. А тратить жизнь на злобу и сожаления - совершенно бесперспективно. Это тупиковый путь.

- Вы расстроитесь, если Вашу идею реализуют конкуренты?

- Нет. Если воруют, значит, идея хорошая, правильная. К тому же, у меня есть еще 100 замыслов, а у них, получается, нет. Этому можно только порадоваться. Знаете, почему диски западных исполнителей можно слушать от начала до конца? Потому что там, для того чтобы выпустить пластинку из 12 песен записывают 30-40 произведений. А у нас сочинят 12 мелодий с более-менее складными словами и торопятся их записать. Нет умения выбраковывать идеи, отбирать самое лучшее, нетривиальное. А это очень важный момент. Так же и в любом другом бизнесе, в ресторанном в том числе.

- Вы не боитесь, что идеи могут закончиться?

- Не боюсь. Чем больше делаешь, тем больше идей возникает. Застой рождает застой, а энергия дает новую энергию. Главное - не распыляться, бить в одну точку и всегда быть уверенным в своей правоте.

- Но людям свойственно ошибаться. С Вами такого не бывает?

- Бывает. Но в ошибках нужно винить только себя и никого другого. Вообще, проблема большинства современных мужчин в том, что они не умеют принимать решения и не хотят брать на себя ответственность. Если ты принял решение и готов за него ответить, то все получится. Это закон жизни.

- Как-то все очень просто у Вас складывается… Почему же другие до этого не додумались?

- Посмотрите вокруг: очень многие додумались. И у них все в этой жизни прекрасно, а неудачники есть всегда и везде. Некоторым просто нравится быть неудачниками: непризнанными, непонятыми. Нравится жить несчастливо, создавая себе и другим проблемы.

- Не всегда это зависит от нас….

- Всегда. Естественно, мы исключаем ситуации, когда происходят общечеловеческие трагедии. А в повседневной жизни нужно учиться жить счастливо. Как? Точно так же как учатся всему остальному. Хочешь играть на фортепьяно - бери уроки у пианиста, хочешь танцевать - иди в балетную школу. Хочешь быть счастливым - отправляйся к счастливым людям, живи среди них и смотри, как они живут. День за днем, постепенно, ты привыкнешь быть счастливым каждую минуту, каждый час. А людей, живущих несчастливо, через силу, нужно по возможности избегать.

- На работу Вы принимаете только счастливых людей?

- Это слишком сложно. Мы стараемся воспитывать сотрудников, учим быть счастливыми. Проводим тренинги, семинары, беседы - ничего нового. Просто этим нужно заниматься регулярно и целенаправленно.

- В ресторанах, как правило, большая текучка кадров. Как у Вас обстоят дела?

- Текучка есть, но небольшая, меньше, чем во многих других местах. Люди уходят, когда им плохо. А у нас хорошо: рестораны заполнены до отказа, чаевые приличные, условия работы достойные. Зачем же сотрудникам уходить?

- У Вас удивительно легкий взгляд на вещи. Вы могли бы заниматься каким-нибудь другим делом?

- А почему нет? Конечно, балерина из меня вряд ли уже получится. Возраст уже не тот, да и комплекция… А, например, капитан дальнего плавания - легко. Правда, меня укачивает на море, но, уверен, что это решаемый вопрос. Главное - понять, в чем суть дела, разобраться в его движущем механизме, а потом начать активно действовать, и все само пойдет так, как нужно.

- А как же талант, призвание?

- Талант - это и есть умение почувствовать дело изнутри. Разобраться можно в чем угодно, если, конечно, человеку это необходимо. Как только начинаешь вникать в предмет, то увлекаешься, и чем дальше, тем больше и больше втягиваешься. Проверено.

- Вы думаете о том, чтобы передать свой бизнес детям?

- Надеюсь, что он дойдет и до внуков. Но это их жизнь - пусть делают то, что им нравится. У нас в семье демократия. Сегодня им мое дело кажется интересным, а что будет потом… Жизнь полна неожиданностей и возможностей. И это прекрасно!

- Сколько еще ресторанов планируете открыть?

- В ближайшее время один, на Мясницкой.

- У Вас есть собственная формула успеха?

- Да, она очень простая. Нужно быть ответственным и любить то, что делаешь. Вот и все.

Газета "Элитный персонал" №28 (465), 18 июля 2006

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002697
Rambler's Top100