ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Искусство изменяться



Источник: E-xecutive
Генетический код компании состоит из четырех основных функций, которые развиваются и активируются по мере ее роста. Последовательность их расцвета и ослабления отражает жизненный цикл организации. На каждом этапе цикла – свой «правильный» код, нарушение которого приводит к преждевременному старению.
Сокращенный вариант статьи из «Harvard Business Review – Россия», сентябрь 2006.
Ицхак Адизес (Ichak Adizes) — основатель и президент Института Адизеса, преподаватель Стэнфордского университета и Школы менеджмента Калифорнийского университета, научный руководитель программ Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; автор более 20 книг, в том числе: «Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем», «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует» (готовится к изданию), «Управление жизненным циклом корпорации» (готовится к изданию).

Каждая компания уникальна, но есть закономерности, общие для всех организаций. Это как законы биологии, одинаковые для любого из нас. Метод, известный как «код Адизеса», или код PAEI, как раз и направлен на то, чтобы научиться управлять системными метаморфозами, а значит - успешно руководить организацией.

Суть его проста: чтобы компания была эффективной, руководство должно правильно и своевременно выполнять четыре функции: удовлетворять потребности рынка и клиентов (P — provide), гарантировать соблюдение установленных порядков (A — administrative), поощрять предприимчивость (E —enteprenurial), создавать в компании атмосферу сотрудничества (I —integrate). Функции Р и А относятся к краткосрочным, а E и I — к долгосрочным.

Все эти четыре функции составляют «генетический код» компании, и каждый этап ее жизненного цикла предопределяет, когда и каким функциям зарождаться, набирать силу или угасать. В каждый конкретный момент функции развиты неодинаково. Иногда их усиление или ослабление говорит о «болезни» компании, иногда — просто об издержках роста. Последовательность расцвета и ослабления всех четырех функций и отражает жизненный цикл организации. Зная это, руководитель может управлять компанией, вовремя стимулируя или «придерживая» нужные функции.

Жизненный цикл организации

Ни одна организация не появляется на свет продуктивной и эффективной — ее здоровье и функции развиваются постепенно. Они активируются по мере роста компании и преодоления трудностей. То есть некоторые проблемы как раз способствуют развитию функций.

Но если проблема появляется потому, что плохо выполняется какая-то функция, это уже ненормально. Скажем, основатель организации увлечен разработкой новой технологии и посвящает этому все свое время, а продажами и финансами не интересуется, иначе говоря, выполняет функцию Е, но не уделяет должного внимания функции P. Такое положение неестественно. Или стареющая компания теряет дух предпринимательства, ей уже не до инноваций, она не поспевает за рынком – значит, она не справляется с функцией Е.

Усиление функций происходит в определенной последовательности. Зная, какая функция сейчас находится «в зените», можно предсказать естественные трудности, с которыми организация столкнется в будущем. Последовательность проявления и отмирания функций составляет собой жизненный цикл организации. Каждый этап характеризуется собственным кодом и естественными (или неестественными) проблемами.

Вынашивание. На этой стадии предприниматель пока только мечтает. Активируется функция E. Но если будет развиваться только предприимчивость, вынашивание окажется нездоровым. Должны проявляться и остальные функции, иначе компания просто не сдвинется с мертвой точки.

Чтобы правильно выполнять остальные три функции — Р, А, I — любая организация, в том числе и некоммерческая, должна подготовить бизнес-план. Если в плане детально описана работа с клиентами, начинает усиливаться функция A, администрирование. Если говорится о том, какой системой ценностей будет руководствоваться коллектив, активизируется функция I, начинается интеграция. При этом усиливается функция P, и на деле проверяется состоятельность мечтаний основателя.

Хороший пример здоровых компаний-новичков — высокотехнологичные компании, развивающиеся в условиях «новой экономики».

Младенчество. Как только стабилизируется предпринимательская функция Е, организация полностью оформится, и у нее разовьются функции P, A, I, наступает черед следующей функции, на которую компания обращает свою энергию. Поскольку функция E отвечает за долгосрочную продуктивность, Р — за краткосрочную, то на новом этапе E слабеет, а P набирает силу. Мечты заканчиваются — начинается работа.

Лидеры постреволюционного периода должны быть деятелями, а не мечтателями, которые теперь только мешают. Если после «победы революции» ее вожди умирают, то занимают место в пантеоне; если остаются в живых и продолжают в прежнем духе — оказываются в тюрьме или на эшафоте. Впрочем, мечтатели могут измениться, отказаться от старых методов руководства и превратиться в деятелей. Код новорожденной организации — Pаеi: работа, работа и еще раз работа.

Если предпринимательской функцией пренебрегают, какое-то время это можно пережить, но в принципе такое развитие порочно — компания теряет цель. Ослабление функции A и отсутствие отлаженной административной машины заставляет компанию всякий раз изобретать колесо. Однако если с первого же дня составлять точные должностные инструкции и технические задания, бюрократизм задушит организацию. Сейчас компания напоминает нарядно одетого малыша, играющего в песочнице: пока ей разрешается немножко испачкаться.

Неестественным для младенчества будет и полное игнорирование функции А. Важно грамотно прогнозировать движение средств и учитывать платежные операции. Неверно также не обращать внимания на интересы клиентов (не выполнять функцию P) и не развивать предпринимательский дух организации, то есть ее движущую силу (функция E). Естественное состояние младенчества описывается кодом Pаеi, неестественное — P000.

Активное развитие. Когда компания, наконец, становится по-настоящему жизнеспособной, необходимо синхронизировать функции Е и P. Проблема в том, что они практически несовместимы. Чрезмерное развитие E подавляет P: много разговоров — мало дела. При «передозировке» P чахнет E: работы так много, что нет времени помечтать. Поэтому сейчас энергия тратится на то, чтобы «приладить» эти функции друг к другу.

Код здорового роста — PaEi. Руководство предается мечтам и тут же все свои идеи воплощает в жизнь. В мгновение ока компания обрастает листьями и пускает побеги во всех направлениях. «У нас получилось с обувью, получится и с недвижимостью. Давайте откроем новую фирму!», — потирает руки основатель. Успех окрыляет его, он чувствует себя всемогущим, все больше рискует. Именно сейчас очень велика опасность незаметно истратить все средства компании.

Причина неестественных проблем этапа активного развития — в дисбалансе функций E и A: предпринимательского пыла много, административного порядка нет. Руководитель организации начинает верить в собственную непотопляемость и рискует все отчаяннее, а тем временем компания балансирует на самом краю пропасти.

Другое проявление дисбаланса функций E и A — отсутствие четких должностных обязанностей. Организация растет быстрее, чем успевает сформироваться административная структура. У каждого сотрудника несколько должностей — и начальников. Люди начинают путаться, кто за что отвечает. Пока компания успешно работает, это никого особенно не удручает, но едва возникает серьезная проблема, все бросаются искать виноватого. В результате гендиректор попадает в «ловушку для основателя» - все решения, вплоть до самых незначительных, принимает он сам. С его уходом компания умирает — оказывается без руля и ветрил и идет ко дну.

Код естественного этапа активного развития —PaEi, неестественного — P0E0.

Юность. Даже для компании, благополучно развивавшейся в детстве и отрочестве, наступает час расплаты, если она растет сразу в нескольких направлениях, без порядка, системы и дисциплины. Обычная проблема — «неожиданная» нехватка средств — объясняется на самом деле очень просто. Компания слишком быстро растет, и бухгалтерия не успевает обрабатывать все данные. Этот кризис компании свидетельствует о том, что она вступает в этап юности.

Нужно наводить порядок — развивать функцию A. Но тут приходит новая напасть: порядок душит предпринимательский дух. В здоровой организации набирающая силу функция А стабилизирует функцию E, но не уменьшает ее. Вес приобретает мнение финансового директора, которого никто не слушал на этапе активного развития. Организация становится более контролируемой и предсказуемой.

Но если совет уволит основателя с поста гендиректора и передаст бразды правления финансовому директору, это будет тяжелым испытанием для юношеского организма. Не всем сотрудникам ужесточение административных порядков придется по душе, многие уйдут из компании. Организация утратит дух предпринимательства, стабилизируется, улучшив качество продукции, ненадолго станет прибыльной, но без инноваций вскоре потеряет положение на рынке.

Еще один сценарий нездорового развития — стагнация административной функции. Основатель не выносит ограничений и дисциплины и увольняет всякого, кто пытается хоть как-то ущемить его свободу. Такая компания попадает в «ловушку основателя» или в «семейную ловушку»: со смертью лидера погибает и компания. Если это семейный бизнес, компания умирает в третьем поколении.

Код здоровой юности — pAEi (возможен короткий период PAei, но по мере развития административной функции компания снова придет в норму).

Расцвет. Теперь наступает время интеграции. На первый план выходят кадровые вопросы: оплата труда, аттестация сотрудников, тренинги и т.д. По мере интеграции изменяется соотношение функций. P и E — содержание, A и I — форма. На этом этапе форма начинает преобладать над содержанием, то есть организация минует пик своего развития и стремится к закату.

Когда слабеет предпринимательская функция, замирает инновационная деятельность. Выражаясь образно, вместо того чтобы перестраивать структуру, организация заменяет мыльницы в туалетах, тратя на это немалые деньги. А тем временем кто-нибудь у себя в гараже создает революционную технологию, которая отвоюет у ветеранов долю на рынке.

Зарождение аристократии. Если функция E долго держится на низком уровне, постепенно затухает и функция P. Руководство коснеет и уже не стремится удовлетворять потребности будущих клиентов. На первый план выходят функции A и I. Изменяется внутренний климат. Новаторы — белые вороны. Преуспевает не тот, кто знает дело, а тот, кто водит дружбу с нужными людьми. Постепенно компания превращается в подобие закрытого клуба. Руководство почивает на лаврах и повышает цены, чтобы удержать рост доходов на прежнем уровне. Но абсолютный объем проданной продукции или предоставленных услуг уменьшается.

«Охота на ведьм». Компания быстро теряет долю на рынке, клиенты спешно разбегаются, и открывается «охота на ведьм» - группы разработки продукции, исследований, стратегического планирования, маркетинга, то есть всех тех, кто обеспечивал выполнение функции Е. Функция интеграции затухает: команда вчерашних единомышленников превращается в толпу параноиков и интриганов. Последние «столпы» предпринимательства ушли сами или уволены, и компания камнем идет ко дну. Сейчас ее код — pA0i.

Бюрократизация. Организация представляет собой форму практически без содержания. Процедуры и правила отлажены хорошо, инструкции выполняются, но о том, чтобы удовлетворять потребности рынка, и речи не идет. Бюрократия живет не за счет потребителей, а благодаря политической поддержке. Лишившись ее, она рассыпается, оставив после себя груду никому не нужных деталей. Код — 00A0.

Эликсир вечной молодости

Обратите внимание: на последних стадиях жизненного цикла не бывает естественных проблем. Это означает, что старение вызывают неестественные причины. Организации могут пребывать в состоянии расцвета бесконечно долго, если знают, как этого добиться. Рецепт один: поддерживать и поощрять предпринимательскую функцию. Нужно реструктурировать компанию и децентрализовать власть.

Затухание предпринимательской функции (а значит, старение) на высшей ступени развития компании зависит от нескольких факторов: конструктивности руководства, внутреннего возраста руководства (достигнувший желаемого руководитель хочет сохранить то, что имеет, и не намерен рисковать) и адекватности организационной структуры (например, нельзя передавать маркетинг (Е) и сбыт в ведение одного управленца, поскольку их функции несовместимы).


А вот еще несколько типичных проблем, с которыми сталкивается практическая каждая организация:

  • Компания быстро теряет рыночную долю. Весьма вероятно, что она плохо удовлетворяет потребности рынка. Другими словами, руководство забыло о функции P.
  • Другая распространенная проблема — слишком высокая стоимость товара или низкая, по сравнению с конкурентами, норма прибыли. Стоит обратить внимание на административную функцию.
  • Нередко компании слишком медленно реагируют на изменения рыночной ситуации и упускают отличные возможности, скажем, с опозданием выводя на рынок новый товар. Значит, утеряно такое важное качество, как предприимчивость.
  • Смена руководства нередко провоцирует кризис управления. На месте акционеров и менеджмента стоит озаботиться интеграцией.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002807
Rambler's Top100