ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Интервью Леонида Шнейдмана



Источник: Минфин России
Корреспондент “УНП” Сергей Новиков побеседовал о проекте нового закона о бухучете с Леонидом Шнейдманом, директором Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

– Сегодняшний закон четко определяет статус и полномочия главного бухгалтера в компании. Законопроект же предполагает делегировать этот вопрос руководству организации. Почему?

– Подход к разрешению этого вопроса за время работы над законопроектом менялся. В первоначальном варианте законопроекта, который был опубликован в конце 2005 года, из него были исключены все положения, касающиеся организации бухгалтерской службы в организациях. Но по требованию профессионального сообщества, поддержанному и деловыми кругами, межведомственная рабочая группа в процессе доработки включила в проект ряд положений по этому вопросу. Данные правовые нормы, по нашему мнению, обеспечивают необходимую основу для деятельности бухгалтерской службы и исполнения главным бухгалтером своих функций в современной организации.

– С чем связана планируемая отмена обязательной второй подписи, которую сейчас главбух ставит на финансовых, кредитных и платежных документах?

– Давайте уточним: пока никто ничего не отменил. Мы обсуждаем законопроект, в котором отсутствует положение об обязательности второй подписи. Межведомственная рабочая группа исходила из того, что распределение обязанностей, ответственности внутри организации – дело самой организации, ее руководителя и собственников.

– То есть руководство компании может самостоятельно ввести такой порядок, при котором какие-то документы обязательно будут визироваться главбухом?

– В хорошо организованной компании с четко выстроенной системой внутреннего контроля, высококвалифицированным персоналом так и будет. При этом надо иметь в виду, что речь идет о финансовых и платежно-расчетных документах. Порядок составления и оборота таких документов в большинстве случаев регулируется банковским законодательством. Поэтому если в рамках банковского законодательства будет принято решение о том, чтобы платежно-расчетные документы заверялись двумя подписями, то так оно и будет. Межведомственная рабочая группа сочла, что данный вопрос не является предметом регулирования закона “Об официальном бухгалтерском учете”.

“Идея минимальных квалификационных требований позаимствована из банковского законодательства”

– Проект предусматривает, что Правительство РФ установит минимальные квалификационные требования к лицам, ответственным за бухучет организаций, подлежащих обязательному аудиту. Какими, на ваш взгляд, могут быть эти требования?

– Идея введения минимальных квалификационных требований к лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, позаимствована из банковского законодательства. Сегодня Центробанк устанавливает такие требования в отношении главных бухгалтеров кредитных организаций. Эта практика себя оправдала. Она позволяет предъявлять определенные требования к претендентам на должность главного бухгалтера и тем самым способствовать повышению качества учета и отчетности. Какими конкретно будут эти требования… Думаю, они будут в духе тех требований, которые установлены действующим законодательством к разного рода специальным должностным лицам. Например, определенным должностным лицам банков, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, лицам, отвечающим за системы внутреннего контроля.

– А кто будет контролировать соблюдение квалификационных требований?

– Законопроект предусматривает установление требований к главным бухгалтерам только общественно-значимых организаций. Как правило, такие организации контролируются различными надзорными органами. Контролируя деятельность организаций, эти органы будут следить и за соблюдением ими законодательства о бухгалтерском учете.

– А возможен ли вариант, при котором контроль за соблюдением квалификационных требований будет осуществляться иначе? Допустим, в число требований будет включено наличие аттестата главбуха, а которые будут выдавать саморегулируемые бухгалтерские объединения.

– Если профессиональное сообщество и предприниматели сочтут такую форму контроля целесообразной, то почему бы и нет? Это тот вопрос, в котором, по моему мнению, решающим является мнение профессии и предпринимателей.

“Хороший бухгалтер выполняет еще и контрольные функции”

– Согласно законопроекту национальные стандарты должны установить порядок оценки лицом, ответственным за бухучет, “рисков, связанных с совершением фактов хозяйственной жизни”. Как это будет выглядеть на практике? Может ли у бухгалтера появиться обязанность перед совершением какой-то операции письменно фиксировать свою оценку рисков?

– А вы усмотрели в этом положении какие-то новые функции бухгалтера? Помимо подготовки финансовой информации бухгалтер выполняет еще и контрольные функции. Квалифицированный, ответственный бухгалтер всегда – и вчера, и сегодня, и, я думаю, завтра – должен предупреждать руководителя о наличии рисков при проведении тех или иных операций. Этим и отличается хороший бухгалтер от не очень хорошего бухгалтера.

– Проект обязывает организации, подлежащие обязательному аудиту, осуществлять внутренний контроль ведения бухучета. Имеется ли в виду, что в таких компаниях в обязательном порядке должны будут появиться службы внутреннего аудита?

– Проект не указывает, в какой именно форме должен осуществляться такого рода контроль. Все зависит от конкретной компании – масштабов ее деятельности, внутренней структуры. Законопроект лишь устанавливает требование, что такой контроль должен быть. Это полностью соответствует лучшим образцам корпоративного управления в мире и нашей стране.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002830
Rambler's Top100