ЧОУ Институт проблем предпринимательства

10 лет законодательного регулирования бухгалтерского учета в России: уроки на будущее


Леонид Шнейдман
Источник: Издательство "Бухгалтерский учет"

Биографическая справка: Леонид Шнейдман

На VI Конгрессе бухгалтеров и аудиторов России "Учет, налоги и аудит-2006" вызвал большой интерес доклад директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ Леонида Зиновьевича Шнейдмана, посвященный 10-летию принятия в России Закона "О бухгалтерском учете". Предлагаем вниманию читателей статью, подготовленную на основе этого доклада, в котором осмысливаются основные уроки законодательного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране.

Шнейдман Леонид Зиновьевич - Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской ФедерацииДесять лет назад с принятием Федерального закона "О бухгалтерском учете" была заложена основа того, что называется законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Данный закон стал одним из базовых системообразующих актов законодательства. В нем установлены подходы к организации и ведению бухгалтерского учета и определен правовой механизм регулирования учета. Законом обеспечиваются гарантии участникам гражданского оборота на получение достоверной и надежной финансовой информации.

Федеральный закон сыграл определяющую роль в предотвращении развала единой системы бухгалтерского учета и отчетности в российской экономике. Он стал тем ядром, вокруг которого с разной степенью успешности велась работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Можно сколько угодно критиковать несовершенство этого закона. Но нельзя отрицать очевидного: благодаря ему в настоящее время обеспечивается достаточно высокий уровень сопоставимости финансовой информации в разных секторах экономики. Благодаря сформулированным в нем требованиям можно вообще вести разговор о той или иной степени надежности бухгалтерской отчетности. Наконец, во многом благодаря этому закону эффективно функционирует общегосударственная система статистики.

Сегодня представляются схоластическими дискуссии десятилетней давности о необходимости такого закона. Противники закона тогда с иронией говорили: "Раз принимаем закон о бухгалтерском учете, то давайте принимать и закон о математике!" Это впечатлявшее когда-то утверждение уже не кажется убедительным доводом против принятия закона о бухгалтерском учете.

В правовом государстве именно законами должны быть обеспечены и защищены конституционные права каждого гражданина, каждого участника гражданского оборота, да и всего общества в целом на надежную и достоверную информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Именно в этом заключается главная цель закона о бухгалтерском учете. И именно это является тем ПЕРВЫМ УРОКОМ, который общество должно извлечь из десятилетнего опыта законодательного регулирования бухгалтерского учета.

Как известно, бухгалтерия предполагает порядок, строгое следование определенной логике и принципам, во многом унифицированные требования к "производимому продукту". И здесь немалое значение имеют те правила, законы, принципы, требования, которыми надлежит руководствоваться всем, кто так или иначе связан с бухгалтерским делом.

Однако нельзя умалять значение неписаных принципов, требований и правил профессиональной этики. Наоборот, нормам профессиональной этики в современной жизни принадлежит не менее значимое место в регулировании бухгалтерского учета.

На бухгалтерской профессии, в широком ее понимании, лежит важная миссия обеспечить российский рынок и общество в целом объективной и надежной финансовой информацией. Осознание этой миссии бухгалтерами и аудиторами, понимание ими своей роли в ее выполнении, понимание того, какая информация является объективной и надежной — все это немыслимо без следования высоким принципам профессионализма. А профессионализм, мастерство бухгалтера, в свою очередь, неотделимы от таких нравственных категорий, являющихся неотъемлемой частью профессиональной этики, как принципиальность, ответственность, честность, объективность.

Бухгалтерская профессия, включая аудиторов, должна каждодневно демонстрировать обществу приверженность названным принципам. В противном случае вряд ли она сможет внести достойный вклад в решение таких важнейших задач, как поддержание высоких темпов роста экономики, искоренение коррупции, борьба с отмыванием нелегальных доходов, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доверия граждан к бизнесу.

Таким образом, только сочетание наличия законодательных положений, регулирующих бухгалтерский учет, и приверженность профессиональной этике способно обеспечить бухгалтерской профессии достойную роль в решении важнейших народнохозяйственных задач.

УРОК ВТОРОЙ касается содержания закона о бухгалтерском учете, т. е. какие вопросы должны регулироваться этим законом.

Десятилетний опыт законодательного регулирования бухгалтерского учета свидетельствует, что такое регулирование должно быть сосредоточено на решении двух основных задач. Во-первых, закон должен устанавливать механизм реализации права заинтересованных лиц на получение информации о деятельности хозяйствующих субъектов, причем информации надежной, объективной и полезной. Во-вторых, закон должен определять ту систему регулирования бухгалтерского учета, которая позволит выполнять первую задачу.

Отсюда предназначение закона заключается в том, чтобы установить минимально необходимые требования к учету (имеется в виду и учетный процесс, и бухгалтерская отчетность). Кроме того, он должен быть посвящен также органам и процедурам регулирования учета. Причем объектом регулирования являются не все составляющие бухгалтерского учета, а лишь те из них, которые обеспечивают формирование информации, представляемой внешнему миру. Ибо информационное обеспечение внутренних потребностей организации должно решаться внутри самой организации и без какого-либо вмешательства государства.

Законодательство о бухгалтерском учете должно устанавливать основные требования к учету. Эти требования должны касаться только юридически значимых вопросов построения учетного процесса. При определении круга таких требований необходимо исходить из того, что их исполнение должно быть необходимым и достаточным условием формирования надежной, полезной и достоверной финансовой информации.

В связи с этим именно законодательно должно определяться, какие объекты подлежат бухгалтерскому учету, каков минимальный объем информации, формируемой бухгалтерией для внешних пользователей. Должна устанавливаться обязательность ведения бухгалтерского учета, ибо если бухгалтерский учет не ведется, то не может быть достоверной, полезной и надежной бухгалтерской отчетности.

Законодательство должно устанавливать минимальные требования, выполнение которых обеспечит юридическую доказательность первичной учетной документации. Это необходимо для целей государственного надзора, судебных разбирательств и ряда иных целей. Требования, обеспечивающие непрерывность процесса учета, юридическую доказательность записей в нем и показателей бухгалтерской отчетности также должны быть зафиксированы законодательно. То же самое касается вопросов учетных регистров, основ формирования денежной оценки имущества, подхода к составлению бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем, формулируя требования к учету, законодательство не должно содержать каких-либо ограничений на подходы к реализации этих требований. Организация учетного процесса, или учетная политика, должна быть прерогативой самого хозяйствующего субъекта. Законодательство не должно содержать положений, хоть в малейшей степени ограничивающих свободу организации в постановке учета. Поэтому нецелесообразными признаны нормы действующего закона в отношении унифицированных форм первичной учетной документации, типовых форм учетных регистров, обязательности применения бумажных технологий, порядка подписания документов и отчетности, порядка проведения инвентаризации и некоторые другие нормы.

Кроме того, данные нормы создают базу для исполнения Россией принятых на себя международных обязательств по борьбе с такими угрозами общественному развитию, как коррупция и отмывание нелегальных доходов.

УРОК ТРЕТИЙ. Он заключается в том, что законодательство о бухгалтерском учете, включая стандарты, действенно только тогда, когда оно является продуктом согласия всех участников процесса подготовки и использования внешней финансовой информации.

Исходя из этого, система органов регулирования бухгалтерского учета должна состоять из двух звеньев. Правительство России обеспечивает проведение единой политики в данной области, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Реализацию этой единой политики обеспечивают органы государственного и негосударственного регулирования. Каждый из них выполняет четко определенные функции, имеет свои полномочия.

Органы негосударственного регулирования разрабатывают национальную программу издания стандартов и проекты самих стандартов, участвуют в экспертизе проектов стандартов, издают рекомендации по применению стандартов и обобщают практику учета. Иными словами, эти органы выполняют ту работу, которая связана с созданием, мониторингом системы стандартов и своевременной постановкой вопросов о корректировке этой системы. За органами государственного регулирования остаются функции по приданию официального статуса тем проектам, которые разрабатываются органами негосударственного регулирования.

Данная структура органов регулирования будет обеспечивать общественное признание принципов и правил бухгалтерского учета, которое должно основываться на доверии к содержащим их актам и убежденности в их адекватности и качестве.

Система стандартов бухгалтерского учета включает, прежде всего, принципы формирования бухгалтерской отчетности. Они должны создавать базу для разработки каждого нового стандарта, для принятия каждого нового решения в области бухгалтерского учета. Очевидно, что документ, фиксирующий принципы, должен приниматься тем органом, который отвечает за единую политику в данной области, а именно Правительством РФ.

Национальные стандарты — основное звено системы, которое должно обеспечивать регулирование бухгалтерского учета. Они должны быть применимы в любом секторе экономики. Национальные стандарты должны устанавливать принципы, требования к определенным областям бухгалтерского учета и в то же время оставлять хозяйствующим субъектам достаточный простор для реализации собственной учетной политики.

Не вызывает сомнения необходимость отраслевых стандартов. Всегда существует потребность в регулировании специфических вопросов в конкретных отраслях деятельности. При этом отраслевые стандарты раскрывают особенности применения национальных стандартов в конкретном секторе экономики. Они не создают систему, параллельную национальным стандартам.

Наконец, о стандартах органов негосударственного регулирования. Так как предполагается активное участие саморегулируемых организаций в регулировании бухгалтерского учета, то каждая из таких организаций имеет право на собственные стандарты. Однако такие стандарты должны содержать профессиональные рекомендации, как исполнять национальные и отраслевые стандарты. Они не должны противоречить национальным и отраслевым стандартам.

Для того чтобы система стандартов носила непротиворечивый характер, а каждому субъекту этой системы было гарантировано участие в ней, в законопроекте предусмотрены необходимые механизмы. Прежде всего, это программа принятия национальных стандартов, которая делает весь процесс издания правил бухгалтерского учета планомерным и предсказуемым. Экспертный орган по стандартам станет тем форумом, на котором будет вырабатываться согласие между всеми заинтересованными лицами в отношении правил бухгалтерского учета. Детально описанная в законе процедура принятия стандартов будет гарантировать каждому заинтересованному лицу его участие в процессе.

Каковы сегодня препятствия для того, чтобы законодательство о бухгалтерском учете, включая стандарты, стало продуктом согласия всех заинтересованных лиц? Во-первых, не прекращаются попытки пересмотреть стратегию и тактику реформ в области бухгалтерского учета. Общественность совместно с государственными органами не успевает выработать один подход к реформированию бухгалтерского учета, как тут же начинают звучать призывы к поиску новых подходов к реформированию. Более того, в последнее время намечается некая политизация реформы бухгалтерского учета, что не идет на пользу решения профессиональных вопросов.

Во-вторых, одним из самых слабых звеньев реформирования являются саморегулируемые организации бухгалтеров и аудиторов. А ведь на них должна лечь основная нагрузка в процессе регулирования бухгалтерского учета и контроля за качеством бухгалтерской отчетности.

Отсутствие четкого осознания деловым сообществом своих информационных потребностей также сдерживает реформу. Бизнес-сообщество, сообщество финансовых аналитиков, финансовых менеджеров, независимых директоров формируют потребности в отчетности, задают саму цель бухгалтерской работы. От предпринимательских кругов ожидается устойчивый спрос на бухгалтерию по Международным стандартам финансовой отчетности.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ, к которому подводит 10-летний опыт законодательного регулирования бухгалтерского учета.

Необходимо, наконец, отдавать себе отчет в том, что бухгалтерия — это не разновидность абстрактного искусства, основанного на некоем магическом профессиональном суждении. Развитие бухгалтерии должно происходить в тесной связи с изменениями общей экономической ситуации в стране. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета. В равной степени недопустимо форсирование изменений в бухгалтерии вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов. Любое забегание вперед может привести к снижению качества финансовой информации в экономике и ослаблению финансовой дисциплины.

Можно выдумать самый современный и прогрессивный способ оценки имущества. Однако если для его применения требуется развитый, активный, четко функционирующий рынок данного имущества, а этот рынок отсутствует, то вряд ли можно требовать применения такого способа. Если применение этого способа невозможно без достаточно мощной компьютерной техники и соответствующего специального программного обеспечения, а в огромном числе организаций самым мощным компьютером является калькулятор, то вряд ли имеются основания требовать повсеместного применения такого способа.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности должны происходить постепенно, с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти. Введение новых методов и процедур бухгалтерского учета требует времени для их практической отработки.

Десятилетний юбилей закона о бухгалтерском учете — хороший повод осмыслить опыт законодательного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране, извлечь из этого опыта уроки. Правда, обычно говорят, что опыт — это врач, пришедший после болезни.

Представляется, что сегодня тот уникальный случай, когда профессиональное сообщество, осознав свой прошлый опыт, сделав из него грамотные выводы, имеет все шансы воспользоваться этим опытом в работе над проектом нового закона о бухгалтерском учете, по которому будет строиться профессиональная жизнь бухгалтерского сообщества.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002966
Rambler's Top100