ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Фабрика качества


Мария Никифорова
Источник: Журнал "Эксперт"
Чтобы создать достойную систему отчетности, необходима эффективная система регулирования бухгалтерского учета (БУ) и финансовой отчетности (ФО). Желательно с привлечением негосударственных органов, как это принято на Западе. Согласитесь, что профессионализм практиков вряд ли будет лишним. Ну а чтобы такая система стала по-настоящему эффективной, необходимо также внедрить еще одну систему — систему обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности (ОИСФО).
Михаил Киселев, председатель совета по стандартам Фонда НСФО :: Фото предоставлено фондом НСФО

Качественный вопрос

Базовым критерием качества является полезность информации, содержащейся в финансовой отчетности для пользователей. Хотя сформулировать измеримые критерии полезности довольно сложно, попробуем все же сделать это.

Во-первых, это понятность (прозрачность). Отчетность должна составляться таким образом, чтобы быть понятной подготовленным (то есть обладающим специальными знаниями) пользователям и иметь прозрачную структуру, в частности раскрывать информацию о холдинговых структурах и реальных владельцах бизнеса.

Во-вторых, уместность. Информация считается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их оценки. В свою очередь уместность информации определяется ее существенностью и своевременностью.

В-третьих, надежность (достоверность). Сведения считаются достоверными, если не содержат существенных ошибок и пристрастных оценок, а также правдиво отражают хозяйственную деятельность предприятия. Так как надежность — понятие комплексное, то она в свою очередь раскрывается через следующие характеристики: правдивость, преобладание сущности над формой, нейтральность (непредвзятость), осмотрительность и полнота.

Наконец, в-четвертых, сопоставимость во времени и сравнимость с информацией других компаний. Информация должна быть сопоставима как с данными других компаний, действующих в той же отрасли, так и с данными за предыдущие годы.

Для полного соблюдения принципов качества необходима эффективная система регулирования БУ и ФО. Однако пока таковой нет. «Действующая система регулирования не позволяет обеспечить высокое качество отчетности, — считаетпредседатель правления Фонда НСФО Андрей Буренин. — Источником основных недостатков системы регулирования представляется конфликт интересов внутри Минфина, который одновременно регулирует и бухгалтерский учет, и налогообложение, при этом не отвечая напрямую ни за развитие финансовых рынков, ни за экономический рост. От недостатков существующих правил БУ и ФО страдают финансовый рынок и отечественные предприятия, которые вынуждены нести расходы по ведению трех видов учета — бухгалтерского, налогового и международного, — что в итоге негативно сказывается на эффективности, конкурентоспособности и росте российской экономики».

«Для решения проблем, связанных с подготовкой качественной финансовой отчетности по МСФО, — продолжает тему ведущий специалист по МСФО компании “BKR-Интерком-Аудит” Елена Петенёва, — требуется внесение серьезных изменений в действующее законодательство. Необходима доработка налогового законодательства с целью обеспечения независимого от МСФО расчета базы по налогам (на имущество и НДС). Требуется формирование концепции, направленной на увязку изменений в налоговом, бухгалтерском и корпоративном законодательстве для устранения противоречий и препятствий для внедрения МСФО. В результате возникает необходимость формирования комплексной системы образования аудиторов и бухгалтеров в соответствии с МСФО и международными стандартами аудита, а также совершенствования работы саморегулируемых профессиональных объединений».

Система регулирования

Исходя из вышеперечисленных предпосылок, а также из Концепции системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Фонд НСФО разработал проект Федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

«Разработанные системой регулирования стандарты, — говорит один из авторов законопроекта, председатель совета по стандартам Фонда НСФО Михаил Киселев, — смогут обеспечить подготовку понятной, уместной, надежной и сопоставимой отчетности, или, иначе, качественной ФО, обеспечивающей своевременность информации, а также баланс между выгодами и затратами. Для разработки таких стандартов система регулирования должна удовлетворять требованиям независимости, профессионализма, прозрачности принимаемых решений, эффективных процедур, включенности в международные процессы стандартизации, обеспечения государственного суверенитета и единства центра принятия решений».

Так, например, зависимость от госоргана может привести к ориентации стандартов ФО не на нужды финансового рынка, а на удовлетворение потребностей отдельного ведомства, например налогового. А зависимость от бухгалтерской профессии может привести к чрезмерному упрощению стандартов для облегчения своей работы. Профессионализм же необходим, так как БУ и ФО являются узкоспециализированными видами деятельности, поэтому только в дискуссии профессионалов могут родиться устраивающие финансовый рынок решения. Процедура принятия решений, рассмотренные аргументы и обоснование принятых решений должны быть открыты для общественности. В этом случае удастся обеспечить правильное понимание правил БУ и ФО, а также избежать коррупции и непрофессионализма. Кроме того, система обязательно должна оперативно реагировать выработкой необходимых правил БУ и ФО на изменения в экономической ситуации и методах ведения бизнеса. Наконец, центр принятия решений должен быть единым. На финансовой отчетности основываются инвестиционные решения, поэтому важно, чтобы она предоставляла для анализа унифицированные, а не построенные по разным правилам бухгалтерского учета в различных отраслях финансовые показатели.

По мнению разработчиков, создание качественных стандартов должно стать делом негосударственного профессионального органа регулирования, как это, например, принято на Западе. Там зачастую инструментом регулирования БУ и ФО является негосударственная структура в организационно-правовой форме фонда, которая формирует совет по стандартам БУ и ФО. Десятилетиями практики отработаны способы, позволяющие с помощью такого органа обеспечить соблюдение всех требований к системе регулирования БУ и ФО.

Тему продолжает Михаил Киселев: «Предлагаемая система регулирования состоит из определяемого правительством РФ негосударственного органа регулирования, решения которого будут подлежать одобрению федеральным органом исполнительной власти — ФСФР. Система управления негосударственным органом регулирования, чей попечительский совет станет избирать членов совета по стандартам БУ и ФО из числа составителей, аудиторов, пользователей финансовой отчетности и представителей науки, но будет не вправе вмешиваться в процесс установления стандартов, позволит обеспечить его независимость и профессионализм. Требования к негосударственному органу регулирования, в том числе по прозрачности принимаемых решений, целесообразно закрепить законодательно».

Такая система регулирования, по мнению ее создателей, позволит РФ включиться в международный процесс стандартизации БУ и ФО, обеспечив при этом государственный суверенитет в этой сфере, и сформировать необходимые инвесторам единые правила БУ и ФО для всех отраслей экономики.

Исполнение стандартов

Впрочем, переход на новые стандарты улучшит качество отчетности лишь в случае, если эти стандарты будут обеспечены эффективной системой исполнения. Под обеспечением исполнения в концепции, разработанной фондом, понимается система, направленная на предотвращение, нахождение и исправление существенных ошибок и упущений в применении стандартов ФО при составлении публично раскрываемой отчетности.

Сегодня система обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности в России фактически не функционирует. Есть отдельные элементы системы, такие как ответственность подписывающих отчетность лиц за ее достоверность, ревизионные комиссии юридических лиц, полномочия государственных органов по проверке финансовой отчетности и отдельные санкции за нарушения в сфере отчетности. Однако многих ключевых элементов ОИСФО в российском законодательстве и/или практике нет. Например, таких как надзор за финансовой отчетностью и аудиторской профессией. Внутренний контроль в законодательстве упоминается только применительно к кредитным организациям и к узкой области противодействия легализации (отмыванию) доходов. Отсутствует гражданско-правовая ответственность за искажение периодической финансовой отчетности. Таким образом, нарушения российских стандартов ФО (положений по бухгалтерскому учету) носят массовый характер.

Формируемая система контроля должна учитывать как лучший международный опыт, так и специфику российской хозяйственной деятельности и правоприменения. Исходя из этого фонд предлагает изменить систему контроля, включив в нее самоконтроль компаний — составителей отчетности, независимый аудит, надзорные органы, публичность решений надзорных органов и санкции за нарушения.

При таком подходе к обеспечению исполнения в систему будет включен и составитель, и пользователь финансовой отчетности. Составитель формирует отчетность, а затем проверяет ее в соответствии со своими внутренними процедурами и передает аудитору.

Далее аудитор проводит независимую проверку ФО. Если в ходе аудита будут замечены ошибки, аудитор порекомендует исправительные проводки. (Если составитель не согласится внести в отчетность необходимые корректировки, а допущенные искажения отчетности при этом окажутся существенными, аудитор не даст положительного заключения по отчетности.) После внесения исправлений отчетность с аудиторским заключением представляется пользователям.

На основании жалоб пользователей или по собственной инициативе отчетность может проверить надзорный орган. В случае обнаружения ошибок в отчетности и отказа от их исправления надзорный орган может обратиться в суд с требованием о корректировке отчетности и о наложении санкций.

Пользователи отчетности самостоятельно обращаются в суд с требованием о возмещении им ущерба составителем отчетности и аудитором. Это ключевое положение концепции — составившие отчетность организации должны нести гражданско-правовую ответственность перед пользователями отчетности, то есть компенсировать им ущерб, понесенный в результате преднамеренного искажения периодической отчетности ее составителем.

Поскольку на плечи организаций в случае одобрения предложенной фондом системы ОИСФО ложится внутренний контроль, то будет уместным пояснить, что же он собой представляет. Рассказывает директор практики бизнес-консалтинга «БДО Юникон» Оксана Степанец: «Процедуры внутреннего контроля — это внутрикорпоративная система контроля качества составления финансовой отчетности. Базовыми компонентами такой системы являются авторизация всей первичной информации, обоснование расчетов, произведенных на основе этой информации (элемент системы внутреннего контроля), и проверка правильности и достоверности всей первичной информации и расчетов, произведенных на основе этой информации (функция внутреннего аудита)».

Журнал «Эксперт» №46(540)

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003033
Rambler's Top100