ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Инструктаж МВД по «самообороне» от налоговиков


В. Хвориков, корреспондент
Источник: Федеральное агентство финансовой информации
Безусловно, совет квалифицированного налогового консультанта может стать для предпринимателя весомым подспорьем в словесных баталиях c инспекторами. Одно следует принимать во внимание, что ваш советчик – лицо, так сказать, штатское, неофициальное. Все же гораздо важнее знать, как оценивают ту или иную ситуацию сотрудники компетентных органов. На недавнем профильном семинаре свое мнение по поводу того, о чем можно дискутировать с налоговиками, а с какими их претензиями стоит смириться, высказала начальник отдела документальных проверок Департамента экономической безопасности МВД Татьяна Смирнова.
Смирнова Татьяна - начальник отдела документальных проверок Департамента экономической безопасности МВД

Никогда не сдавайся…

Выступление представителя ДЭБ носило ярковыраженный «правозащитный» (если не сказать, «пропредпринимательский») характер. Бегло напомнив аудитории ключевые позиции Федерального закона № 137-ФЗ от 27 июля 2006 г., внесшего в первую часть Налогового кодекса 425 поправок, г-жа Смирнова перешла к подробному инструктажу бухгалтеров по части того, как правильно построить конструктивный диалог с представителями ФНС. Итак, с нового года налоговики в ходе камеральной проверки могут потребовать дополнительные документы только по трем позициям декларации: подтверждающие льготу по налогу, подтверждающие право на возмещение НДС, и документы, связанные с использованием природных ресурсов. «Запросят больше – не давайте», – подчеркнула лектор. Если будут доначисления – налоговики обязаны известить вас и выдать акт с тем, чтобы вы в течение 15 рабочих дней представили свои возражения, если таковые у вас имеются. И вот тогда не стоит стесняться: указывайте все аргументы, почему вы рассчитали налог именно так, представляйте любые дополнительные бумаги – их обязаны учесть.

При заполнении платежного документа допустили ошибку в КБК, ОКАТО, статусе налогоплательщика? Не беда… Ведь в обновленной статье 45 Налогового кодекса осталось лишь два реквизита, в случае неправильного указания которых в платежке начисляется пеня – это банк казначейства и счет казначейства. Ошиблись в чем-либо другом – требуйте у инспекторов произвести сверку. Отказ в предоставлении сей услуги попросту противозаконен. Разобравшись, налоговики обязаны засчитать суммы, которые они успели зачислить в «невыясненные платежи», на дату уплаты, а не на дату сверки, и снять автоматически набежавшие пени. Более того, как разъясняется в письме Минфина от 3 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-307, эта статья имеет обратную силу и распространяется на отношения трехлетней давности. Иными словами, у фирм есть возможность освободиться от пеней за 2004, 2005 и 2006 годы.

Вспомним, что с нового года письма Минфина поменяли свой статус, и теперь, руководствуясь ими при исчислении налога, предприниматель освобождается как от штрафа, так и от пени. Причем письма могут быть как «личными», то есть конкретными ответами на ваш запрос, так и адресованными широкой аудитории. Однако на первое попавшееся разъяснение бросаться не стоит. По оценке г-жи Смирновой, в минувшем году Минфин был переменчив, как парус в ветреную погоду, и «много чего понаписал»: в первом полугодии смотрел на ситуации (скажем, нюансы договора аренды или применение десятипроцентной амортизационной премии) с одной колокольни, во втором – с другой. «Проверяем, штудируем… Если письмо хорошее – берем на вооружение… Если не соответствует требованиям закона (а такое в минфиновской практике случается) – пропускаем», – советует лектор.

Теперь что касается конкретного запроса фирмы в финансовое ведомство с просьбой разъяснить применение того или иного положения. Согласно статье 342.2 Налогового кодекса чиновники обязаны ответить на него в двухмесячный срок. Но, как говорится, «скоро сказка сказывается…» Дело в том, что в той же статье никакого наказания за задержку или полное молчание для них не предусмотрено. Тогда имеет смысл обратиться к п. 1 подп. 4 ст. 111 Налогового кодекса: в нем перечислены обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения. Перечень таковых является открытым. «Так что всегда сохраняйте входящий номер вашего обращения, и если вам что-то доначислят, объясняйте, что вы и рады были бы уплатить все честь по чести, да вот в Минфине ваше желание не оценили», – подзадоривала бухгалтеров представитель ДЭБ. Более того, по ее словам, сейчас арбитры нередко признают обстоятельствами, исключающими вину, такие поводы, что можно лишь удивляться, «вплоть до головной боли и семейных неприятностей. Злоупотреблять и ерничать, конечно, не стоит, но вполне можно сослаться в иске, скажем, на слишком частую смену положений НК то в одну, то в другую сторону. Сами, дескать, запутали, вот и результат. Кстати, ст. 93 кодекса отводит налогоплательщику 10 рабочих дней на сбор требуемых документов. «Не успеваете отксерокопировать – представьте подлинники», – советует лектор (под гомерический смех в зале), поясняя, что если документ потеряют, это будут как раз те самые освобождающие от вины обстоятельства.

Если вам понадобилась справка об уплате налогов – инспекция обязана ее предоставить в течение 5 дней после получения от вас соответствующего заявления (п. 1 подп. 1 ст. 32 НК). Если вам не нравится итоговая цифра – налоговые органы обязаны провести сверку в течение 10 дней и показать всю картину, уточнив, откуда она взялась (приказ МНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/48). Никакие ссылки на занятость инспекторам не помогут.

Покупая – уменьшай

После такого своеобразного введения лектор остановилась на проблемных вопросах, касающихся налога на прибыль. Так в п. 1.1 статьи 259 Налогового кодекса говорится о десятипроцентной амортизационной премии. Ранее Минфин в своих письмах требовал распространять ее на все основные средства без исключения. «Хотя если я покупаю компьютер за 25 тысяч, то это расход мизерный, он не сопоставим с трудоемкостью бухгалтерского-налогового учета, зачем мне на него премия. Да и в тексте закона такой нормы нет», – отметила г-жа Смирнова. Однако, подытожила лектор, относительно недавно представители финансового ведомства пересмотрели свою позицию и разрешили применять амортизационную премию выборочно (письмо от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/779).

Очень внимательны должны быть предприниматели, затеявшие определенные преобразования в арендуемом ими помещении. Как заметила г-жа Смирнова, если вами поставлена лишь пара легких перегородочек и подвешен кондиционер – это одно дело. При переезде на новое место вы просто снимите все это и увезете с собой. Ну а уж если провели перепланировку, вмонтировали в стены определенные конструкции – это уже неотделимые улучшения арендованного имущества (статья 623 ГК), т. е. такие изменения, которые в результате разборки наносят ущерб собственнику. По ним вы в течение договора аренды можете начислять амортизацию, уменьшая налогооблагаемую базу, естественно, если собственник помещения не возмещает вам понесенных затрат. Причем согласно решению Президиума ВАС от 16 февраля 2001 года № 59 в госрегистрации нуждается лишь договор, заключенный на срок свыше года. «Так что, если вы заключили договор на 9 месяцев, и если вы заранее не предупредили о том, что вы должны съехать, то договор автоматически пролонгируется на неопределенное время. Вы живете по нему хоть десять лет и спокойно списываете эти амортизационные отчисления, сколько у вас действует срок аренды. Глава 25 НК это разрешает», – подвела черту представитель Департамента экономической безопасности.

Немало вопросов у предпринимателей возникает и по части лизинга основных средств. Скажем, фирма берет в лизинг оборудование и тратится на его перевозку и монтаж. Берет автомобиль – и тут же тонирует стекла, ставит сигнализацию и дополнительные «прибамбасы». Получается, что «мы еще не собственники, а расходы у нас уже есть» и, конечно, хочется списать их в одночасье. Увы, в своих письмах от 13 марта 2006 г. № 03-03-04/1/215 (по оборудованию) и от 2 ноября 2005 г. № 03-03-04 /1/335 (для автомобилей) Минфин указал, что при учете таких расходов лизингополучатель должен руководствоваться принципом равномерности и в соответствии со статьей 272 Налогового кодекса списывать в течение всего срока договора лизинга.

Что касается простаивающего оборудования, то, что бы там ни говорили налоговики, на него тоже можно начислять амортизацию и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 6 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/236). «Даже если инспекторы уличат вас в простое, головной боли вам это не добавит, 25 глава это позволяет», – заключила г-жа Смирнова.

Дела кофейные

Для каждого из нас работа – это фактически второй дом, в котором мы иногда проводим большую часть суток. И цивилизованному работодателю хочется, чтобы его сотрудник чувствовал себя в нем, что называется, в своей тарелке. Да и статья 163 Трудового кодекса гласит, что «работодатель обязан обеспечить работника нормальными условиями труда». Правда, при этом додумывать, что же это за условия, приходится самим предпринимателям, что порождает огромное количество арбитражных разбирательств на тему «а можно ли списать на расходы купленный на благо сотрудников чайник, микроволновку, фильтр для воды?». Впрочем, напомнила лектор, с чайниками арбитры разобрались еще в 2004 году, разрешив при их покупке брать к вычету НДС, и налоговики по этому поводу уже не выставляют претензий. А фильтр для воды, а кулер, а кофейная машина? Беспокоится не о чем: по словам Смирновой, арбитражные суды сплошь и рядом встают на сторону фирм. Так, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 18 октября 2005 года № А65-5521/2005-СА2-38 признал, что затраты на кулер для воды – это расходная часть. А вот ФАС Северо-Западного округа пошел еще дальше, признав в качестве необходимого для релаксации сотрудников атрибута телевизор в комнате отдыха (постановление от 13 ноября 2006 г. № А56-51313/2004).

Конечно, инспекторы на местах могут возразить, дескать, округ не наш, чего вы нам под нос сие постановление суете?. Тогда есть смысл сослаться на письмо ФНС от 30 мая 2006 г. № ШС-6-14/550 для юристов налоговых органов, в котором говорится, что «юристы налоговых органов не должны допускать в решениях заведомо проигрышных претензий», то есть таких, которые когда-либо уже отметались судами, причем не важно, какого региона. «Важно правильно оформить свои требования… Пишем: по решению руководителя во исполнение статьи 163 ТК и т. д. Прилагаем удобную для нас аргументацию суда, скажем, Волго-Вятского округа, и все – в суд, дискутировать. И все будет нормально, поскольку чайники, кулеры и, как выясняется, даже телевизор – это не предметы роскоши. А вот фикус в бухгалтерии выращивайте пожалуйста на свои средства», – резюмировала докладчик.

Через тернии – к вычету

Затраты на сотовую связь также можно учесть в расходах в полном объеме, но лишь при наличии трех обязательных документов: договора с предприятием связи, расшифровки переговоров и распоряжения директора о том, что такой-то сотрудник пользуется сотовым телефоном (письмо Минфина от 13 октября 2006 г. № 03-03-04 /2/217 и от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15). Причем не важно, лимитированный тариф или нет.

Дискуссионной нормой остается предоставленная подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса возможность учитывать в целях налогообложения скидки у продавцов. Минфин настаивает на том, что скидки могут применяться только по договору купли-продажи и не распространяются на услуги. Но статья 3 Налогового кодекса гласит, что в вопросах налогообложения все равны. «Так почему же, если я предоставляю скидки по услугам, не могу воспользоваться этой нормой как продавец? Попробовать можно, думаю, что в суде отобьетесь от этой нормы», – считает представитель ДЭБ.

Посетовав, что очень много судебных споров вызывают правила заполнения счетов-фактур, представитель ДЭБ напомнила собравшимся содержание нескольких значительных, на ее взгляд, документов. Так, согласно письму Минфина от 7 августа 2006 г. №03-04-09/15 в графе «продавец–покупатель» непременно должен стоять юридический адрес компании. Несоблюдение этого требования может стоить налогового вычета по НДС. А согласно письму Минфина от 24 апреля 2006 г. № 03-1-03/838/3 к таким же последствиям может привести отсутствие реквизитов кассового чека в графе расчетно-платежного документа при авансах наличными…

Однако есть и приятные новации. Так, ВАС Поволжского округа в своем постановлении от 23 марта 2006 г № А49-11937/05 указал, что присутствие в счете-фактуре факсимильной подписи не является основанием для отказа в возмещении НДС. При этом арбитры сослались на положение ст. 160 ГК, которое гласит, что факсимильная подпись допускается в случаях, предусмотренных законом, правовыми актами или соглашениями сторон. «В НК ничего не сказано, правовых актов нет, но если я знаю, что это мой постоянный партнер, то в договоре с ним я могу сразу указать, что счет-фактура подписывается факсимильной подписью менеджера Иванова на основании приказа такого-то. Все. Это закроет всякие возможности отказать вам в вычете», – уверяет г-жа Смирнова. Со своей стороны лектор считает также, что не является основанием для отказа в вычете и отсутствие в счете фактуре расшифровки подписи: «Претензии налоговиков в этом случае безосновательны, отобьетесь», – резюмировала она.

И еще один приятный момент: не так давно ВАС поставил точку в вопросе по недостаче. Напомним, что ранее финансовое ведомство настаивало на том, что если предприниматель обнаружил недостачу товара «мышки погрызли, грузчики «подтибрили», то он должен восстановить НДС (письмо Минфина от 31 июля 2006 года № 03-04-11/32). Однако в решении ВАС от 23 ноября 2006 г. № 10652/06 прямо сказано, что в такой ситуации ничего восстанавливать не нужно, а письма ФНС и Минфина на эту тему попросту противоречат действующему законодательству. «Если кто-то успел восстановить, можете подать уточненные декларации», – советует Смирнова.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003045
Rambler's Top100