ЧОУ Институт проблем предпринимательства

«МСФО и международная конвергенция в финансовой отчетности»


Эдуардо Мансо Понте
Источник: НОУ "ИПП"
Выступление на конференции Института проблем предпринимательства «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): практика перехода и применения. Реформа бухгалтерского учета»

Институт Проблем Предпринимательства (НОУ ИПП)Меня зовут Эдуардо Мансо, я являюсь Советником по финансовой отчетности и аудиту в Секретариате Международной Организации Комиссий по Финансовым Рынкам (IOSCO). Эта Организация объединяет в своем составе более чем 100 членов, в число которых входит и Федеральная Служба по Финансовым Рынкам РФ, федеральный орган, который контролирует и управляет деятельностью на финансовых рынках в России.

Банки должны применять МСФО для своей финансовой отчетности с 2004 года. Расширение применения МСФО для более широкого круга компаний, по крайней мере, для котируемых на бирже, то есть компаний, долговые и долевые ценные бумаги которых торгуются на регулируемых рынках, принесет значительные преимущества инвесторам на российских рынках капитала, в смысле улучшения прозрачности и сравнимости финансовой информации, предоставляемой котируемыми эмитентами.

Принятие МСФО также будет означать дополнительные преимущества для эмитентов, выражающиеся в снижении ставки финансирования, а также в получении возможности доступа Российских компаний к международным финансовым ресурсам.

За последние два десятилетия утопия или мечта получения единого комплекта стандартов финансовой отчетности для использования на глобальных рынках капитала, на мировом уровне, получила потрясающее развитие и поддержку, вероятно, в результате процесса экономической глобализации, который мы все испытываем.

Сейчас наступил правильный момент. Многие юрисдикции в настоящий момент пользуются преимуществами применения МСФО в качестве основы финансовой отчетности. Примерами могут служить все страны Европейского Союза, Норвегия, Австралия, Новая Зеландия и многие другие, всего более 100 юрисдикций. Другие страны также находятся в процессе применения или приспосабливания к применению МСФО в ближайшем будущем, среди них – Канада, в которой озвучен стратегический план Национального Регулятора о применении МСФО для отчетности, начиная с 2011 года, а также Китай, в котором в настоящий принимаются национальные стандарты, совместимые и соответствующие МСФО.

Конвергенции только лишь бухгалтерских стандартов – недостаточно. Инвесторы и другие пользователи финансовой отчетности принимают во внимание множество других факторов в их собственном процессе принятия экономических решений, например, нефинансовую информацию, объяснения менеджмента компаний, а также то, что мы можем назвать «институциональным окружением» или «инфраструктурой» финансовой отчетности.

Эти факторы также являются существенными, если мы преследуем цель последовательного применения бухгалтерских стандартов. И, наконец, в этом процессе первостепенную важность играют Регуляторы рынка ценных бумаг.

Основными вопросами финансовой отчетности, традиционно, являются следующие:

  • Что признавать в финансовой отчетности? (Определения элементов финансовой отчетности)
  • Когда ? (Момент признания)
  • В какой стоимости? (Вопрос измерения)
  • Как и где элементы финансовой отчетности представляются? (Представление и раскрытие информации)

В то же самое время стоит отметить, что потребности пользователей финансовой отчетности, а также среда, в которой существуют компании, существенно изменились:

  • Компании ведут свою деятельность и конкурируют друг с другом на глобальном уровне – во всем мире
  • Операции компаний стали намного сложнее, чем раньше
  • Появились новые технологии
  • Компании привлекают финансирование на глобальном уровне – на национальных и международных рынках капитала
  • Соответственно, институциональные и частные инвесторы стали разрабатывать инвестиционные стратеги на глобальном уровне, включая в свои портфели ценные бумаги как национальные, так и зарубежные.

В этом контексте есть потребность как в финансовой, так и в нефинансовой информации. Информация должна уместной, достоверной, сравнимой и понятной, с целью достижения эффективного и правильного распределения капитала.

Для удовлетворения вышеуказанной цели, бухгалтерские стандарты являются всего лишь одним из многих способов, которые принимаются во внимание инвесторами и другими пользователями финансовой отчетности при принятии экономических решений. Можно выделить следующие способы получения информации:

  • Внутренняя по отношению к компании информация.
    • Такая, как финансовая отчетность,
    • Отчет руководства (Management Report), который принимает различные формы в разных юрисдикциях, например, форму Операционного и Финансового Обзора - OFR (Operating and Financial Review) в Великобритании или форму Исследований и Анализа Руководства - MDA (Management Discussion and Analysis) в Северной Америке, где оба последних перечисленных документа входят в состав Годового Отчета.
    • Прочая внутренняя информация, предоставляемая Компанией своим акционерам, например, информация, связанная с Корпоративной Социальной Ответственностью бизнеса, с Охраной природы, взаимоотношениями с сотрудниками, с Корпоративным Управлением, и т.д.
  • Внешняя по отношению к компании информация, такая как информация о макроэкономических и микроэкономических, юридических факторах, об особенностях знаний и возможностей компании, об экономическом секторе, о покупателях и поставщиках, и т.д.
  • И, наконец, Институциональное окружение или Инфраструктура финансовой отчетности

Я хотел бы заострить внимание на значимости последнего элемента, Институционального окружения, под которым Мистер Томас Сейденштайн (Thomas Seidenstein), Управляющий Директор Фонда Совета по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (СМСФО), понимает «инфраструктуру» финансовой отчетности, а Комитет Европейских Регуляторов Рынка Ценных Бумаг) (CESR - The Committee Of European Securities Regulators), в своем сравнении МСФО с Канадским, Японским и Северо-Американским GAAP, который был опубликован в Июле 2005 года, под данным термином «Институциональное окружение» понимает «фильтры» финансовой отчетности.

Инфраструктура включает все элементы, которые создают финансовую информацию саму по себе, а также элементы, которые обеспечивают последовательное применение бухгалтерских стандартов.
Эти элементы или фильтры действуют в симбиозе с бухгалтерскими стандартами, и дополняют их.

Можно выделить следующие элементы или фильтры, дополняющие бухгалтерские стандарты в последовательном их применении:

  • Первая группа элементов связана с компанией или эмитентом, а именно с их основной ответственностью за составление финансовой отчетности:
    • Такие элементы, как рамки или стандарты Корпоративного Управления (Corporate Governance)
    • Правила Ответственности Менеджмента, и
    • Системы Внутреннего Контроля
  • Вторая группа элементов связана с аудиторами как с первой внешней линией защиты честности в составлении финансовой отчетности:
    • Например, технические требования Международных Стандартов Аудита (International Standards on Auditing). Эти стандарты выпускаются Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC) и ее специальным отделением – Советом по Международным Стандартам Аудита и Обеспечения Достоверности (IAASB),
    • Требования Этики и Независимости, и
    • Системы Контроля Качества;
  • И наконец, третьей группой элементов, связанных с институциональным надзором и выполнением решений, занимаются компетентные независимые регуляторы рынка.

Значимость вышеперечисленных факторов привела к необходимости более широкого сближения, связанного со всеми вышеперечисленными факторами. Глобальная конвергенция является также требованием инвесторов, которые ведут свою деятельность по всему миру.

В результате, окончательной целью должна быть конвергенция окончательного продукта, то есть, финансовой и нефинансовой информации, которую получают инвесторы и другие заинтересованные лица, с целью обеспечения уверенности в том, что они принимают экономические решения, основываясь на сравнимой эквивалентной информации. Даже если такая информация подготовлена по различным национальным стандартам, то это рассматривалось как эквивалентная информация, например, Комиссией Европейских Регуляторов Рынков Ценных Бумаг.

Усилия по конвергенции должны затрагивать все из элементов, составляющих инфраструктуру финансовой отчетности, а не фокусироваться исключительно на бухгалтерских стандартах.

В этой связи Регуляторы Рынков Ценных Бумаг и Международная Организация Комиссий по Финансовым Рынкам, строго придерживаются, с момента их создания, продвижения защиты инвесторов и прозрачности Рынка Ценных Бумаг. С этой целью Регуляторы в течение долгого времени прилагали усилия по международной конвергенции лучших:

  • Стандартов раскрытия финансовой и нефинансовой информации;
  • Стандартов аудита; и
  • Правил Корпоративного Управления.

Все эти факторы и некоторые другие отмечены как необходимые элементы, в Отчете, одобренном Техническим Комитетом Международной Организации Комиссий по Финансовым Рынкам (IOSCO) под названием «Усиление Финансовых Рынков против Финансовых Злоупотреблений», опубликованном в феврале 2005 года, в связи с последствиями финансовых скандалов в компаниях Parmalat, Enron, Worldcomm, и т.д.

Возвращаясь к бухгалтерским стандартам как таковым, можно отметить, что они очень важны сами по себе. Ведь плохое качество бухгалтерских стандартов в общем и целом подрывает с самого начала качество предоставляемой финансовой информации, и тогда такое положение уде не исправить ни должным внедрением этих стандартов, ни любыми другими «фильтрами», как мы называем элементы инфраструктуры финансовой отчетности.

Кроме преимуществ применения МСФО в качестве единого для всего мира комплекта стандартов, можно выделить и трудности, связанные с из применением:

  • Первое, с чем необходимо справиться – это с повышением спроса на обучение и получение новой информации со стороны эмитентов, бухгалтеров, аудиторов, инвесторов и регуляторов. МСФО – это стандарты, построенные на принципах, а не на правилах. Они требуют применения профессионального суждения и специальных знаний для того, чтобы общие принципы могли применяться к конкретным ситуациям. И эта потребность в дополнительном обучении – задача, которая должна решаться всеми заинтересованными сторонами, университетами, аудиторскими фирмами, инвесторами, сами компаниями и т.д.
  • Следующая трудность связана риском непоследовательного применения. В настоящий момент, МСФО используются в более чем 100 странах, причем страны имеют свои собственные национальные традиции, культуру и историю. Существует серьезный риск, что набор ориентированных на принципы стандартов произведет, в долгосрочной перспективе, набор непоследовательных противоречивых версий региональных стандартов. В результате, впечатляющие усилия по получению единого комплекта бухгалтерских стандартов будут пущены впустую.

Для минимизации вышеописанного риска непоследовательного неправильного применения стандартов, Регуляторы Рынков Ценных Бумаг решили установить механизмы координации усилий между ними, для целей улучшения конвергенции будущих решений, которые принимаются Регуляторами для соответствия МСФО.

Для достижения этих целей Международная Организация Комиссий по Финансовым Рынкам (IOSCO) решила создать базу данных решений, принятых национальными регуляторами в отношении внедрения МСФО на их территориях.

База данных доступна только членам Международной Организации Комиссий по Финансовым Рынкам (IOSCO), а также прочим регуляторам, которые удовлетворяют критериям, предъявляемым к участникам, и заключили соглашение об участии с Секретариатом IOSCO.

Главной целью создания базы данных станет:

  • Прежде всего, поощрять Регуляторов обращаться к базе данных каждый раз, когда перед ними встает вопрос о принятии решения, как к источнику информации и как к вводной информации процесса принятия их собственного решения;
  • Также, поощрять Регуляторов к обращению к другим Регуляторам, которые уже прошли аналогичный этап в их собственном процессе принятия решений, так как база может не содержать вообще всей информации, полезной для принятия такого решения. Если Регулятор находит аналогичное решение в базе данных, принятое другим Регулятором, то первый поощряется к обращению ко второму, который уже выложил свое решение в базе данных.

Однако, полные консультации не всегда выполнимы, что означает гибкость модели в целях поддержания несколько механизмов получения консультаций, среди которых можно выделить непосредственные консультации или всего лишь обследование информации в электронном виде о предыдущих аналогичных решениях. Для этих целей информация в базе данных будет достаточно детализирована для поддержания обоих видов консультаций, описанных выше.

  • Третьей целью станет выяснение часто возникающих проблем или непоследовательных неправильных решений, означающих возможное появление трудностей в применении отдельных МСФО правильным последовательным образом. Такие проблемы и причины будут передаваться с Совет по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (IASB) или в Комитет по Интерпретации Международных Стандартов Финансовой Отчетности (IFRIC) для дальнейшего их рассмотрения.

В заключении необходимо отметить, что IOSCO всегда поддерживала Совет по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (IASB) в их продолжающейся работе по развитию МСФО в качестве применяемого во всем мире комплекта высококачественных стандартов, применимых для исплотзования на финансовых рынках. Технический Комитет IOSCO (Technical Committee of IOSCO) рекомендует своим членам, начиная со своей Сиднейской Резолюции в мае 2000 года, позволять многонациональным корпорациям использовать МСФО для целей международных IPO и котирования на всех биржах, регуляторы которых входят в IOSCO.

This support was confirmed in a new Technical Committee Resolution in February 2005. Just noting that a few months later, in April, the US SEC issued a roadmap to eliminate the need for reconciliation to US GAAP, which is required by the SEC to foreign issuers, listed in US markets and preparing IFRS financial information, for not later than in 2009.

Эдуардо Мансо Понте, советник по бухгалтерскому учету и аудиту Международной Организации Комиссий по Финансовым Рынкам (IOSCO)


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003167
Rambler's Top100