ЧОУ Институт проблем предпринимательства

«Сложно изменить такой огромный механизм, как ФНС»



Источник: Минфин РФ
Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Трунин рассказал корреспонденту «УНП» Сергею Новикову о новых критериях оценки налоговиков, перспективах снижения налогов и будущих переменах в уплате НДС.

Критерии оценки должны изменить психологию инспекторов

- Недавно правительственная комиссия утвердила предложенные Минфином критерии оценки налоговиков (см. врезку. - Примеч. ред.). Как эти показатели будут увязаны с поощрением конкретного инспектора?

- Данные критерии - только верхушка дерева. Они нужны правительству, чтобы оценивать эффективность ФНС России в целом. Уже в бюджете нынешнего года заложены определенные средства, которые будут выделены налоговой службе в зависимости от эффективности ее деятельности. А как ФНС России будет распределять полученные деньги, что будет требовать от инспекторов - это уже зависит от управленческих решений ее руководства, это должно быть утверждено самой службой.

- Как вы полагаете, новые критерии смогут изменить психологию налоговиков? Так, чтобы они не воспринимали каждого налогоплательщика как врага, от которого нельзя возвращаться без «трофеев» в виде доначислений?

- Формальными критериями трудно изменить неформальный порядок ведения дел. А установка на доначисления, если она и существует, то в неформальном виде. Да, есть такой неявный показатель эффективности, как доначисления. Зачастую считается, что плох тот инспектор, который ничего не доначислил после проверки. Мы пытаемся изменить ситуацию. Пытаемся сделать так, чтобы эффективность работы налоговых органов увязывалась не с объемом доначислений, а с исполнением налогоплательщиками налогового законодательства.

Конечно, не стоит ждать моментальных результатов. Здесь я особых иллюзий не питаю. Сложно сразу изменить такой огромный механизм, как ФНС России. Причем этот механизм неразрывно связан с остальными государственными структурами, например МВД, в которых существуют схожие проблемы... На мой взгляд, существенных изменений в работе налоговых органов, возможно, придется ждать в течение десятилетий.

- Планируется ли разработка каких-то новых законопроектов, снижающих налоговую нагрузку на компании?

- В ближайшее время нет. В последние два года было принято много решений, которые существенно снизили объем налогов, уплачиваемых компаниями. Только три решения по НДС - переход на метод начисления (вычеты без оплаты. - Примеч. ред.) и новые механизмы исчисления налога по капитальным вложениям и по авансам - снизили поступления налогов более чем на 1 процент ВВП (около 260 млрд рублей. - Примеч. ред.). В этом году введена единая налоговая декларация по НДС. Со следующего года будет введена в действие поквартальная уплата НДС. Госдума сейчас принимает законопроект, поощряющий инновационную деятельность предприятий. По налогу на прибыль с прошлого года действует амортизационная премия при инвестициях. Вот-вот должны заработать особые экономические зоны. Так что мы пока не планируем разработку новых инструментов снижения налоговой нагрузки, хотя в среднесрочной и долгосрочной перс-пективе Минфин России поддерживает предложение о дальнейшем снижении налоговой нагрузки при условии сбалансированности бюджетной системы.

- То есть реформы единого социального налога ждать не стоит?

- Реформа ЕСН зависит от того, что будет дальше с пенсионной системой. Если она продолжит работать так, как это происходит сейчас, то к 2015 году ежегодный дефицит средств в пенсионной системе будет составлять величину, эквивалентную 2 процентам ВВП. Это значит, что ЕСН надо не снижать, а существенно повышать, чего мы делать не хотим. Поэтому нам надо понять, что делать с пенсионной системой и системой социального медицинского страхования. Принципиальные решения по этой проблеме должны быть приняты не позже 2008-2009 годов.

- Для плательщиков НДС главная проблема - это необоснованные отказы в вычетах или в возмещении налога. Эту проблему можно решить?

- Необоснованные отказы в налоговых вычетах - проблема, связанная не только с НДС. По налогу на прибыль налогоплательщикам отказывают в принятии расходов. Причем налог на прибыль возможностей для отказов в принятии расходов дает гораздо больше, чем НДС. Конечно, сам по себе вопрос возмещения НДС тоже является острым. Но здесь нужно спросить, почему могут появляться компании, которые, зарегистрировавшись в законном порядке, имеют возможность не платить налог и безнаказанно игнорировать требования налоговых органов. Именно возможность создания однодневок стоит за необоснованными отказами в вычетах. То есть надо решать вопрос с государственной регистрацией компаний, а не с НДС. Сейчас соответствующий законопроект готовят Минэкономразвития и ФНС России.

- Если этот законопроект серьезно усложнит регистрацию однодневок, то не отпадет ли необходимость в предлагаемой Минфином регистрации плательщиков НДС?

- Мы будем принимать решение по конструкции режима специальной регистрации плательщиков НДС после того, как увидим, какие поправки появятся в законе о госрегистрации. Основной идеей специальной регистрации является получение дополнительных сведений о тех, кто хочет стать плательщиками НДС. Необходимо проверить данные об их адресах, паспортные данные, выяснить, кто же на самом деле является владельцем, руководителем и главным бухгалтером компании. Если это позволят сделать поправки в закон о госрегистрации, то регистрация плательщиков НДС будет менее важна. Но это все равно не повод от нее отказываться. Просто тогда все ограничится сокращением количества плательщиков за счет установления величины оборота, позволяющей платить налог, специальным реестром плательщиков, присвоением номеров, которые станут указываться в счете-фактуре и по которому контрагенты смогут проверять друг друга.

- Принято ли решение о величине оборота, который позволит компании стать плательщиком НДС?

- Нет. Пока у нас есть только набор идей, а к разработке законопроекта мы еще не приступили. Механизм планируется ввести в действие не раньше 2008 года. Возможно, этот порог будет увязан с упрощенной системой налогообложения и составит 20 млн рублей. Этот достаточно высокий порог может быть оправдан тем, что налоговые органы смогут сосредоточить усилия на работе с меньшим количеством плательщиков.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003377
Rambler's Top100