ЧОУ Институт проблем предпринимательства

О своих профессиональных секретах рассказывает генеральный директор компании ЗАО АК «Арт-Аудит» Людмила Айрапетян


В июле будут внесены поправки в Закон об аудите. О том, как их оценивает сообщество российских аудиторов, и о своих профессиональных секретах рассказывает генеральный директор компании ЗАО АК «Арт-Аудит» Людмила Айрапетян.
Людмила Анатольевна Айрапетян - генеральный директор компании ЗАО АК «Арт-Аудит»

- Людмила Анатольевна, как вы прокомментируете готовящиеся изменения в Закон об аудите?

- Поправки, касающиеся отмены лицензирования аудиторской деятельности и введения обязательного членства аудиторских компаний в саморегулируемых организациях, имеют много позитивного. Сейчас система лицензирования в большой степени формальна. Более того, лицензирование оказалось тем инструментом, который искусственно сдерживал конкуренцию на рынке аудиторских услуг. Поэтому его отмена была неизбежна.

Хорошо и то, что именно на саморегулируемые организации (СРО), а не на государственный орган, будут возложены функции контроля над качеством аудиторских услуг.

- А как эти изменения будут реализовываться на практике?

- Для нашей компании проверки контроля качества и соблюдения аудиторских стандартов не являются чем-то необычным. С 1998 года «АртАудит» является членом Российской коллегии аудиторов, а в 2001 году мы вступили в Национальную федерацию консультантов и аудиторов. Но некоторые аудиторские фирмы такие процедуры будут проходить впервые, т. к. до сих пор не являлись членами СРО. Ведь, согласно поправкам в закон, все индивидуальные аудиторы и аудиторские организации подлежат плановой внешней проверке качества работы, которая будет проводиться раз в три года. Если качество работы индивидуального аудитора или аудиторской организации не будет соответствовать требованиям стандартов, то СРО может исключить нарушителя из своего состава, что означает прекращение аудиторской деятельности.

К сожалению, сейчас никто не скажет, сколько аудиторских компаний работает в России, прошли ли они процедуру контроля качества. Думаю, ситуация изменится, когда поправки вступят в силу и СРО, ответственные за ведение Единого реестра и за контроль качества, получат реальную картину и реальные рычаги регулирования аудиторской деятельности. Принятие проекта закона приблизит законодательство РФ в области аудиторской деятельности к международным нормам и позволит развивать аудит действительно на профессиональной основе.

АНЕКДОТ. БИЗНЕСМЕНЫ ОБ АУДИТОРАХ:

Стоит пастух в горах в окружении отары овец. Подъезжает к нему крутой джип, и оттуда выходит хорошо одетый молодой человек. Говорит: «Хочешь я скажу, сколько у тебя овец?» - «Скажи». - «Но с условием: если цифра окажется правильной, одну овцу ты отдашь мне». Пастух согласился. Юноша открывает ноутбук, через полчаса выдает отчет на 150 страницах и цифру - овец 2156 голов. Пастух говорит: «А хочешь, я теперь скажу, какая у тебя профессия?» - «Давай!» - «Ты - аудитор». - «Откуда же ты это узнал?» Пастух отвечает: «Во-первых, ты приперся тогда, когда тебя никто здесь не ждал. Во-вторых, ты выдал мне абсолютно бесполезную информацию, которую я и сам знал. И, кроме того, ты совершенно не разбираешься в моем деле, потому что вместо овцы ты бросил в машину мою собаку!»

- Правда ли, что в недрах Центрального банка и налоговой инспекции готовятся иные поправки?

- Да, аудиторскому сообществу известно, что ФНС направляла в ряд аудиторских компаний запросы с требованием представить о клиентах конфиденциальную информацию, составляющую аудиторскую тайну. Кроме того, представители Банка России выступили с аналогичной инициативой и направили соответствующий законопроект в Совет аудиторской деятельности при Минфине России. Смысл его сводится к тому, чтобы обязать аудиторов сообщать в ЦБ об обнаруженных во время проверок фактах, затрагивающих интересы вкладчиков и кредиторов банка. Но это в корне подрывает главный принцип, на котором строится аудит во всем мире, - независимость и конфиденциальность. Если поправки примут, для национального российского аудита это будет губительно.

Мы - не карающий орган. Доверяя аудитору, банки полностью раскрывают информацию. А теперь представьте, что нас обяжут докладывать обо всех обнаруженных недочетах карательным органам. Какой банк захочет работать с такими аудиторами? Кстати, много лет назад произошел случай, наглядно иллюстрирующий, что бывает, если аудитор нарушит правила этики. К счастью, это единственный случай. Крупному региональному банку после проверки Главное управление ЦБ сделало определенные замечания и выдвинуло предписания, которые необходимо было выполнить, чтобы исправить погрешности в работе. Об этом знал аудитор, который просто поделился этой информацией. Вскоре в местной прессе появилась статья под названием «Банку осталось жить три дня». Всего за две недели вкладчики забрали из банка все свои деньги, и он прекратил свое существование.

- Как вы поступаете, если находите ошибки в работе банка?

- Кодекс профессиональной этики и законы не позволяют нам раскрывать третьим лицам полученную в ходе аудита информацию, т. к. она имеет коммерческую ценность. Поэтому результаты проверки мы обязаны передавать только собственникам банка, о них знает лишь президент банка и члены совета директоров. Данные мы можем предоставить другим лицам исключительно по решению суда. Главное, чтобы допущенные банком ошибки не влекли за собой существенного искажения финансовой отчетности и нарушения законов. Ведь от этого зависит вид выдаваемого заключения. Кстати, банки сами стремятся к своевременному устранению ошибок, заказывая поэтапный аудит. Лучше пусть аудитор обнаружит эту ошибку и банк ее исправит, чем ошибку обнаружит надзорный орган.

КСТАТИ... АУДИТ В РОССИИ

Звание «аудитор» в России было введено в 1716 году. В воинском уставе и Табеле о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до введения военно-судебной реформы 1867 года образовывали собой высшие ревизионные военные суды в России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимались в 1888 году. К идее аудита возвращались и в начале XX века (1907-1912) и в 1929-1930 годах. Как правило, это было связано с проведением экономических реформ.

Но только с переходом страны к рыночным преобразованиям аудит становится необходимым и полноправным элементом рынка. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Аудиторская проверка была обязательна для подтверждения их годовых отчетов.

Самая первая аудиторская фирма в нашей стране - акционерное общество «Инаудит» была создана в 1987 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР. Российский банковский аудит существует 15 лет с момента появления коммерческих банков.

- Часто ли вам приходится выдавать банку отрицательные заключения?

- Нет, не часто. В нашей практике это крайние случаи, особенно в последние годы случаются все реже. Банки стараются быть законопослушными. И квалификация банковских работников сегодня достаточно высока. Вызывает удивление, что в последнее время отзывается такое количество лицензий. Думаю, что все-таки это происходит больше из-за несовершенства законодательной базы, которая регулирует банковскую деятельность, и из-за того, что банкам приписывают несвойственные им функции.

- Когда вы приступаете к проверке, как выстраиваются отношения с банком?

- На нашем языке клиент, с которым мы еще не работали и которого еще не «прочувствовали», называется «чувствительный клиент». Безусловно, элемент настороженности во взаимоотношениях есть. Потому что аудитор начинает запрашивать документы, которые на первый взгляд никакого отношения к бухгалтерскому учету не имеют. Мы начинаем ходить по отделам, задавать вопросы, собирать информацию. Служба безопасности, конечно, напрягается: «что там аудитор выясняет?». А он делает очень простую вещь - изучает систему внутреннего контроля в банке. Затем аудитор на основании полученной информации рассчитывает возможные риски возникновения погрешности вфинансовой отчетности. После того как аудитор изучил внутренний контроль и определил «узкие места», он сообщает о результатах руководству, и вот тогда возникает взаимное доверие.

- В вашей работе на первом месте аналитика или все-таки интуиция?

- Думаю, что интуиция это опыт. А на первом месте всегда профессионализм - знание плюс опыт. Аудитор должен быть скептиком. Даже если опыт говорит мне, что в данной ситуации риски отсутствуют, я, используя принцип должного скептицизма, все равно должна несколько раз проверить: «а действительно ли это так?». И еще очень важны коммуникативные навыки. Если ты не коммуникабелен - в этой сфере работать трудно.

- Часто ли банки меняют аудиторов?

- Такие случаи бывают. Но не часто. Как правило, если банк работает с одной аудиторской компанией, он старается ее не менять. Ведь, прежде чем выйти на проверку, мы всегда даем список своих людей, их проверяет служба безопасности банка. Эти специалисты должны иметь безупречную репутацию. Скажем, наша компания имеет лицензию ФСБ на работу со сведениями, содержащими государственную тайну, прежде чем такую лицензию выдадут, компанию проверяют, насколько она соответствует определенным критериям.

- И все-таки когда банк должен задуматься о замене аудиторской компании? Какие признаки свидетельствуют о ее недобросовестности?

- Если банк сомневается в качестве аудиторских услуг или рекомендации аудитора повлекли для банка негативные последствия в виде ущерба. Например, аудитор проверяет банк и подтверждает формирование резерва по кредитному портфелю. А затем оказывается, что банк не доформировал резерв. В результате существенно искажена отчетность банка, завышены показатели его капитала, к банку применяются штрафные санкции надзорным органом.

АНЕКДОТ. АУДИТОРЫ О БИЗНЕСМЕНАХ:

Летит воздушный шар. На нем двое молодцев. Попадают они в туман. Куда лететь - непонятно. Тут они видят, что внизу на пенечке сидят двое других молодых людей. «Эй, - кричат из корзины, - скажите, где мы находимся?» Те, что внизу, вытащили свои калькуляторы, что-то подсчитали и отвечают: «Вы находитесь в точке 165 градусов с.ш., 85 градусов в.д.». Воздухоплаватели вздохнули: «Все ясно, вы - аудиторы». - «Откуда вы узнали?» - «Потому что вы дали нам абсолютно точную информацию, но мы не знаем, что с ней делать!» А снизу отвечают: «Нам тоже все с вами ясно - вы бизнесмены». «А вы откуда знаете?» - «Как откуда? Мало того, что летите без карты, так еще не знаете, где находитесь и не имеете ни малейшего понятия о том, куда хотите прилететь!»

То есть у банка весь букет неприятностей. Как вы думаете, стоит задуматься банку о смене аудитора? Видимо, стоит. Стоит задуматься и тогда, когда аудиторская компания не имеет достаточных ресурсов - технических и трудовых. Правда, бывает, что предположить, чем закончится проверка, не может ни аудитор, ни банк. В моей практике был интересный пример, когда в результате ошибочного присвоения лицевого счета юридическому лицу в акте проверки появилась фраза о признании отчетности банка недостоверной. Вот так иногда сотрудники надзорного органа позволяют себе использование некорректных определений, которые ввергают в шок и руководство банков, и аудиторов.

Людмила Анатольевна Айрапетян - генеральный директор компании ЗАО АК «Арт-Аудит»

- Какие аудиторские услуги больше всего востребованы нашими банками?

- Сейчас законодательство быстро меняется, меняются инструкции Центробанка, стандарты по МСФО - попробуй во всем разберись. Поэтому банки нуждаются не только в аудиторском заключении, востребованы все виды аудиторских услуг. Все чаще они прибегают к консалтингу, особенно в области международных стандартов. В банках идет структурирование бизнеса, им необходим современный управленческий учет. Сегодня квалифицированный аудитор - прежде всего помощник банковскому сотруднику.

- Многие банки все еще не внедрили требования стандарта МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», который вступил в действие в январе этого года. Ваше мнение: почему?

- Это правда, потому что банки составляют свою отчетность по МСФО методом трансформации результатов, которые получены на 31 декабря отчетного года. То есть сейчас идет трансформация отчетности, составленной в соответствии с принципами МСФО за 2006 год. Банки обязаны представить ее в ЦБ РФ до 1 июля 2007 года. Поэтому в этой отчетности никак не могут быть отражены положения IFRS 7, вступившие в действие с 1 января 2007 года. Но уже в учетную политику за 2007 год банки будут вносить изменения с учетом IFRS 7 и применять его будут при трансформации отчетности за 2007 год. Кроме того, банки ждут и соответствующих разъяснений по применению данного стандарта от ЦБ РФ, которых пока нет.

- На рынке существует дефицит кадров, квалифицированно разбирающихся в стандартах МСФО. На ваш взгляд, в чем выход из сложившейся ситуации?

- Мне не кажется, что ситуация критична. В России уделяется значительное внимание стимулированию внедрения МСФО. Но нужно понимать, что квалификация специалиста в области МСФО - это не просто диплом или сертификат. Это опыт, повышение квалификации и профессиональный рост.

«Арт-Аудит» уже с 1998 года занимается обучением и сертификацией специалистов в области МСФО. В нашей компании работают специалисты имеющие квалификацию ACCA, CPA, CIPA, IFA. Поэтому наряду с оказанием различных аудиторских услуг мы реализуем программы по обучению основам МСФО и трансформации отчетности наших клиентов, среди которых много банков.

- Какое качество, по-вашему, для аудитора самое главное?

- Предельная честность. Бывают ситуации, когда аудитор должен сказать всю правду, хотя она может не понравиться. Но сказать ее надо. Потому что аудитора приглашают не для того, чтобы он пел дифирамбы. А для точной диагностики состояния дел. На первом месте у аудитора - этика и соблюдение конфиденциальности. Это достаточно деликатная профессия, деликатная сфера услуг. Аудитор никого не должен подводить своими высказываниями. Не ждите жареных фактов от банковского аудитора! Если это настоящий профессионал, он никому никогда ничего не расскажет.

АКЦЕНТ.

Слово «аудитор» в переводе с латинского означает «слушатель». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в прошлом веке в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Их мог получить только независимый от фирмы специалист.

"Национальный Банковский Журнал" №6 (40) Июнь 2007

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003450
Rambler's Top100