ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Оптом - дороже


Николай Гришин
Источник: Журнал "Секрет фирмы"
«Синергия» сумела наполнить региональные заводы федеральным содержанием
«Синергия» сумела наполнить региональные заводы федеральным содержанием
«Синергия» стремительно вырвалась в топ российского водочного рынка и готовит первое в отрасли IPO, в результате которого капитализация компании может приблизиться к $1 млрд.

«Вряд ли кто-то захочет упустить возможность приобрести акции одного из крупнейших игроков»

Холдинг «Синергия» был построен всего за несколько лет путем скупки производителей водки из «второй лиги» -- «Уссурийского бальзама», «Алвиза», «Уралалко», Хабаровского ЛВЗ, «Роома» и др. Региональные игроки «разбавляли» свой ассортимент за счет федеральных брэндов компании, а «Синергия» убивала двух зайцев разом: расширяла географию продаж и получала новые производственные мощности.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Группа «Синергия» была создана в 1998 году на Дальнем Востоке. Основные бенефициары -- Александр Мечетин (64,5% акций) и сенатор Валентин Завадников (31% акций). Владеет компаниями по производству и дистрибуции алкогольной продукции (крупнейший ЛВЗ -- подмосковный «Традиции качества»), продуктов питания (КВЭН, ДАКГОМЗ, молочный завод «Уссурийский», мясокомбинат «Находкинский» и несколько птицефабрик), розничной сетью «Винные лавки Саввы Водочникова» (более 50 магазинов). Выручка холдинга за 2006 год по МСФО составила 7,1 млрд руб., EBITDA -- 911 млн руб.

В прошлый понедельник «Синергия» начала роад-шоу перед IPO, книга заявок по которому закроется 14 ноября. Компания собирается разместить 23,45% своих акций по $61–72. В итоге холдинг может привлечь $166–196 млн, а собственную капитализацию он оценил в $708–835 млн. Банки--организаторы IPO оценивают компанию подороже -- в $808–980 млн. «Компания подстраховалась,-- объясняет разницу аналитик ФК „Открытие” Ирина Яроцкая.-- Инвесторы захотят купить бумаги, только если у акций будет потенциал быстрого роста».

Основной риск для потенциальных инвесторов «Синергии» в том, что российский рынок алкоголя непредсказуем из-за чрезмерного внимания к нему чиновников. К примеру, попытка запустить систему ЕГАИС в 2006 году привела к остановке большинства заводов на два-три месяца. В октябре запуск ЕГАИС в очередной раз был перенесен на 1 ноября 2008 года, что дало участникам рынка передышку.

Однако пока для «Синергии» эти риски оборачивались лишь плюсами: в кризис скупать слабые компании оказалось куда проще. «Интересные активы после кризиса не подешевели, но предложений о продаже стало больше»,-- пояснил СФ председатель совета директоров «Синергии» Александр Мечетин. Последней покупкой, которая произошла этим летом, стала уже не малая, а средняя подмосковная компания «Традиции качества» с брэндом «Беленькая» (по данным «Бизнес Аналитики», он занимает около 2% российского рынка в деньгах). Так «Синергия» дополнила линейку федеральных марок -- «Беленькая» продается в среднем ценовом сегменте, «Русский лед» -- в субпремиальном, а «Белуга» -- в премиуме.

Вырученные на IPO деньги Мечетин опять собирается потратить на консолидацию рынка, став его лидером. Эта задача вполне осуществима: за первые шесть месяцев 2007 года заводы группы разлили 3,3 млн дал водки, теперь к ним добавятся еще «Традиции качества» с 0,8 млн дал, тогда как крупнейший производитель, ЛВЗ «Кристалл», разлил 4,2 млн дал.

Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин полон оптимизма: «Само объявление об IPO водочного холдинга говорит о стабилизации в отрасли. Теперь за „Синергией” последуют и другие игроки». В частности, о возможном IPO давно говорят в ГК ОСТ, не исключают такого пути развития в «Русском алкоголе». Игрокам имеет смысл поторопиться: ровно через год чиновники опять напомнят участникам рынка о грозном ЕГАИС.

Журнал "Секрет фирмы" № 44 (227) 12.11.2007

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003715
Rambler's Top100