ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Заглянуть в налоговое будущее России: все не так уж плохо!


В начале ноября в Москве впервые прошел Всероссийский налоговый конгресс. Его организатором выступила компания Infor-media Russia. Ведущие налоговые специалисты — представители Минфина России, ФНС России, судебных органов и бизнес-сообщества обсудили ключевые проблемы налогообложения, а также перспективы развития налогового права. Об открытии конгресса мы кратко информировали читателей в предыдущем номере журнала. Более детальный отчет — в репортаже нашего корреспондента Николая ЕПИХИНА.

Конгресс собрал более сотни специалистов по налогообложению из 14 городов России. Среди делегатов были представители Промсвязьбанка, ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”», ООО «Тойота Мотор», ОАО «МКХ “ЕвроХим”», ОАО «НГК “Славнефть”», ООО «Торговый Дом Мечел», ООО «Тюменская энергетическая компания», ООО «Международное логистическое партнерство», ОАО «Мотовилихинские заводы», ООО «ЕвразХолдинг», ЗАО «ВТБ 24», ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» и др.

В течение двух дней работы конгресса его участники проанализировали актуальные изменения, внесенные в Налоговый кодекс, обсудили практику применения законодательства о налогах и сборах, в том числе практику проведения налоговых проверок, права налогоплательщиков и такую острую тему, как налоговое планирование. Не остались без внимания и проблемы учетной политики компании в целях налогообложения, трансфертное ценообразование и определение справедливой рыночной цены, аудит налоговых обязательств и системы налогового учета.

Как пояснила нашему журналу старший продюсер конференций Infor-media Russia Н.Ю. Дробыш, при подготовке Первого Всероссийского налогового конгресса его организаторы поставили глобальную цель: обсудить в профессиональной среде изменения в законодательстве, сложные вопросы налогового права и налогового администрирования, а также ознакомить участников с опытом коллег в такой сфере, как создание и функционирование на предприятии внутренней налоговой службы. «Судя по отзывам делегатов, эта цель была достигнута, и мы планируем проводить конгресс ежегодно», — резюмировала Н.Ю. Дробыш.

Наибольший резонанс вызвали доклады заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина, начальника отдела администрирования налога на прибыль коммерческих организаций и налогового учета Управления администрирования налога на прибыль ФНС России Д.Ю. Григоренко и эксперта Конституционного суда по налоговым вопросам О.А. Ногиной.

Перспективы развития налоговой системы

Конгресс открыл С.В. Разгулин. Он отметил, что в целом кодификация налогового законодательства завершена. Несмотря на это, налоговое законодательство будет динамично развиваться и в дальнейшем. Речь идет не о кардинальных изменениях, а о совершенствовании действующих институтов налогового законодательства. Необходимо продолжать устранять пробелы и несоответствия, выявленные при практическом применении Налогового кодекса, поддерживать отрасли экономики, в развитии которых государство заинтересовано в первую очередь, например инновационные. И наконец, следует совершенствовать налоговое администрирование, отметил представитель финансового ведомства.

В планах Минфина России — создать реальные препятствия для деятельности фирм-однодневок, с помощью которых организации могут получить незаконную выгоду по уплате НДС, и таким образом исключить их из налоговых правоотношений.

Предполагается, что организации и индивидуальные предприниматели, выручка которых достигнет определенного размера, станут обязательными плательщиками НДС. Только сделки с этими участниками рынка будут рассматриваться как операции по реализации. Соответственно НДС по таким операциям должен подлежать вычету. Подготовленный законопроект планируется внести на рассмотрение в Госдуму в I квартале 2008 года.

Что касается уплаты налога на прибыль, в настоящее время Минфин России рассматривает ряд предложений, связанных как с увеличением амортизационной премии с 10%, например, до 30%, так и с возможностью применять такую премию по выбору налогоплательщика: либо 10% ко всем основным средствам, либо 30% — к машинам. Однако, по мнению финансового ведомства, принятие подобных поправок в Налоговый кодекс пока преждевременно. В то же время вполне реально ввести обязанность указывать в декларациях свои иностранные аффилированные лица для российских организаций, имеющих зависимый бизнес за рубежом.

Не секрет, что некоторые российские налогоплательщики используют подконтрольные зарубежные компании для минимизации, а порой и для уклонения от налогообложения.

Чтобы законодательно воспрепятствовать этому, достаточно закрепить в Налоговом кодексе условия, при которых российские организации будут уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями.

Еще одно немаловажное изменение, которое предполагается внести в 25-ю главу НК РФ, — определение налогового резидентства для юридических лиц. По словам С.В. Разгулина, нововведение позволит взимать налог с организаций, которые для минимизации российских налоговых обязательств учреждают юридическое лицо в другом государстве, где приняты более низкие ставки налога на прибыль. В основу определения налогового резидентства войдут такие критерии, как место нахождения органов управления фирмой и резидентство участников юридического лица, которые владеют в организации контрольным пакетом. Если зарегистрированная в офшорной зоне компания окажется налоговым резидентом РФ, ей придется доплатить в российский бюджет налог на прибыль. Ставка налога будет рассчитываться как разница между ставкой налога на прибыль в государстве, в котором зарегистрирована компания, и российской ставкой.

Готовится к рассмотрению в Госдуме и законопроект, который предусматривает новый институт консолидированной налоговой отчетности. Согласно новой концепции материнская компания сможет уплачивать налог на прибыль по обязательствам всех организаций, входящих в соответствующий холдинг. При этом признаки группы компаний законодатель поставит в зависимость от минимальной доли участия. Предполагается, что последствия операции внутри данных юридических лиц не будут иметь значения для уплаты налога на прибыль. Эти группы поправок по налогу на прибыль планируется рассматривать в конце следующего года с возможностью введения в 2009—2010 годах.

Как заметил С.В. Разгулин, изменения нужно вносить также в статьи 217 и 238 Налогового кодекса. Напомним, в них перечислены доходы, не облагаемые (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ и ЕСН. Как пояснил чиновник, практика показывает, что под видом компенсационных выплат организации зачастую доплачивают заработную плату и вознаграждения работникам. Минфин России предполагает включить в статьи 217 и 238 НК РФ ссылки только на те законы, в которых прямо предусмотрена обязанность производить компенсационные выплаты.

Главное — обосновать расход экономически

Волнующую всех бухгалтеров тему учета расходов организаций затронул Д.Ю. Григоренко. Он отметил, что большинство проблем, связанных с применением норм 25-й главы НК РФ, так или иначе касаются вопроса, какие расходы можно учесть при налогообложении, а какие — нельзя.

В налоговом законодательстве содержатся необходимые требования к затратам, которые могут быть учтены организациями в расходах. Поэтому вводить в 25-ю главу понятие экономической выгоды или устанавливать закрытый перечень расходов не требуется. Нужно всего лишь внимательно читать статью 252 НК РФ. Согласно данной статье, чтобы признать расходы, надо документально подтвердить их и экономически обосновать. Таким образом, организации вправе учитывать все расходы, если они документально подтверждены и экономически обоснованны, пояснил Д.Ю. Григоренко.

Как следует из пункта 1 статьи 252 НК РФ, под документально подтвержденными расходами следует понимать затраты, подтвержденные документами. Они должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота иностранного государства, на территории которого произведены расходы. Кроме того, это могут быть документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Д.Ю. Григоренко напомнил участникам конгресса, что для подтверждения заграничных расходов законодатель предоставил организациям значительные права и свободы. Между тем подтверждающие документы обязательно должны быть переведены на русский язык.

Для обоснования расходов, понесенных на территории России, нужно пользоваться Законом о бухгалтерском учете, в котором установлены требования к оправдательным документам. Ими могут быть документы, оформленные по унифицированным формам. Если такая форма не утверждена, в документе указываются обязательные реквизиты (они перечислены в том же законе).

Чиновник также обратил внимание на то, что в Налоговом кодексе нет требования о представлении в налоговый орган полного комплекта документов, подтверждающих расходы. Но на практике компании оформляют как минимум пять, а зачастую и восемь документов, так или иначе указывающих на один-единственный расход.

Например, при покупке бутылки минеральной воды организация заключает договор, выписываются транспортная накладная, счет-фактура, счет и платежное поручение. Если по каким-либо причинам фирма не представит один из этих документов, расходы на приобретение бутылки воды все равно будут считаться документально подтвержденными, заметил Д.Ю. Григоренко.

Вместе с тем недостаточно подтвердить понесенные расходы оправдательными документами, они должны быть одновременно и экономически обоснованны. Под экономически обоснованными расходами понимаются затраты, которые произведены для деятельности, направленной на получение дохода. При этом в налоговом законодательстве нет таких требований, как обязательная рентабельность расходов, непременное получение прибыли, доходов и т. д. То есть если расходы не имеют иной направленности, как получение прибыли, они всегда экономически обоснованны, даже если организация в итоге не получила прибыль. А вот экономически необоснованными расходами будут признаны затраты, которые изначально понесены не в рамках предпринимательской деятельности, целью которой является получение доходов. «Как видите, все не так уж и плохо», — подытожил Д.Ю. Григоренко.

Последствия новой судебной доктрины

На конгрессе арбитражную и конституционную юстицию представляли начальник Управления законодательства Высшего арбитражного суда РФ Д.И. Дедов (доклад с анализом арбитражной практики по налоговым спорам) и эксперт Конституционного суда по налоговым вопросам О.А. Ногина (доклад о понятии налоговой выгоды).

Как пояснила О.А. Ногина, такого определения, как налоговая выгода, законодательство о налогах и сборах не содержит. Его формализовал ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 в целях единообразия судебной практики.

По мнению О.А. Ногиной, речь идет де-факто о формировании новой судебной доктрины. Согласно указанному постановлению судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Поэтому действия компаний, направленные на получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. При этом под налоговой выгодой нужно понимать уменьшение размера налоговой обязанности для уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. «В определении налоговой выгоды суд имел в виду снижение налоговой обязанности по конкретному налогу за конкретный налоговый период времени», — прокомментировала О.А. Ногина.

Эксперт также подчеркнула, что Конституционный суд впервые поддержал позицию Высшего арбитражного суда по налоговым вопросам, сославшись на постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, в Определении от 04.06.2007 № 366-О-П. В нем КС РФ провозгласил презумпцию экономической оправданности затрат, а также подчеркнул связь затрат с намерением налогоплательщика.

Кроме того, О.А. Ногина отметила, что нельзя оценивать обоснованность расходов с точки зрения рациональности, эффективности и полученного результата. Важна только объективная связь расходов с направленностью деятельности на получение дохода. Но на практике эта взаимосвязь не всегда может быть сразу обнаружена, так как не является обязательно прямой. Поэтому эксперт рекомендовала организациям в подобных случаях любыми косвенными документами подтверждать наличие такой связи. Иначе налоговые органы правомерно откажут в зачете расходов при налогообложении прибыли.

Журнал «Российский налоговый курьер» №23 за 2007 год

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003727
Rambler's Top100