ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Система раскрытия информации не требует кардинального пересмотра -заместитель начальника управления ФСФР Павел Филимошин


"Система раскрытия информации не требует кардинального пересмотра" - интервью заместителя начальника Управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР России П.М. Филимошина агентству "Интерфакс"

Об итогах работы ФСФР в сфере регулирования раскрытия информации в 2007 году, о новшествах на 2008 год, а также о том, как будет регулироваться раскрытие информации об эмитентах РДР и иностранных ценных бумаг рассказал в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" заместитель начальника Управления эмиссионных ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Павел Филимошин.

- Подведите, пожалуйста, итоги работы в сфере регулирования раскрытия информации в 2007 году. Какие новшества были введены, к каким результатам они привели? Чего не удалось достичь?

- Самое главное достижение прошлого года это то, что он прошел в режиме не авральной, а более или менее плановой работы. Еще в конце 2006 года мы начали процедуру отбора новых информационных агентств, уполномоченных на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В начале 2007 года эта работа была завершена. В феврале 2007 года со всеми уполномоченными агентствами было подписано соглашение о распространении информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. Его неотъемлемой частью стал регламент раскрытия информации в ленте новостей, в соответствии с которым сейчас осуществляется раскрытие информации в оперативном режиме через ленту новостей уполномоченных агентств.

Раскрытие сообщений, которые публикуются в ленте новостей уполномоченных агентств, также осуществляется на официальном сайте ФСФР России в Интернете. Нареканий система раскрытия информации у нас не вызывает. Более того, она показала высокое качество, оперативность и возможность получения информации из удобного источника для неограниченного круга лиц.

Из того, что не удалось сделать - не удалось внести изменения, связанные с уточнением информации, которая раскрывается в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете эмитента. Этим мы будем заниматься уже в текущем году.

Много времени в прошлом году заняла разработка нормативной базы по раскрытию информации. Результатом этой работы явился законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах), который в январе этого года был принят Госдумой в первом чтении.

- Будут ли вноситься существенные поправки при подготовке этого законопроекта ко второму чтению?

- Текст законопроекта находится в высокой степени готовности, я не думаю, что будут внесены какие-то кардинальные правки. Мы рассчитываем, что законопроект достаточно быстро пройдет Госдуму и Совет Федерации. Есть вероятность, что в первой половине года он уже может быть принят, а вступит в силу через три месяца после официального опубликования. Это как раз тот срок, который необходим нам для внесения изменений в нормативные акты, в частности, в Положение о раскрытии информации.

- Участники рынка ожидают выхода в 2008 году на российский рынок около 10 эмитентов российских депозитарных расписок (РДР). Какова будет процедура раскрытия информации при выпуске этих ценных бумаг, отличается ли она от процедуры раскрытия для других ценных бумаг?

- Во-первых, российские депозитарные расписки - это не обычные ценные бумаги, а по своей сути, производные от иностранных ценных бумаг - акций или облигаций. РДР - это бумага, которая удостоверяет право собственности на иностранные инструменты и продается в одном пакете с услугой по реализации прав, закрепленных иностранной акцией или облигацией, которая предоставляется российским депозитарием - эмитентом РДР. Поэтому раскрытие информации тоже необычное. Это в большей части не раскрытие информации о депозитарии - эмитенте РДР, а раскрытие информации об иностранной организации - эмитенте иностранных акций или облигаций. При этом обязанность по раскрытию информации возлагается на российского депозитария. Источником получения российским депозитарием-эмитентом РДР такой информации является в большинстве случаев иностранная организация-эмитент иностранных ценных бумаг. В этом случае иностранный эмитент принимает на себя обязательства перед владельцами РДР посредством заключения договора с российским депозитарием-эмитентом РДР (так называемая "спонсируемая программа" РДР). Обязательным условием такого договора является обязательство иностранного эмитента представлять российскому депозитарию необходимую информацию для целей ее раскрытия в РФ.

Закон позволяет осуществлять эмиссию РДР и при отсутствии договора между иностранным эмитентом и российским депозитарием - эмитентом РДР. В этом случае обязательным условием является наличие листинга иностранных ценных бумаг на зарубежных фондовых биржах, включенных в перечень, утвержденный ФСФР России. Соответственно, источником информации для российского депозитария в этом случае будет являться иностранная фондовая биржа, в листинг которой включены иностранные ценные бумаги. При этом обязанностью депозитария будет являться также осуществление перевода на русский язык такой информации, раскрываемой на иностранной фондовой бирже.

- Какой вариант выпуска РДР был бы наиболее предпочтительным?

Мы рассчитываем, что большинство программ будут спонсируемыми. Они будут поддерживаться эмитентами, если те заинтересованы в том, чтобы в России был ликвидный рынок их ценных бумаг. Все те компании которые озвучивали свои планы по выпуску РДР, заинтересованы в том, чтобы их ценные бумаги обращались здесь.

- Подготовлен законопроект о прямом доступе иностранных ценных бумаг на российский рынок. Какой будет процедура раскрытия информации об эмитентах этих ценных бумаг?

- Предполагается, что будут общие базовые условия для допуска в Россию иностранных ценных бумаг.

Во-первых, иностранные ценные бумаги должны будут иметь соответствующие коды, присвоенные в соответствии с международным стандартам, - код идентификации ценной бумаги - ISIN и код квалификации финансового инструмента - CFI.

Второе базовое условие - иностранные ценные бумаги должны быть квалифицированы в качестве ценных бумаг в соответствии с российским правом. Утвержденное ФСФР России Положение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг вступило в силу с 1 февраля этого года. В этом положении указывается, в том числе, какие документы могут подтверждать квалификацию иностранного инструмента в качестве ценной бумаги. Одним из них является документ национального нумерующего агентства, которым оно подтверждает присвоение соответствующего кода. В России таким нумерующим агентством является НП "Национальный депозитарный центр", и многие участники рынка обращаются к нему за получением соответствующего подтверждения.

Предусматриваются два режима допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок. Первый режим, более простой, предполагается распространить на иностранные ценные бумаги, которые имеют листинг на зарубежных фондовых биржах, торгуются за пределами РФ и имеют ликвидный рынок. Мы считаем, что эти ценные бумаги достаточно надежны. При этом перечень иностранных фондовых бирж, листинг ценных бумаг на которых будет являться условием для применения упрощенной процедуры допуска, планируется утверждать приказом ФСФР с учетом требований, предъявляемых к прохождению процедуры листинга с тем, чтобы такие требования в целом были не ниже требований, которые действуют на развитых финансовых рынках и в России.

Сама процедура допуска будет сводиться к принятию российской фондовой биржей решения о включении таких ценных бумаг в список торгуемых на российской площадке. При этом не будет требоваться какого-то специального решения регулятора в отношении такого допуска. Заявление о включении иностранной ценной бумаги в список торгуемой на российской бирже будет подавать российский брокер вместе с проспектом иностранных ценных бумаг. Предполагается, что иностранный эмитент, если он заинтересован в допуске своих бумаг, будет давать соответствующую информацию брокеру для подготовки проспекта. А если взаимодействия между эмитентом иностранной бумаги и брокером не будет, то схема раскрытия информации будет похожа на схему с российскими депозитарными расписками - данные будут черпаться с иностранной фондовой биржи или других иностранных организованных (регулируемых) рынков.

Во втором случае, если иностранная бумага не торгуется и не прошла процедуру листинга на иностранной фондовой бирже, она сможет быть допущена к публичному обращению в РФ по специальному решению регулятора. Критерием для принятия решения будет соответствие уровня ликвидности (предполагаемой ликвидности) и уровня инвестиционного риска (вероятности дефолтов, нарушения прав акционеров и инвесторов и т.п.) по этим бумагам, уровню ценных бумаг, которые уже торгуются в России. Это обоснование будет предоставляться российской фондовой биржей.

- Какой будет процедура?

- Брокер будет предоставлять фондовой бирже проспект, она будет его анализировать и если будет приходить к выводу, что уровень риска соответствует среднему по России, будет предоставлять заявление - обоснование в ФСФР, а мы будем все эти документы рассматривать.

- Как будет осуществлять процедура раскрытия, если бумаги не имеет листинга на западных биржах?

- Все раскрытие независимо от режима допуска будет происходить на российской фондовой бирже. Мы хотим, чтобы рынок иностранных ценных бумаг в РФ изначально был организованным, ликвидным и раскрытие происходило через российскую торговую площадку. Сама российская фондовая биржа такую информацию будет брать либо у иностранной биржи, на которой торгуется иностранная ценная бумага, либо искать другие источники. Одним из них может стать сам иностранный эмитент, который может заключить прямой договор либо с российским брокером, либо с российской фондовой биржей в отношении предоставления информации.

- Российская биржа будет нести ответственность за качество раскрываемой информации

- Российская фондовая биржа будет нести ответственность за объем и соответствие информации. Что такое качество? Информация должна быть достоверной, отражать состояние компании, которое есть на сегодняшний день. Биржа, естественно, за это не может нести ответственность. За это отвечает то лицо, которое раскрывает такую информацию - т.е. иностранный эмитент. Ответственность биржи заключается в том, чтобы вовремя перевести и обеспечить свободный доступ инвесторов к этой информации, в том числе через свои Интернет-ресурсы.

- Это прописано в законопроекте?

- Эти моменты пока четко не прописаны в законопроекте. Вопросы ответственности очень важные и над ними еще стоит поработать. Еще одна проблема, связанная с раскрытием, заключается в обеспечении максимальной синхронности - минимального разрыва во времени между той информацией, которая раскрывается на зарубежных рынках и информацией, которая раскрывается в России. Если у нас будет происходить запаздывание в раскрытии информации, то наши инвесторы будут проигрывать - они не будут иметь возможность совершать оперативно те сделки с бумагами, получать ту прибыль, которую могли бы получить, имея информацию раньше. Видимо, сначала информация будет раскрываться на иностранном языке, а потом уже биржа будет обеспечивать перевод на русский язык с какой-то минимальной задержкой. Самый простой способ для фондовой биржи своевременно раскрывать информацию - это заключить договор с иностранным эмитентом, предусмотрев механизм предоставления информации для целей раскрытия одновременно и на иностранную биржу и на нашу.

- Перечень раскрываемых фактов для иностранных эмитентов уже утвержден?

- Будет раскрываться вся та информация в том же объеме, как это происходит на зарубежных площадках. Мы не предполагаем предусматривать какие-то специальные требования по раскрытию, поскольку это не наша бумага - эмитент иностранный, и он раскрывает все по иностранному праву. Основная задача - обеспечить раскрытие той же самой информации инвесторам, работающим на российском рынке. В случае непредставления информации могут применяться санкции - приостановка торгов или исключение иностранных ценных бумаг из списка допущенных к торгам на российской фондовой бирже.

- Вы планируете привлекать уполномоченные агентства так же как и при работе с российскими эмитентами?

- Вполне возможно, что агентства в этой работе тоже будут задействованы, но это вопрос технологии, перспективы. Пока обсуждаются концептуальные моменты.

- Какие новшества в сфере раскрытия информации ожидают участников российского рынка в 2008 году?

- Мы будем проводить плановую работу по уточнению формулировок, требований по раскрытию информации в составе ежеквартального отчета и проспекта ценных бумаг. Объем информации очень большой, нормативная база у нас постоянно меняется и это требует постоянного совершенствования требований к объему и порядку раскрытия информации. Ничего кардинального мы менять не предполагаем. В принципе мы считаем, что система раскрытия информации работает достаточно хорошо, отвечает потребностям рынка и не требует кардинального пересмотра в настоящее время.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003984
Rambler's Top100