ЧОУ Институт проблем предпринимательства

В Трудовой кодекс внесли поправку на НХЛ

Хоккеисты заплатят клубам за досрочное расторжение контракта


Афсати Ъ-Джусойти, Алексей Ъ-Доспехов
Источник: КоммерсантЪ

"Российский хоккей не мог справиться с проблемой бесконтрольного отъезда наших хоккеистов в НХЛ на протяжении полутора десятков лет",-- заявил президент ФХР Владислав ТретьякРегулирование

Госдума приняла в третьем чтении поправки к Трудовому кодексу РФ, фактически выводящие профессиональных спортсменов в отдельную категорию работников. Основным новшеством стало законодательное закрепление обязанности спортсменов выплачивать клубам денежную компенсацию в случае одностороннего досрочного расторжения контракта. Вступление поправок в силу пойдет на пользу российским хоккейным клубам, из которых теперь уже нельзя будет просто так сбежать в НХЛ, что многие игроки и делали. Впрочем, ряд специалистов считает, что другим видам спорта, например, футболу, поправки в Трудовой кодекс только повредят.

Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон, вносящий поправки в Трудовой кодекс РФ, вступающий в силу 30 марта. Общий смысл поправок сводится к тому, что профессиональные спортсмены выводятся в отдельную категорию работников. Как следствие, в их отношении начинают действовать особые правила. В частности впервые в российской истории на уровне федерального законодательства закрепляется обязанность спортсменов выплачивать своим клубам денежную компенсацию в случае одностороннего, по инициативе игрока, досрочного разрыва контракта. Конечно, только в тех случаях, когда такая компенсация была зафиксирована в личном контракте спортсмена. После вступления поправок к Трудовому кодексу в силу игрок, желающий покинуть команду до истечения срока контракта, должен будет за месяц до своего ухода уведомить работодателя и не позднее чем через два месяца после ухода выплатить компенсацию.

Нужно отметить, что внесение пункта о компенсации в спортивные контракты допускалось и ранее. Но проблема была в том, что эти нормы конфликтовали с другими положениями трудового законодательства. А именно, касающимися увольнения по собственному желанию, для которого достаточно просто за две недели в письменном виде уведомить работодателя. В ряде случаев такое противоречие в российских законах приводило к тому, что игроки просто сбегали из своих команд. Особенно сильно от этого страдали российские хоккейные клубы, которые никак не могли удержать своих игроков от самовольного ухода в североамериканские команды. Собственно, одним из инициаторов внесения поправок в Трудовой кодекс и выступила Федерация хоккея России (ФХР). "Российский хоккей не мог справиться с проблемой бесконтрольного отъезда наших хоккеистов в НХЛ на протяжении полутора десятков лет,— заявил президент ФХР Владислав Третьяк.— Во многом потому, что основной трудовой закон предоставлял возможность любому работнику расстаться с работодателем по собственному желанию, предупредив за 14 дней. Энхаэловские агенты еще в начале 90-х годов осознали смысл этой лазейки в российском законодательстве. И наш хоккей ежегодно терял звезд без всяких компенсаций".

Самым громким случаем бегства игрока стала история с уходом Евгения Малкина из магнитогорского "Металлург" в команду НХЛ "Питтсбург Пингвинз". В августе 2006 года Малкин исчез со сборов "Металлурга", несмотря на то, что за день до своего побега продлил с магнитогорцами контракт, а пару недель спустя объявился в США. Оттуда он факсом выслал в офис "Металлурга" заявление об уходе по собственному желанию, а затем подписал контракт с "Питтсбургом". "Металлург" просто так отпускать своего лучшего хоккеиста не пожелал и обратился в американский суд (одновременно с делом Малкина рассматривались случаи Алексея Михнова и Андрея Таратухина, по той же схеме сбежавших в НХЛ из "Локомотива"), который вполне предсказуемо встал на сторону ответчиков. Адвокатам хоккеистов не составило труда доказать, что при переходе их клиентов в клубы НХЛ никакие законы — ни американские, ни российские, не нарушались. На судью Лоретту Преска произвело впечатление то, что российское законодательство разрешает увольняться, фактически не считаясь с интересами работодателя.

Если бы речь шла о каком-то другом виде спорта, например, футболе, то у работодателя был бы шанс защитить свои интересы. Просто потому, что весь мировой футбол, в отличие от хоккея, живет по правилам одной организации — Международной федерации футбола (FIFA). В хоккее же отношения между Международной федерацией хоккея (IIHF) и той же НХЛ регулируются кабальным договором, к которому к тому же ФХР не присоединилась.

Шесть лет назад форвард московского "Спартака" Дмитрий Сычев пытался провернуть вариант с заявлением об уходе по собственному желанию. Но он был тут же дисквалифицирован на четыре месяца Российским футбольным союзом, и дисквалификация была поддержана Международной федерацией футбола. Это защитило "Спартак" от "кражи" его игрока другими командами и позволило красно-белым продать Сычева в "Марсель".

Парадоксально, но именно представители футбола оказались не в восторге от нововведений в российском трудовом законодательстве. По мнению известного спортивного юриста, главы профсоюза футболистов России Николая Грамматикова, новшества, может, и хороши для хоккея, но не для футбола. "В футболе это может привести к негативным последствиям. Во-первых, вызывает вопросы пункт об уведомлении за месяц о расторжении договора. Ведь в футболе месяц — это довольно большой срок, в Европе зимнее трансферное окно занимает столько. То есть футболист фактически может не успеть трудоустроиться. Во-вторых, в футболе порядок выплат определяется трансферной системой FIFA. В частности недавно появилось так называемое правило Уэбстера, по которому размер компенсации для ограниченно свободных агентов (таковыми являются футболисты после трех лет пребывания в клубе.— "Ъ") определяется не тем, что записано в их контрактах, а исходя из зарплаты, помноженной на сложный коэффициент, учитывающий возраст и уровень (игроки национальных сборных стоят дороже.— "Ъ"),— заявил "Ъ" господин Грамматиков.— Новый порядок вступает в противоречие с этой нормой. Наверняка он вызовет вопросы у международных футбольных организаций. Вообще, в футболе у нас и так фиксировалась сумма компенсации и, как правило, в крайнем случае с помощью палаты по разрешению споров финансовые конфликты решались".

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004004
Rambler's Top100