ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Андрей Бородин: Повышение конкурентоспособности страны требует инвестиций в человеческий капитал


Константин Киселев
Источник: OPEC
Сохраняющаяся благоприятная внешняя конъюнктура на сырьевых рынках не снимает с повестки дня вопрос о качестве экономического роста и его устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность, инновации, увеличение производительности труда – вот ключевые фактор экономического роста национальной экономики. Однако все усилия по проведению эффективной экономической политики могут оказаться тщетными в рамках актуализирующейся угрозы – сокращения численности экономически активного населения и снижения качества располагаемых трудовых ресурсов. О том, какова может быть роль российского бизнеса в решении проблем модернизации профессионального образования мы беседуем с Андреем Бородиным, Председателем Координационного Совета объединений промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа, президентом ОАО "Банк Москвы", членом Правления и вице-президентом РСПП.

Андрей Бородин: Повышение конкурентоспособности страны требует инвестиций в человеческий капитал- Андрей Фридрихович, проблема кадрового обеспечения экономического роста обозначена в качестве ключевой Президентом Российской Федерации, более того, речь идет не только о качестве трудовых ресурсов, но шире – о развитии интеллектуального потенциала нации. То есть вопрос заключается в совершенствовании всех ступеней образования и профессионального обучения, переформатировании профессиональных компетенций и навыков в соответствии с реалиями рынка. Каковы, на Ваш взгляд, основные направления модернизации профессионального образования?

- Я возглавляю Координационный Совет объединений промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа (ЦФО), и проблемы, о которых вы говорите, являются приоритетными в работе Совета. Квалифицированные трудовые ресурсы являются, с одной стороны, конкурентным преимуществом ЦФО, с другой стороны, сложившиеся тенденции развития демографических и миграционных процессов представляют существенные ограничения для развития округа. Более того, все чаще проявляются структурные диспропорции на рынке труда. В отдельных регионах наблюдается высокий уровень безработицы, в других – острая нехватка рабочей силы.

В настоящий момент ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным специальностям. Одной из причин этого является несоответствие структуры профессионального образования сегодняшним и перспективным потребностям бизнеса по квалификации и профессиональной структуре.

- Какие инструменты предполагается использовать для точной диагностики соответствия структуры образования задачам развития бизнеса?

- Рынок труда и его структура достаточно инерционны, они не могут измениться одномоментно. Поэтому ключевым инструментом в решении проблемы кадрового обеспечения экономики выступает совершенствование системы мониторинга и прогнозирования на рынке труда. Долгосрочные тенденции в демографической сфере и на рынке труда прогнозируются на федеральном уровне, результаты представлены в соответствующих разделами среднесрочной (до 2010) и долгосрочной (до 2020 г.) программ социально-экономического развития Российской Федерации. Эти показатели должны детализироваться в рамках ЦФО и отдельных регионов и учитываться при разработке региональных программ социально-экономического развития.

Прогноз предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп должен учитываться при реализации среднесрочных производственных и инфраструктурных проектов. Одновременно, при определяющей роли федеральных и региональных исполнительных органов, прогноз спроса на рабочую силу должен разрабатывать в тесном взаимодействии с бизнесом, учитывая их инвестиционные программы, видение перспективных направлений бизнеса и требуемой квалификации персонала. И данный прогноз должен быть основой для дальнейшего развития профессионального образования.

- За прошедшие 15-20 лет значительно изменились требования по практически всем специальностям, но эти требования не в полной мере нашли свое отражение в профессиональных стандартах. Как, на Ваш взгляд, государство может решить эту проблему?

- Действительно, региональные отделения объединений работодателей часто обращаются к Координационному совету ЦФО с постановкой данной проблемы, отмечая, что отсутствие современной системы профессиональных стандартов и адекватных образовательных стандартов выступает сдерживающим фактором в подготовке рабочей силы для успешного функционирования бизнеса работодателей (например, к нам обращаются воронежские, липецкие предприниматели).

Я считаю, что решение данной проблемы должно инициировать, проводить и контролировать государство – тем более, в бюджетной сфере занято более 40% трудоспособного населения. Однако очевидно, что это должно происходить при консультационной помощи экспертов–работодателей и их содействии в апробации разработанных документов.

- За тот же период времени по разным причинам в Российской Федерации значительно изменилась образовательная структура по сравнению с советским временем. Соответствует ли нынешняя структура образования спросу рынка труда?

- Конечно, без обеспечения сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу мы не решим главную проблему – повышения качества роста экономики.

Структура профессионального образования смещена сегодня в пользу высшей школы. Согласно данным Министерства образования и науки, сейчас в России насчитывается 32000 вузов и их филиалов – это в 5 раз больше, чем в советское время, а учится в них в 2.5 раза больше студентов, чем в СССР. Уже стало популярной ссылка на статистику, согласно которой сегодня число мест в государственных и негосударственных вузах превышает численность выпускников школ на 20-30%.

Одна из основных проблем среднего и высшего профессионального образования в России – несоответствие выпускников требованиям работодателя как по квалификации, так и по численности подготавливаемых специалистов.

Как результат – высокие затраты на «дообразование» выпускников. Многие представители бизнеса заявляют, что работников надо учить практически с нуля. Согласно оценкам Государственного университета - Высшей школы экономики, в России затраты на дополнительную подготовку нового сотрудника составляют 40% стоимости его базового образования, тогда как за рубежом подобные затраты не превышают 15%. Можно утверждать, что российский бизнес несет серьезные издержки от некачественного образования и профессиональной подготовки. Отмечу, что многие региональные представительства РСПП предлагают ввести налоговое освобождение затрат предприятий на образовательную деятельность по подготовке кадров.

Экономике крайне необходимо участие успешного бизнеса в образовательном процессе. Успешный бизнес является аккумулятором интеллектуального капитала, всегда опережает систему образования и профессиональной подготовки.

Важно отметить, что сегодня система высшего и профессионального образования практически потеряла связь с основным заказчиком – рынком труда. Если в середине 90-х число «коммерческих» студентов (обучающихся на платной основе) составляло всего 10% от их общего числа, то в настоящее время это число возросло до 56%. Это означает, что сегодня основными заказчиками, реально оплачивающими образование, становятся сами учащиеся и их родители. То есть абитуриенты и их родители, принимая решение о выборе ВУЗа, фактически формируют предложение труда через 4-6 лет, при этом не располагая информацией о количественных и качественных характеристиках спроса на работников в следующее десятилетие. Данную острейшую проблему невозможно решить без участия бизнеса, который и формирует рынок труда. Бизнес-сообщество должно быть экспертом качества образования, а также активно участвовать в выработке перспектив его развития. И одним же из критериев образования выступает уровень трудоустройства по специальности.

- Какими мерами можно заполнить «информационный вакуум» на стыке сферы образования и рынка труда?

Во-первых, это профессиональная ориентация абитуриентов и студентов.

На совещании руководителей объединений промышленников и предпринимателей ЦФО в ноябре 2006 г. в городе Липецке предлагалось законодательно утвердить новые формы образования, при которых часть программы обучения на старших курсах проходит непосредственно на предприятиях. Спецкурсы, проводимые специалистами предприятий, должны быть засчитаны в учебный план по профильным специальностям.

Одну из ведущих позиций призвана занять система начального и среднего профессионального образования. В целом планы набора учащихся в учреждения начального профессионального образования не соответствуют потребностям в рабочих профессиях на региональных рынках труда и заявках предприятий. Доля подготовки рабочих кадров через подобные учреждения составляет 11-13%.

Развитие системы начального и среднего профессионального образования является приоритетной во многих регионах ЦФО. Отмечу, что в этом направлении предпринимаются конструктивные действия. Правительство Москвы подготовило Постановление «О городской программе развития начального и среднего образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы». Специальное постановление «О развитии системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики Белгородской области на 2007-2012 годы» приняло правительство Белгородской области. Данное постановление устанавливает целевой прием в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования по обозначенной в договоре профессии исключительно на бюджетные места. Распространяется опыт работы отдельных предприятий Московской области, таких как ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в городе Королеве, в области производственной практики и трудоустройства выпускников средних школ и профессиональных лицеев.

Второе: ориентация образования на региональные и отраслевые потребности

Профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на потребности отдельных регионов и отраслей экономики. Представляется рациональной идея создания отраслевых и региональных учебно-научных комплексов (или университетских комплексов), в которых принимали бы участие региональные власти и бизнес. Данные комплексы должны ориентироваться на перспективный спрос на рынке труда в рамках среднесрочной программы развития ЦФО и отдельных регионов. Университетские комплексы объединяли бы образовательные системы от колледжей (ПТУ) до послевузовского образования.

Роль бизнеса в успешном функционировании таких комплексов могла бы состоять в следующем:

  • участие в финансировании данных комплексов;
  • обеспечение образовательных кредитов студентам;
  • предоставление заявок на специалистов и корректировка профессиональной подготовки;
  • участие представителей бизнеса в учебном процессе;
  • привлечение студентов на производственную практику;
  • формирование заказов на научные разработки, выполняемы в рамках университетских комплексов.

Третье: повышение территориальной мобильности рабочей силы

На сегодняшний день распределение производительных сил складывается таким образом, что спрос и предложение рабочей силы концентрируется в центральных районах страны. Численность населения, занятого в экономике ЦФО, составляет 27.7% общей численности занятых. Однако и внутри ЦФО распределение труда достаточно неравномерно – безработица составляет от менее 1% в Москве до 8.5% в Тамбовской и 9% во Владимирской области. При этом средний уровень безработицы в ЦФО равен 4.3%.

Дополнительная угроза состоит в том, что Россия может столкнуться не только с нехваткой рабочей силы, но и со структурной безработицей, что еще больше усилит проблему социальной стабильности и ограничения экономического роста, равно как и увеличения бюджетных платежей.

Территориальные диспропорции должны учитываться в рамках разработки среднесрочной социально-экономической программы развития и инвестиционной стратегии ЦФО. Одним из подходов для решения этой проблемы может быть повышение территориальной мобильности рабочей силы. И если решение данной задачи в рамках России достаточно сложно и затратно, то в рамках ЦФО она вполне может быть решена – в силу незначительных расстояний, схожих климатических условий и уровня жизни. Безусловно, важнейшим фактором обеспечения высокой мобильности населения является решение жилищной проблемы. И здесь задачи бизнеса могут быть следующие:

  • содействие развитию рынку найма жилья (в том числе доходных домов);
  • всестороннее развитие ипотечного кредитования, в том числе и льготного (с участием федеральных и региональных властей);
  • выравнивание уровня жизни в регионах ЦФО, в том числе и повышение уровня насыщенности банковскими услугами, которые сейчас уже во многом определяют уровень потребительских стандартов.

Четвертое: оптимизация привлечения иностранной рабочей силы

Частично решению проблем на рынке труда призвана Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, подписанная Президентом РФ В. Путиным 22 июня 2006 г. Данная программа подразумевает активное участие и соблюдение интересов Российской Федерации в целом, ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований и предпринимателей. При этом субъекты РФ оценивают потребность в трудовых ресурсах, готовность инфраструктуры и разрабатывают региональную программу переселения – с учетом программ развития предпринимательства и механизмов частно-государственного партнерства.

- С какими угрозами столкнется российская экономика в случае, если не будут решены те проблемы, о которых Вы говорили?

- Первая и самая главная угроза – потеря конкурентоспособности.

В долгосрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации во всех рассматриваемых сценария заложен рост реальной заработной платы, что не может не радовать. Однако во всех сценариях (включая инновационный) данный рост превышает увеличение производительности труда. Это означает рост издержек российских предприятий, снижение конкурентоспособности, эффективности бизнеса –частного, иностранного и с участием государства. В программе фактически закрепляется сохранение проблемы качества трудовых ресурсов на ближайшее десятилетие, что не может устраивать предпринимателей.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Ключевой проблемой, общей для страны в целом, является качество рабочей силы, поскольку ее дешевизна во многих случаях сопровождается низкой квалификацией. В этой связи повышение конкурентоспособности трудового потенциала требует как дополнительных инвестиций в человеческий капитал, так и скоординированных действий всех заинтересованных сторон – власти, профсоюзов, бизнеса.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004006
Rambler's Top100