ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Самые востребованные выпускники России


Елена Алеева, Юлия Вяткина, Татьяна Жукова
Источник: КоммерсантЪ
В российских вузах проходят Дни карьеры: известные отечественные и международные работодатели выстраиваются в очередь для проведения презентаций и мастер-классов, стремясь привлечь внимание нынешних студентов. Журнал "Деньги" выяснил, чьи выпускники по итогам прошлого года оказались в числе самых востребованных, и составил очередной рейтинг вузов.

Самые востребованные выпускники РоссииКогда три года назад журнал "Деньги" решил составить рейтинг российских вузов, полагаясь на мнения крупнейших отечественных компаний-работодателей, мы не сомневались: он будет полезен как будущим студентам, так и самим вузам. Так и получилось: все это время нам приходили письма от вузов, вошедших и не вошедших в сотню самых востребованных, в редакции то и дело раздавались звонки нетерпеливых родителей абитуриентов с вопросом: "Когда же выйдет рейтинг?" Действительно, наш рейтинг может дать представление о том, выпускнику какого вуза суждено получить не только хорошие знания и престижную профессию, но и место в крупной компании. А для самих вузов попадание в рейтинг — своего рода одобрение со стороны бизнес-сообщества, подтверждение правильности выбранного подхода.

Оценку востребованности выпускников российских вузов мы по-прежнему проводили путем опроса российских компаний из списка трехсот крупнейших. Как и в прошлом году, при распределении мест в рейтинге мы в первую очередь учитывали количество компаний, назвавших соответствующий вуз среди наиболее авторитетных учебных заведений, чьих выпускников они хотели бы видеть в числе своих сотрудников (столбец 4). Если у двух и более вузов эти цифры совпадали, учитывалось число компаний, принявших в прошлом году на работу выпускников данного вуза (столбец 5). Если совпадали и эти цифры, мы обращали внимание на то, сколько именно выпускников данного вуза (столбец 6) трудоустроились в компании из списка трехсот крупнейших, приславших нам анкеты.

Небольшие перестановки в десятке лидеров рейтинга кардинально картину не изменили, и среди самых популярных вузов, названных крупнейшими российскими компаниями, все те же имена: первое место в этом году досталось ГУ ВШЭ, второе по-прежнему занимает МГУ имени Ломоносова, на третьей строке рейтинга оказался МГТУ имени Баумана. И все же первые строки рейтинга в первую очередь свидетельствуют о несомненных заслугах вуза и безусловном признании его брэнда, нежели о востребованности их выпускников. Фактически (и это подтверждает рейтинг) компании охотно трудоустраивают выпускников заслуженных профильных вузов, хотя и продолжают мечтать о выпускниках МГУ и ГУ ВШЭ. Вместе с тем по сравнению с прошлым годом наш рейтинг обновился почти на 40%, а число отраслей возросло до 14.

При составлении рейтинга вузов по итогам 2007 года мы отметили сразу несколько тенденций, о которых необходимо упомянуть. Во-первых, число анкет от компаний-участников в этом году несколько сократилось. Но если во время предыдущих опросов мы слышали в основном ссылки на невозможность собрать информацию о поступивших в компанию молодых специалистах в связи с отсутствием времени, свободных людей и проч., то в этом году нам не раз приходилось выслушивать отговорки совершенно иного характера. Например, нам заявили, что поскольку мы никоим образом не упоминаем о компаниях, предоставивших свои данные о вузах, то и участвовать в таком проекте компания не видит никакого смысла. Самое неприятное, что с такой позицией мы столкнулись не единожды, и это были мнения PR-специалистов компаний, при этом от официальных комментариев они сразу отказались. Впрочем, несколько раз нам все же удавалось обойти пиарщиков — письменный запрос на имя руководителя компании или звонок из приемной главного редактора журнала обладают поистине магической силой. Однако, согласитесь, для крупнейших российских компаний — флагманов отечественной экономики такой торг со СМИ не уместен.

Впрочем, те компании (а среди них были в том числе разветвленные холдинговые структуры), которые все-таки сумели собрать информацию о принимаемых на работу выпускниках, прислали нам абсолютно исчерпывающую информацию с внушительным перечнем вузов. Не имея возможности поблагодарить представителей служб персонала этих компаний лично, мы выражаем им свою признательность за проделанную работу: наш рейтинг состоялся благодаря их стараниям.

Самые востребованные выпускники РоссииВо-вторых, в этом году среди самых востребованных вузов компании-участники упомянули четыре негосударственных учебных заведения: Российский университет кооперации, Московский банковский институт (МБИ), Московскую международную высшую школу бизнеса МИРБИС и Российскую экономическую школу (РЭШ). Причина появления коммерческих вузов среди государственных, с одной стороны, может объясняться тем, что среди компаний-работодателей, которые участвовали в нашем опросе, оказались партнеры и учредители этих вузов. Так, например, МБИ готовит банковских специалистов преимущественно для Сбербанка. По словам Натальи Герониной, профессора, ректора МБИ, около 90% выпускников трудоустраиваются в Сбербанк, но и оставшиеся 10% не остаются без работы. "По окончании вуза наши выпускники представляют собой готовых специалистов и не требуют доработки. В вузе железная дисциплина, студенты первого курса понимают, зачем они сюда пришли",— поясняет Наталья Геронина.

Вместе с тем признание этих вузов отмечается не только со стороны крупнейших компаний. Так, например, Российский университет кооперации в официальном рейтинге Министерства образования и науки фигурирует среди десяти лучших экономических вузов России. Как отметила Елена Певцова, профессор, проректор по инновациям и международным связям Российского университета кооперации, по сути, вуз с 95-летней историей и международным признанием невозможно приравнять к коммерческим вузам, существующим не более 15 лет. Тем не менее рейтинг, составленный на основе мнений работодателей, Елена Певцова считает полезным, поскольку базируется он не на формальных признаках, а на реальном опыте компаний, следовательно, подтверждает качество выпускаемых вузом специалистов.

По оценке самих компаний, появление в рейтинге коммерческих вузов наряду с именитыми государственными учебными заведениями — факт примечательный, но вполне закономерный. Так, по мнению представителя одной из крупных финансовых корпораций, выпускники негосударственных вузов зачастую оказываются более подготовленными к дальнейшей работе. Они, как правило, имеют возможность стажироваться за рубежом, владеют одним или двумя иностранными языками, и уровень их языковой подготовки нередко оказывается выше, чем у тех же выпускников МГУ. Вместе с тем в коммерческих вузах базовое образование мало отличается от того, что предлагают ведущие государственные вузы: преподаватели одни и те же, а подход к формированию учебных программ гораздо более гибкий.

И все же говорить о том, что выпускники негосударственных вузов вскоре составят серьезную конкуренцию выпускникам ведущих государственных, пока рано. По мнению Татьяны Четверниной, проректора ГУ ВШЭ, директора Института управления социальными процессами, в будущем системе высшего образования еще предстоит пережить жесткий отбор как со стороны работодателей, так и со стороны учащихся. Хотя, отмечает она, появление в рейтинге такого вуза, как РЭШ, определенно свидетельствуют о том, что компании все чаще ориентируются на дорогих выпускников — и с точки зрения заработной платы, и с точки зрения квалификации.

И третье обстоятельство, о котором необходимо упомянуть в связи с результатами нашего опроса,— это существенное повышение уровня заработной платы молодых специалистов. Почти половина от общего числа выпускников вузов, принятых на работу в 2007 году, получили заработную плату более 18 тыс. руб., а доля молодых специалистов с минимальной оплатой труда (менее 8 тыс. руб.) существенно сократилась. В большей степени это перераспределение уровня дохода продиктовано общей рыночной ситуацией, связанной с повышением уровня заработных плат работников самых разных отраслей бизнеса и дефицитом кадров на рынке труда. С другой стороны, многие компании ориентируются на студентов последних курсов, которые приходят в компанию на стажировку. Следовательно, когда такой дипломированный специалист получает от компании предложение о работе в штате, он фактически имеет уже опыт работы, то есть может претендовать на более высокий уровень оплаты труда. Так, например, по данным ВЦИОМ, полученным в конце прошлого года в результате опроса 1250 студентов ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска в возрасте от 19 до 25 лет, более 70% начинают трудовую деятельность еще в процессе обучения. Однако наличие или отсутствие опыта работы не сказывается на величине предполагаемого заработка по окончании вуза: 70% респондентов претендуют на зарплату 25 тыс. руб. в месяц или выше.

Журнал «Деньги» № 15(670) от 21.04.2008

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004235
Rambler's Top100