ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Главбух и финдир: от ненависти до любви


Далеко не всегда стабильно развивающаяся компания может позволить себе обходиться без приглашения квалифицированного финансового директора. Однако его прием на работу зачастую гарантирует возникновение конфликтных ситуаций с еще одним отнюдь не последним человеком в фирме – главным бухгалтером.

Главбух и финдир: от ненависти до любвиВо времена существования СССР и плановой экономики главный бухгалтер на многих предприятиях был «царем и богом», лишь слегка уступая в статусе руководителю организации, а иногда и превосходя его по значимости. Поэтому возникновение в нашей стране рыночных отношений и появление вместе с ними когорты финансовых директоров, поставленных в служебной иерархии выше счетных работников, не может не вызывать у последних чувство профессиональной ревности. Постепенно многие острые углы в отношениях представителей двух профессий сгладились, сотрудничество специалистов приняло цивилизованные и поистине деловые формы, однако ряд проблем остался неразрешенным. Как же сделать так, чтобы периодически заваривающуюся «кашу» руководству компании приходилось расхлебывать как можно реже?

Нелюбовь

Одна из распространенных причин, вызывающая противоречия между главным бухгалтером и финансовым директором – осуществление платежей, не согласованных между двумя специалистами. Многие практикующие бухгалтеры жалуются, что поставленное над ними начальство, дескать, не придает по-настоящему серьезного значения формулировкам в платежных документах, нередко совершает промашки и, соответственно, ставит под прямой удар компанию в период проведения налоговых проверок. Допущенные директорами «вольности» приводят в итоге к тому, что сотрудники бухгалтерской службы вынуждены подчищать огрехи, корректируя гигантские пласты документации, дабы ликвидировать последствия несогласованности. Если стороны не потрудятся урегулировать взаимоотношения, их противостояние способно аукнуться компании солидными финансовыми и имущественными потерями.

Подобные случаи еще более утверждают бухгалтера во мнении, что финансовый директор если и не совершенно лишний человек на предприятии, то уж точно не тот, кто может давать ему поручения. Позиция «и без вас тут прекрасно обходились» чрезвычайно банальна для фирм, обзаведшихся новым сотрудником высокого ранга. Опыт работы крупных и средних компаний также показывает, что для главбуха не составляет никакого труда утвердить свой авторитет многочисленными внутрикорпоративными инструкциями. В какой-то бумажке наверняка будет четко сказано о запрете на подчинение счетной службы кому бы то ни было, за исключением руководства самого высокого ранга.

Ситуация часто усугубляется еще и психологическими обстоятельствами. Бухгалтер, до поры до времени единолично отвечавший за деньги фирмы, до последнего надеется на то, что пост главного по финансам человека на предприятии будет закреплен за ним, а не передан в чьи-либо «чужие» руки. Неоправдавшиеся ожидания впоследствии становятся катализатором проблем. Нормализовать ситуацию и направить энергию сотрудников в полезное для организации русло вполне возможно, уверяют эксперты.

Примирение

Лучшим способом, по мнению большинства экспертов, является жесткое, четко прописанное разграничение функций главбуха и финдира, а также то, в каких случаях они обязаны взаимодействовать. Работа над соответствующим внутрикорпоративным документом, безусловно, потребует немало времени и сил, но и пользы от грамотно составленного соглашения будет немало. При этом руководителю компании не стоит самому ломать голову над распределением прав и обязанностей. В том случае, если принятый на работу финансовый директор достаточно компетентен в вопросах бухгалтерского учета, разработку регламентирующего документа можно доверить ему. Если начальство предпочитает коллегиальность в разрешении проблем, то вполне допустимо организовать «очную ставку» для двух специалистов, в процессе которой они определят, какие сведения и как часто хотели бы получать друг от друга. На основании высказанных пожеланий составляется предварительный, а затем, после еще одного раунда согласований, и основополагающий документ, в котором прописываются полномочия главбуха, финдиректора и возглавляемых ими служб организации. При этом руководителю фирмы жизненно важно установить служебную иерархию, а не ставить обоих «проблемных» подчиненных на одинаковую по высоте ступень. Взаимное неподчинение людей способно привести компанию к настоящему коллапсу. В таких условиях главный бухгалтер обычно «загребает» себе большую часть полномочий, а финансовый директор постепенно лишается власти, доверия собственника, и главное – способности что-либо изменить в сложившейся ситуации. Вместе с тем от него будут по-прежнему ждать того, что он как по волшебству организует на предприятии эффективную систему управленческого и финансового учета. Несоответствие между желаемым и возможным обычно заканчивается уходом финдира с занимаемой должности.

Сближение

Впрочем, если следовать разумному мнению подавляющего большинства руководителей коммерческих предприятий, взятый на работу финдиректор должен непременно стоять выше по положению, чем главный бухгалтер. Однако помимо простого разделения сфер ответственности, наладить взаимодействие между противоборствующими специалистами поможет компетентность начальника финансовой службы в вопросах бухгалтерского и налогового учета. Глубокое и безупречное знание этих сфер позволит ему в самой сложной ситуации доказать главбуху справедливость и эффективность принимаемых решений. Только тогда директор сможет не только формально, по должностной инструкции, но и реально управлять действиями бухгалтерского подразделения компании и безболезненно интегрировать его в финансовую службу.

Объединение

Наиболее простым выходом из конфликтной ситуации многие по старинке считают объединение функций финансового директора и главного бухгалтера в руках одного человека. Во-первых, конфликт интересов будет исключен самым естественным образом. Во-вторых, глава компании сможет разом спросить с такого сотрудника и за выработку финансовой стратегии предприятия и, к примеру, за увеличение объема выплаченных налогов. Кивать при этом на козни коллеги «многостаночнику» не удастся.

Заметим, впрочем, что прибегать к объединению должностей может лишь относительно небольшая по размерам компания, считающая главной своей задачей не столько развитие, сколько выживание в условиях жесткой рыночной конкуренции. Так, фирма, нанимающая на высокооплачиваемую работу одного сотрудника вместо двух, существенно сэкономит на заработной плате. К тому же если в крупных холдингах на одного человека выпадает поистине гигантский объем работы (а постоянное перенапряжение сил вкупе с единоличным принятием судьбоносных решений рано или поздно приведет к ошибке), то в относительно небольших компаниях справиться с нагрузкой реально. Есть лишь один одинаково опасный для малых и крупных компаний момент – такой «совместитель» получит на руки абсолютно всю информацию не только о движении денежных потоков фирмы, но и обо всех аспектах ее деятельности. Тогда в случае его увольнения неминуемо возникнет угроза информационной безопасности компании.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004284
Rambler's Top100