ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Взгляд на проблему с иной точки зрения позволяет двигаться вперед


Валерия Силифанова
Источник: Журнал "МСФО: практика применения"
Для специалистов по МСФО качество образования при построении своей карьеры играет одну из значимых ролей. Однако не менее важно постоянно совершенствоваться профессионально и развивать свои навыки. Татьяна Крылова, партнер компании КПМГ, считает, что, как ни банально это звучит, прежде всего необходимы терпение и труд.

Татьяна Крылова, партнер компании КПМГ, считает, что, как ни банально это звучит, прежде всего необходимы терпение и труд– С чего вы начинали свою карьеру после того, как окончили экономический факультет МГУ?

– После окончания факультета я была зачислена в аспирантуру по кафедре бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, а по окончании аспирантуры и защиты диссертации была принята на кафедру сначала как младший научный сотрудник, а потом как преподаватель курсов бухгалтерского учета и анализа деятельности предприятий.

– Расскажите о вашем обучении в Лондонской школе экономики. Почему вы решили получить образование на Западе?

– В эту школу я попала в рамках программы ТАСИС по обмену между университетами. Программа была запущена с целью переподготовки преподавателей по некоторым базовым дисциплинам, необходимым для обучения специалистов по рыночной экономике. Сначала я хотела прослушать курс и сдать экзамен по бухгалтерскому учету, чтобы понять методику его преподавания в Лондонской школе, однако согласно требованиям программы бухучет можно было выбирать только после обучения по курсу финансов. Это оказалось для меня интересным открытием. Оказывается, в западном бизнес-образовании учет преподается как инструментарий финансового управления: сначала формируется общая картина финансов компании и основные принципы управления ими, а потом объясняется, как измеряются источники средств, капитал и активы компании. Мне кажется, что одной из причин сложного продвижения философии и техники МСФО в России является недостаточное понимание этой взаимосвязи в российской системе подготовки кадров по международным стандартам финансовой отчетности. Другими словами, слушатели изучают новую технику счетоводства, которая, говоря языком учебников, «лучше отражает потребности пользователей и инвесторов в условиях рынка», но содержание этих потребностей и задачи финансового управления для них остаются за кадром.

– Какое значение для построения успешной карьеры, по вашему мнению, имеет наличие образования, в частности западного?

– На мой взгляд, это зависит от того, о какой карьере и образовании идет речь. Например, человек может быть гениальным предпринимателем и без специального образования. Хотя в современном мире это является скорее исключением. Если говорить о финансах, то здесь, безусловно, нужна очень продвинутая подготовка. (Кстати, мне кажется, что в области корпоративных финансов в России еще требуются усилия для того, чтобы образование соответствовало международным требованиям, тем более что и в западной системе специализация по финансам считается самой сложной в программе бизнес- и экономического образования.) Это в полной мере относится и к МСФО, которые, как уже говорилось, являются одной из финансовых дисциплин, если речь идет о профессиональном бухгалтере, а не просто о техническом исполнителе.

Справка

Татьяна Крылова в 1980 году закончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук. В 1991–1992 годах стажировалась в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета США. В 1995 году получила диплом о сдаче экзамена по курсу финансов Лондонской школы экономики. В 1999 году проходила интенсивный курс обучения US GAAP в Школе Бекера по подготовке квалифицированных бухгалтеров (США). С 1980 по 2000 год преподавала сравнительный анализ российского учета и МСФО в МГУ, а позднее (1992–2000 годы) разработала и преподавала первый в России курс по корпоративным финансам. В 1991–1996 годах – консультант проектов Всемирного банка, ОЭСР, ООН, ЕБРР, Европейского cоюза, Академии наук США, Стэнфордского университета по вопросам реформирования бухгалтерского учета в странах СНГ. В 1996–2000 годах, а также в настоящее время – партнер КПМГ в Москве. С 2000 по 2007 год являлась руководителем отдела Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)1, где координировала работу Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности. С июля 2003 года является руководителем группы экспертов по официальному переводу МСФО на русский язык. Являлась членом Консультативного совета по стандартам Комитета по МСФО, членом Комитета по образованию и Консультативного совета Комитета по международным стандартам аудита Международной федерации бухгалтеров. В 1997 году награждалась званием выдающегося международного лектора Американской бухгалтерской ассоциации. Член правления Фонда НСФО с 2003 года.

– Когда вы впервые познакомились с МСФО?

– При написании кандидатской диссертации в 1977 году, которая была посвящена теме финансовой отчетности японских и американских компаний. Меня очень заинтересовал этот вопрос, и после защиты диссертации я начала читать курс по зарубежному учету и международным стандартам на экономическом факультете МГУ. Курс был очень популярен среди студентов. Впоследствии в ходе экономических реформ в стране и создания совместных предприятий актуальность этого курса возросла, так как именно совместные предприятия стали первыми проводниками идеи о функции учета как инструмента управления, а не только государственного контроля и налогообложения. Например, западные руководители с удивлением обнаружили, что в российской системе при расчете прибыли учитывались не все расходы, а только те, которые регламентировались налоговыми требованиями, многие хозяйственные ресурсы вообще не отражались в балансе (скажем, нематериальные активы). В результате для понимания экономического положения предприятия и расчета экономической, а не налоговой прибыли требовалось множество корректировок в исходной отчетной информации. В это же время возникла проблема сопоставимости различных западных систем, использовавшихся на совместных предприятиях в зависимости от страны-партнера. В конце 80-х произошел мощный толчок реформирования учета для повышения его эффективности в соответствии с новыми требованиями экономики и увеличения интереса к международным стандартам. Тогда же обнаружился и острый дефицит кадров в этой области. Помню, я получала много звонков от своих знакомых с совместных предприятий с просьбой прислать им на должность бухгалтера «какого-нибудь студента, хоть немного разбирающегося в зарубежном учете».

– Почему вы решили пройти курс обучения US GAAP?

– Необходимость изучения US GAAP была вызвана желанием лучше понять финансовую отчетность как часть финансовой инфраструктуры, как часть системы, куда помимо стандартов учета входят аудит, право, налоги и управленческий учет. Ни одну систему финансовой отчетности невозможно понять в отрыве от остальных элементов. Подготовка по US GAAP, помимо чисто технических знаний, позволила мне понять «философию» учета и финансовой отчетности на примере такой строгой и сложной системы, какой являются стандарты США. Кроме того, это нужно было мне и для профессионального развития, и для работы с клиентами КПМГ.

– Расскажите, пожалуйста, о разработанном вами курсе корпоративных финансов: как пришла идея его создать, насколько сложным был этот процесс?

– Идея пришла совершенно неожиданно. В 1989 году ООН решила реализовать в СССР программу по учету на совместных предприятиях: разработала курс и отобрала для него зарубежные базовые учебники. Одним из модулей программы был раздел «Корпоративные финансы», для которого выбрали учебник профессора Ван Хорна «Финансовый менеджмент». (Это лишний раз подчеркивает важность курсов финансов при подготовке специалистов высокого уровня по бухгалтерскому учету!) Меня просто захватила эта тема, совершенно новые для нас знания и термины, такие как дисконтированные денежные потоки, ожидаемые доходности, различные модели оценки акций, облигаций, опционов и т.д. Когда я стала осваивать учебник, у меня появилась уйма вопросов, на которые я ни у кого не могла найти ответы. В это же время на факультете МГУ была создана новая кафедра финансов, куда я перешла работать, продолжая преподавать на кафедре бухгалтерского учета. Решила пообсуждать прочитанное со студентами и объявила новый специальный курс по корпоративным финансам. Обычно на спецкурс записывалось 3–15 человек, и я предполагала, что с маленькой группой мы сможем вместе подумать над некоторыми проблемами. Однако пришло 150 человек! Не было мест, некоторые стояли в проходах, сидели на подоконниках. В общем, было интересно. Вскоре после этого я уехала на стажировку в Стэнфорд, где уже смогла задавать свои вопросы корифеям финансового дела. А после возвращения разработала полноценный курс и начала его преподавать как один из обязательных. Было сложно, так как на русском языке практически не было материалов, к каждой лекции и семинарам приходилось готовиться по нескольку дней. Каждый год приходилось усложнять материал. Многие студенты уже работали в финансовой сфере, а ведь преподавателю нужно быть на несколько шагов впереди! Одним словом, мы с коллегами преподавали и учились одновременно.

– Вы упомянули, что стажировались в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета США. Что вам это дало в профессиональном плане?

– Учеба в Стэнфорде стала большой удачей для моего профессионального роста. Во-первых, это один из ведущих университетов США, во-вторых, в 1991–1992 годах в России еще не было бизнес-школ как системы образования, не преподавались некоторые предметы, составляющие основу бизнес-образования, поэтому для меня это была очень хорошая школа в прямом и переносном смысле. В Стэнфорде я смогла не только освоить новые для меня аспекты бухгалтерского учета и корпоративных финансов, которые преподавала в МГУ и других университетах в Москве, но и понять содержание программы бизнес-образования и, что особенно важно, методологию преподавания курса «Финансы корпораций», который я, как уже говорила, только начала читать в МГУ. Мне была предоставлена возможность посещать лекции трех ведущих преподавателей Стэнфорда, в том числе классика корпоративных финансов – профессора Ван Хорна, уже упомянутая книга которого в последние годы несколько раз переиздавалась в России. Попасть на его курс было невозможно – студенты проходили специальный отбор, однако он разрешил мне посещать его занятия, узнав, что мне это нужно в том числе для разработки нового курса в МГУ. Учеба в Стэнфорде принесла много новых контактов и интересных проектов, которые очень помогли и в преподавательской деятельности, и моему становлению как консультанта.

– Преподавательской деятельностью вы занимаетесь около 20 лет. Какие личностные качества для этого необходимы? И почему вы оставили эту деятельность?

– Я очень любила преподавать. Горжусь тем, что, когда на факультете были введены рейтинги преподавателей, я занимала в них самые высокие позиции. Собственно, это и явилось определяющим при выборе кандидата на стажировку в Стэнфорд. Какие качества? Наверное, как и в любой другой профессии, их много, но для преподавателя, мне кажется, важно любить студентов и свой предмет. Для меня главное, чтобы мне самой был интересен материал, который я предлагаю слушателям. Кроме того, важнейшим качеством преподавателя является умение доступно объяснять материал любой сложности. А деятельность эту я была вынуждена оставить, когда переехала работать в ЮНКТАД в Женеву.

– Какие задачи вы решали в этой организации?

– Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – это единственная структура в системе ООН, занимающаяся вопросами экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Сначала я занималась вопросами финансовой отчетности и координировала работу Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности – ISAR (Intergovernmental Working Group of Experts on International Standards of Accounting and Reporting). Группа была создана в 1983 году, и ее основной задачей является содействие международной гармонизации учета и финансовой отчетности для ускорения экономического развития и стимулирования инвестиций в менее развитые экономики. В мои задачи входила разработка стратегии работы группы, координация ее взаимодействия с Комитетом по МСФО, Международной федерацией бухгалтеров, Всемирным банком, Европейским союзом, региональными и национальными профессиональными структурами, регуляторами и разработчиками стандартов, организация работы по формулированию рекомендаций по практическому внедрению лучших мировых практик в области раскрытия информации в отчетности предприятий. Кроме того, я отвечала за проведение ежегодной сессии ISAR, где обсуждались наиболее приоритетные вопросы в области внедрения МСФО и других требований по раскрытиям информации в отчетности (например, по вопросам корпоративного управления, социальной ответственности, охраны окружающей среды, отчетности малого бизнеса), а также определялись приоритеты на будущее. Эти сессии обычно посещают эксперты и регуляторы из 80–90 стран. Задача – найти компромисс, который устроил бы всех участников группы в отношении приоритетных направлений работы и разрабатываемых материалов. Впоследствии к моим обязанностям прибавилось решение вопросов развития малого бизнеса. Сюда входила организация подготовки кадров по вопросам лидерства (эти программы существуют в 26 странах мира и могут быть интересны для России), реализация программ по развитию малых компаний – поставщиков для крупных компаний, развитию предприятий посредством приобретения активов и инвестирования за рубежом, организация работы экспертных групп ЮНКТАД в области малого бизнеса, проведение исследований и разработка рекомендаций по стратегии и методам развития малого бизнеса.

– Вы были консультантом различных международных организаций по вопросам реформирования бухучета в странах СНГ. Чем привлекала вас такая деятельность?

– Действительно, я работала консультантом Всемирного банка, ООН, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Стэнфордского университета и др. Мне кажется, такая деятельность очень много дает для профессионального роста. Для меня как преподавателя это был практический опыт, которым я могла обогатить свой учебный материал. Кроме того, работа консультантом учит общаться с людьми из самых разных структур, понимать разные культуры, работать в самых разных условиях, иногда в очень узких временных рамках. Все это мне очень пригодилось впоследствии и для себя как консультанта, и для понимания природы и особенностей консалтингового бизнеса и управления другими консультантами.

– Помимо основной работы вы ведете активную профессиональную деятельность. Как вы находите на это время?

– Время найти сложно, но такая работа очень важна для продолжения процесса реформирования учета в России. В профессиональном плане это дает возможность развиваться, общаясь с коллегами, лучше понимая их взгляды для формирования и аргументирования своей позиции. Например, при подготовке одного из первых переводов МСФО мы несколько часов с жаром обсуждали всего несколько терминов, и было очень интересно слушать аргументацию каждого из специалистов. В результате иногда видишь некую проблему с совершенно иной точки зрения, и это позволяет найти общий язык с оппонентами и двигаться вперед.

– Наш традиционный вопрос: что вы пожелаете, исходя из своего опыта и знаний, начинающим специалистам по МСФО?

– Я бы хотела еще раз сказать, что для профессионального успеха на ниве МСФО знания текста международных стандартов или техники учета отдельных операций недостаточно. Необходимо понимание, для чего нужны МСФО, что такое финансы и инвестиции, каковы задачи финансовой отчетности и как ее сделать наиболее приемлемой для принятия информированных экономических решений. Мне кажется, что только тогда МСФО приобретут для начинающего специалиста свою внутреннюю логику и только в этом случае специалист сможет выработать то самое профессиональное суждение, которое является краеугольным камнем философии и буквы МСФО. Для этого необходимы терпение и труд, как ни банально это звучит!


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004317
Rambler's Top100