ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Реализация МСФО в информационной системе


Внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России  в  последнее время уделяется все больше внимания. В конце 2005 г.  был создан Фонд "Национальная организация по стандартам финансовой отчетности".   Его   целью   является   улучшение   качества ведения и регулирования бухгалтерского учета и отчетности в стране. В частности, Фонд  имеет  право  на  законодательные  инициативы.  В рамках проекта "Реформа бухгалтерского учета и отчетности" также происходит сближение российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) с МСФО.

По  результатам  исследования,  проведенного  компанией Romir для целей  реформы,  только  16%  российских компаний используют МСФО, при этом   67%   опрошенных   считают   МСФО  полезными. Среди преимуществ применения  МСФО называют повышение качества управленческой информации (32%), увеличение количества инвесторов (27%), расширение возможностей для   привлечения   заемных   средств   (25%)   и   повышение  степени удовлетворения потребностей акционеров (19%).

Однако,  несмотря  на  столь очевидные достоинства учета по МСФО, 5/6  российских  компаний  не  спешат  с  его  внедрением.  Существует несколько  причин: отсутствие официального перевода текста стандартов, а  также единых законодательных основ для их применения, недостаточное развитие   системы   образования   в   области   международного учета, неготовность   компаний   вовлекать   значительные   ресурсы в процесс формирования отчетности.

Как правило, ключевыми факторами успеха внедрения МСФО являются: методология,   т.е.   правила   ведения   учета   и  формирования отчетности.    Методологические    основы    закрепляются   внутренней нормативной  базой  компании  - разрабатываются учетная политика, план счетов,  формы отчетности. При разработке учетной политики необходимо: во-первых,   иметь   четкое   представление   о механизме формирования финансового  результата,  так  как  при выборе разных вариантов учета, предлагаемых   стандартами,   финансовый   результат может существенно отличаться;  во-вторых, обеспечить сближение учетных политик по РСБУ и МСФО,  что  позволит  упростить  не только процесс автоматизации, но и аудит отчетности, полученной в результате; процессы.  Качество  построения  бизнес-процессов в компании, как правило,   определяет   качество   управления  этой компанией. Процесс ведения  учета  и  формирования отчетности по международным стандартам достаточно  трудоемок, поскольку при этом учитываются профессиональные суждения  компетентных  лиц,  а  значит, в нем задействованы не только сотрудники  профильного подразделения, отвечающего за отчетность, но и другие  сотрудники  - производственных отделов, казначейства и т.д. От четкой   организации   процесса   зависят   своевременность и качество получения   этой   отчетности.   Следовательно,   регламентированный и автоматизированный  процесс  позволяет снизить трансакционные издержки сбора информации в компании;  автоматизация.  Для  ведения  учета  по  МСФО должна быть выбрана информационная  система,  обеспечивающая  реализацию  требований  всех стандартов,  имеющая  при  этом  несколько планов счетов и позволяющая определять    между    ними    взаимное    соответствие.    При   этом автоматизированный учет должен быть прозрачен и понятен для аудиторов, подтверждающих  достоверность  отчетности по международным стандартам.

Помимо  этого  необходимо, чтобы система имела встроенные средства для автоматизации бизнес-процессов учета и формирования отчетности.

До  внедрения  МСФО  следует  определить,  для  каких целей будет использоваться  отчетность в компании, а следовательно, каким способом ее  лучше  составлять.  В случае если отчетность будет предоставляться только  внешним  пользователям,  таким,  как кредитные организации или массовые инвесторы, целесообразно использовать механизм трансформации.

При  этом  возможна  передача  работ  по  формированию  отчетности  на аутсорсинг.  В том случае, если предполагается использовать отчетность для  целей  управления  компанией,  повышения  качества информации для топ-менеджмента   и   акционеров,   предпочтительным   будет   ведение параллельного учета.

С  точки зрения автоматизации параллельный учет можно вести двумя способами: в  отдельном  информационном  контуре  независимо  от  РСБУ.  Вся информация вводится параллельно в два контура; в   объединенном   информационном   контуре,  при этом информация вводится  одновременно в контур РСБУ и МСФО в нужных разрезах (где это возможно)  и  отдельно  в  контур МСФО (где требуется ввод информации, отсутствующей в контуре РСБУ).

Для  первого варианта требуется большое количество ресурсов, и он неэффективен с точки зрения организации информационных систем, поэтому мы  рассмотрим  второй  вариант - ведение параллельного учета в едином информационном контуре.

Итак,  нам  необходимо внедрить систему автоматизированного учета согласно МСФО.

Первый  шаг  -  это  определение методологической базы учета. При разработке   нормативных   документов   нужно   учитывать  потребности автоматизации.  Например, план счетов можно разработать и настроить "с нуля",  но  более  целесообразно  его использовать в качестве базового плана  счетов  РСБУ  и  доработать до требований МСФО. Это позволит, с одной   стороны,   российским   бухгалтерам   легче   адаптироваться к организации  международного  учета,  с  другой  -  упростить  взаимное сопоставление  двух  планов счетов, называемое мэппингом. Мэппинг, или карта  переноса  данных,  является  основой  для ведения параллельного учета  в  едином  контуре.  При построении карты переноса важно учесть следующие моменты: взаимное соответствие счетов РСБУ и МСФО; взаимное соответствие аналитических признаков двух планов счетов, т.е.  каким  образом  аналитика, предусмотренная для целей МСФО, будет определяться при вводе данных в единый контур; взаимное  соответствие  типовых  операций,  которые  проводятся в контурах РСБУ и МСФО.

После  того как методическая база подготовлена и утверждена, надо определить,   способна   ли   информационная   система   выполнить все предъявляемые   требования   либо   потребуются доработки программного продукта.  В  случае если без доработок не обойтись, нужно подготовить техническое    задание    и    поручить    его  реализацию собственным программистам.   Возможна   также   передача   подготовки доработок на аутсорсинг,    если    компания    не    содержит  значительного штата "автоматизаторов".

При   подготовке   информационной   системы   к работе наибольшие сложности  возникают  при  внедрении  тех  стандартов или их отдельных положений, которые наиболее серьезно отличаются от положений РСБУ. Это вызвано  в  первую очередь тем, что большинство программных продуктов, представленных  на отечественном рынке, приспособлено только для учета по РСБУ либо только для управленческого или международного учета.

К  наиболее затруднительным для реализации моментам можно отнести следующие: разделение    дебиторской    задолженности    на   долгосрочную и краткосрочную, дисконтирование долгосрочной части задолженности; учет  финансовой аренды. Здесь трудности связаны с необходимостью определения  минимальных  арендных  платежей  (IAS 17) и разнесения их между финансовыми выплатами (процентными платежами) и платежами в счет уменьшения   обязательства   по   финансовой   аренде,   а   также   с необходимостью   разнесения   задолженности   по  минимальным арендным платежам  на  группы  (до  1  года, от 1 года до 5 лет, свыше 5 лет) и раздельного дисконтирования этих групп платежей.

Для  реализации  первых  двух задач информационная система должна обладать встроенным аппаратом финансовой математики; сегментная  отчетность.  Для формирования отчетности по сегментам необходима  сквозная  аналитика "Сегмент", которая позволит составлять баланс  и  отчет о прибылях и убытках по каждому сегменту деятельности компании  (чтобы  показать  выручку,  финансовый  результат,  активы и обязательства  сегмента,  как  того  требует IFRS 8). Желательно также встроить    автоматическое    определение    критериев   необходимости представления отчетности по конкретному сегменту (параграфы 13-15 IFRS 8).

Холдинговые компании, которым необходима консолидация отчетности, могут  столкнуться  со  следующими  проблемами  при  внедрении  МСФО в информационной системе: исключение нереализованной прибыли. Здесь необходимы инструменты, позволяющие   учитывать   внутрихолдинговую   реализацию и отслеживать реализованные  внутри группы товарно-материальные ценности до тех пор, пока они не будут реализованы вовне; многоуровневая  консолидация  и  различные  способы  консолидации отчетности для дочерних и ассоциированных компаний.

После  того  как  информационная  система  подготовлена  к  вводу информации,  работают  все  необходимые механизмы учета и формирования отчетности, следует организовать процесс учета в соответствии с МСФО и автоматизировать процесс. При этом следует установить: сотрудника    (подразделение),    ответственного    за подготовку отчетности; перечень   сотрудников,   обязанных  высказывать профессиональное суждение для формирования отчетности; блок задач, связанных с формированием отчетности.

Регламентированный процесс нужно автоматизировать посредством той же  информационной  системы.  В  этом случае сотрудники, отвечающие за подготовку отчетности, в каждый момент времени могут точно определить, в   каком   состоянии   находится   необходимая  им информация, кто из сотрудников,  выражающих  профессиональное суждение, уже выполнил свою задачу,  а  руководство  компании  знает,  на  каком  этапе  находится формирование отчетности, успеют ли ее подготовить в срок.

В   заключение   следует   отметить,   что   небольшое количество программных продуктов, представленных на отечественном рынке, отвечают всем требованиям, предъявляемым к программному обеспечению, на котором можно   построить   информационную   систему   для   ведения   учета и формирования  отчетности  как  по  российским,  так и по международным стандартам.  В частности, на платформе "1С", наиболее распространенной в  российских  компаниях  среднего  бизнеса, можно выделить только два программных  продукта:  "1С:  Консолидация"  и "ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент".   Оба   этих   программных   продукта   обладают  удобным пользовательским  интерфейсом,  однако  преимуществом второго является возможность   осуществлять   гибкие   пользовательские   настройки без привлечения программиста.

На  базе  "ИНТАЛЕВ:  Корпоративный  менеджмент"  группа  компаний "ИНТАЛЕВ"  разработала  типовое решение "ИНТАЛЕВ: Комплект по МСФО для корпоративного   менеджмента".   Данное   решение   включает не только программный  продукт  с преднастроенной моделью учета по международным стандартам,  но и типовую нормативную базу (учетная политика по МСФО и рекомендации по дополнительным настройкам).


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004320
Rambler's Top100