ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Налоговое планирование. Маркетинг без проблем

Три совета от специалиста Минфина России


Расходы на маркетинговые исследования всегда вызывали повышенный интерес со стороны проверяющих. Однако для того, чтобы без проблем учесть такие затраты для налога на прибыль, нужно выполнить не так много условий. Рекомендации о том, как избежать конфликтных ситуаций с налоговыми органами в отношении учета маркетинговых услуг, дает консультант Минфина России Юрий Лермонтов.

Потраченные на маркетинг суммы организация сможет принять в уменьшение налогооблагаемой прибыли при соблюдении трех условий. Они должны быть обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Разберем, какие нюансы есть в каждом из названных условий.

Главное – обосновать

Налогоплательщик должен четко и однозначно раскрыть и доказать налоговому инспектору обоснованность расходов на маркетинг. Например, компания проводила исследования с целью расширения рынка сбыта продукции. Необходимость сбора и анализа такой информации нужно закрепить во внутренних документах (приказах, распоряжениях по организации, должностных инструкциях сотрудников).

Большинство конфликтных ситуаций с налоговиками возникает, когда организация несет затраты по однородным договорам. Иными словами, когда заключается несколько договоров на оказание маркетинговых услуг с разными исполнителями, но с одним объектом исследования. Поэтому рекомендуем заранее выбрать квалифицированных специалистов и заключить один договор.

Налоговый орган зачастую оспаривает экономическую обоснованность расходов и в случае если контрагент является недобросовестным налогоплательщиком. Например, когда фирма, проводившая маркетинговое исследование, не зарегистрирована в налоговых органах, не отчитывается по месту регистрации, руководитель находится в розыске и т. д. Чтобы подстраховаться, советуем проверять надежность и юридическую правоспособность своих контрагентов.

Кроме того, как показывает практика налоговых проверок, инспекторы не принимают расходы на маркетинг, если в штате организации присутствует должность маркетолога. То есть компания располагает своими кадрами с необходимой квалификацией.

Правда, суды не всегда встают на сторону налоговиков. Например, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.04 по делу № А19-2575/ 04-33-Ф02-4074/04-С1. В данном случае инспекция посчитала, что организация могла использовать собственные возможности для получения соответствующей информации. Ведь на ее работников была возложена функция информирования по ценам. Однако суд посчитал иначе. В обязанности работников не входило проведение сравнительных анализов оптовых цен, маркетинговых исследований оптового рынка продукции, составление спецификаций-заявок для участия в тендере.

Как грамотно подтвердить

Перейдем к документальному подтверждению расходов. Чтобы избежать споров с налоговиками, организация должна иметь в обязательном порядке договор на оказание маркетинговых услуг и акты приемки-передачи. При этом «первичку» необходимо оформлять особенно тщательно. Это связано с тем, что такие услуги не имеют материально-вещественной формы результатов работ. Поэтому при проверке именно первичная документация вызывает пристальное внимание налоговиков. Например, формулировка в акте приемки-передачи: «... услуги в соответствии с договором № XX от XX. XX. XX исполнителем оказаны, заказчиком оплачены» почти наверняка вызовет вопросы у проверяющих. Чтобы подстраховаться, в акте лучше расшифровать, какие именно услуги были приняты.

Помимо договора и акта налоговые органы, как правило, требуют представления итогового документа в виде отчета о проделанной работе. Такой отчет должен содержать информацию о предмете исследования, раскрывать методы сбора данных, отражать выводы, полученные в результате проделанной работы.

Обратите внимание: для маркетинговых услуг унифицированные формы первичных документов не утверждены. Поэтому организации самостоятельно разрабатывают бланки с учетом всех обязательных реквизитов, предусмотренных для первичной документации (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Если же предмет исследования находится за пределами России и его проводит зарубежная компания, то документы должны быть оформлены по обычаям делового оборота иностранного государства, где эти расходы были произведены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Без дохода нет расхода

И наконец, последнее условие, которое нужно выполнить при учете маркетинговых услуг. Расходы должны быть осуществлены в связи с получением дохода. Допустим, фирма занимается оптовой продажей спортинвентаря. В целях расширения рынка сбыта она заказала специализированной компании проведение маркетингового исследования в конкретном регионе. Это было оформлено соответствующим договором. Сторонами был подписан акт приемки-передачи. Заказчику представлен отчет о проделанной работе. Однако по результатам исследования фирма приняла решение не расширять объемы продаж в исследованном регионе. Поэтому данные расходы нельзя учесть в уменьшение налогооблагаемой прибыли, так как они не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004400
Rambler's Top100