ЧОУ Институт проблем предпринимательства

От долгов не сбежать


Татьяна Калинникова
Источник: Журнал "Финанс."
Банки все чаще подают в суд на неплательщиков и распродают их имущество в счет погашения ссуды. Кроме своевременного погашения кредита, другого способа «спастись» от приставов у должников пока нет.

Начальник юридического управления казанского Спуртбанка Михаил Даричев признается: количество исков, поданных финучреждениями для принудительного взыскания долгов, в последнее время резко увеличилось: «Мы, например, подаем порядка 15-18 исков в квартал». По словам наблюдателей, кризис ликвидности заставил банки ужесточить отношения с проблемными заемщиками и лишний раз не давать им поблажек. Если раньше договориться с кредитором об отсрочке выплат или реструктуризации долга было возможным, то теперь заемщику, испытывающему финансовые трудности, скорее всего, придется «объясняться» с коллекторами, или того хуже – судебными приставами-исполнителями.

В трусах и медалях. В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) констатируют: в последнее время больше всего исполнительных производств инициировано в отношении «алиментщиков» и должников по кредитам. Механизм принудительного взыскания работает так: когда заемщик перестает платить по долгам и скрывается от банка, финучреждение подает на него в суд. Если решение выносится в пользу кредитора, то в службу судебных приставов поступает исполнительный лист, на основании которого возбуждается производство. На основной долг «накидывают» еще 7% от его суммы – это исполнительский сбор, который перечисляется государству.

Работу приставы начинают с отправки запросов в регистрирующие органы - ГИБДД, налоговую, пенсионный фонд, – чтобы выяснить, какое имущество есть у должника. Если обнаружится, что у нерадивого заемщика размещены средства на банковских счетах, арест в первую очередь будет наложен на них. Имущество опишут только в том случае, если «плененных денег» на погашение долга не хватит.

«Согласно Гражданскому кодексу, единственное жилье гражданина, будь то квартира или пригородный дом, изъятию не подлежит, - рассказывают в ФССП. - Исключение составляют только жилплощадь или земельный участок, купленные по ипотеке». Предметов обычной домашней обстановки и индивидуального пользования – одежды, обуви или зубной щетки – должник тоже не лишится. Но если пристав обнаружит в квартире два телевизора или холодильника, один из них будет описан наверняка. Та же участь ожидает драгоценности и предметы роскоши – украшения, антикварные изделия. Что является «роскошью» - пристав определяет самостоятельно. Скажем, персональный компьютер (ПК) может быть отнесен к этой категории, но «спасти» его должник сможет в том случае, если сумеет доказать, что ПК необходим ему для осуществления профессиональной деятельности. «Информацию, являющуюся основным объектом работы писателя или журналиста, можно фиксировать в блокноте, сохранять на диктофоне или набирать на печатной машинке, а при наличии такой альтернативы на ПК вполне может быть наложен арест», - говорит специалист управления по работе с проблемными активами Номос-банка Алексей Булкин. Согласно закону, вещи, необходимые должнику для профессиональной деятельности, могут быть арестованы только в том случае, если их стоимость превышает 100 МРОТ (230 тыс. рублей). Не подлежат аресту продукты питания и деньги на общую сумму, превышающую трехкратную величину прожиточного минимума для должника и его иждивенцев, средства транспорта, необходимое гражданину в связи с инвалидностью, а так же призы, государственные награды и медали.

Сбежавшая мебель. «Бывают случаи, когда в арестованную массу попадает и «чужое» имущество, например, видеокамера, которую должник взял попользоваться у соседа, - рассказывает адвокат Нина Еременко. – В этом случае «потерпевшей стороне» следует обращаться в суд с иском об исключении данного предмета из описи». Но чтобы доказать, что арестованное имущество принадлежит другому человеку, необходимо хранить на него все квитанции и чеки, добавляют в МКБ.

Нередко должники вывозят все вещи из квартиры, чтобы приставам было попросту нечего арестовывать. В таких случаях они по заявлению взыскателя (с оплатой расходов на розыск) передают дело в милицию. «Иногда следствию помогают сердобольные бабушки-соседки, которые рассказывают приставам, как ночью должник грузил в машину мебель, чтобы отвезти к брату», – улыбаются в ФССП. «Пока идут судебные тяжбы, находчивые должники успевают переписать свое имущество на родственников или друзей, - добавляет вице-президент Московского индустриального банка Юрий Птицын. – Но это тоже не избавляет заемщиков от ареста вещей, ведь взыскатель может оспорить «перевод» в судебном порядке». Чтобы не терять время на поиски «сбежавшей» мебели, кредитор может оформить лист немедленного исполнения - написать в суд заявление с просьбой немедленно наложить арест на имущество должника для обеспечения иска. В этом случае пристав опишет имущество сразу, и если банк выиграет дело, останется только продать арестованное «добро». «Это хороший способ не дать вещам «сделать ноги», и многие банки уже догадались воспользоваться этой возможностью», - говорят в ФССП.

Но даже расставшись с имуществом, должнику не всегда удается рассчитаться с банком. В случае с ипотекой за счет продажи залога погасить долг можно полностью, ведь недвижимость растет в цене. «По автоссудам это удается не всегда, - констатируют в МКБ. - Клиент покупает новый автомобиль, а приставы продают его уже с пробегом, царапинами. Из-за этого цена машины оказывается в два-три раза ниже рыночной». А нередко помимо получения займа на покупку авто, клиент оформляет в кредит и страховку.

«Если средств, полученных от продажи арестованного имущества, на погашение долга не хватает, а другого у должника просто нет, пристав выносит постановления о невозможности взыскания и об окончании производства, после чего возвращает кредитору исполнительный документ, – рассказывает Алексей Булкин из Номос-банка. – Но это не мешает банку повторно (в течение трех лет) предъявить бумаги к исполнению, если за это время должник наживет имущество, которое можно реализовать».

Где у вас дверь? В феврале вступил в силу новый федеральный закон, согласно которому пристав может входить в квартиру должника без его согласия. В службе судебных приставов признаются: воспользоваться новым правом пришлось пока только в двух «тяжелых» случаях. В одном из них, произошедшем в городе Старый Оскол исполнители вскрыли трехкомнатную квартиру должницы, которая долгое время скрывалась от правосудия. Женщина учредила негосударственное образовательное учреждение и взимала плату за обучение со студентов. Обманутые ученики обратились в суд и потребовали взыскать с предпринимательницы 3 млн. рублей. Средств от продажи движимого имущества – мебели и бытовой техники – на удовлетворение требований не хватило, тогда арестовали квартиру женщины.

Но наделение приставов новыми «полномочиями» не означает, что они будут «входить без спроса» ко всем должникам: для вскрытия дверей требуется письменное разрешение старшего судебного пристава, решение суда, а также присутствие понятых.

Помимо других положений, в новом законе откорректирована и другая норма – оценки имущества. Если раньше исполнитель определял стоимость вещей самостоятельно, то теперь обязан привлекать независимого оценщика, если какой-либо предмет по его мнению стоит более 30 тыс. рублей. Но в квартире должника вряд ли найдется много таких вещей, а если пристав сознательно или случайно занизит рыночную стоимость имущества, гражданину придется привлекать стороннего эксперта и оплачивать его услуги из собственного кармана, чтобы оспорить оценку. «Таким образом, исполнитель «выманивает» у должника взятку, – уверен один из столичных банкиров. – Эти случаи нередки: с одной стороны за быстрое исполнение решения суда приставу приплачивают взыскатели, с другой – должники, чтобы дело тянулось подольше. Не смотря на борьбу ФССП с внутренней коррупцией, в последнее время количество злоупотреблений только увеличивается».

ЗАКОН: Сам себе банкрот

Освободиться от долгов перед банком гражданам может помочь закон о банкротстве физических лиц. Такой документ в середине апреля на рассмотрение в правительство направило Минэкономразвития. Согласно законопроекту, несостоятельным может быть признан гражданин, долг которого составляет свыше 100 тыс. рублей, а срок, в течение которого он не смог расплатиться превышает шесть месяцев. У должника есть два пути: во-первых, обратиться в суд и ходатайствовать о реструктуризации задолженности. В этом случае он вместе с кредиторами составляет план погашения ссуд и расплачивается с долгами. Во-вторых, в судебном порядке объявить себя банкротом и самостоятельно распродать имущество, чтобы погасить задолженность. Объявлять себя несостоятельным гражданину будет разрешено раз в пять лет.

«Но пока люди несут ответственность перед банком всем своим имуществом, - напоминает Юрий Птицын. - Если у гражданина есть невозвращенные долги, на него в любой момент может поступить исполнительный лист, и у должника не будет возможности покупать на свое имя имущество, а так же пользоваться банковскими продуктами».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004432
Rambler's Top100