ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Под страхом увольнения


Елена Мулярова
Источник: Газета "Ведомости"
Руководители российских компаний готовы применять жесткие и не всегда законные меры, когда речь заходит о воспитании и перевоспитании подчиненных.

Курильщику никогда не устроиться в ГК «Диарси» (разработчик и поставщик товаров по уходу за полостью рта) — прием на работу никотинозависимых сотрудников запрещен специальным приказом. Тем, кто пришел в компанию до принятия этого приказа, запрещено курить в рабочее время, за исключением обеденного перерыва, и участвовать в переговорах после перекуров. Бросивших курить и продержавшихся без табака два месяца ждет премия в размере 7000 руб., столько же — через полгода и еще некоторая сумма — через год. При срыве эти суммы должны быть возвращены компании.

В борьбе с никотином сотрудников «Диарси» поддерживает генеральный директор или руководители отделов — проводят с ними беседы о вреде курения. «Во-первых, как врач, я понимаю все минусы курения; во-вторых, мне откровенно не нравятся люди, от которых пахнет сигаретным перегаром; в-третьих, считаю, что курильщики подают дурной пример детям, и хочу повлиять на это, — говорит генеральный директор “Диарси” и инициатор антиникотиновой кампании Светлана Матело. — Раньше я и сама курила, но бросила. И на собственном опыте знаю, что это возможно». «Я курил около 14 лет, очень хотел бросить, но не мог. И только благодаря поддержке Светланы Константиновны мне это удалось. Я счастлив», — делится директор по развитию «Диарси» Тимур Омаров.

Лазейка в законе

«Как ни странно, эти запреты можно обосновать с юридической точки зрения, — комментирует управляющий партнер юридического центра “Законный бизнес” Андрей Балагуров. — И Конституция, и Трудовой кодекс запрещают дискриминацию на почве расовой принадлежности или происхождения, инвалидности, возраста, сексуальной ориентации, религии или веры. Однако принятие мер в отношении курящих сотрудников, в том числе запрет о приеме на работу курильщиков, не подпадает ни под одну из названных запрещенных причин дискриминации».

«Успех большинства компаний мало зависит от того, курит сотрудник или нет», — полагает директор по маркетингу и PR компании HeadHunter Ольга Бруковская. «Курильщик тратит на курение часть рабочего времени, а если не покурит, то становится “нечеловеком”, — не согласна Матело. — А так как мы компания — разработчик и продавец товаров для здоровья, то для нас идеологически важна забота о здоровье сотрудников. Если же человек хочет курить, за ним остается свобода пойти в компанию, где это разрешено, — у нас же не рабовладельческий строй».

В заложниках у пьяницы

«Наша компания — производственная, и, если сотрудник пьет на работе, брак неизбежен. Я воспользовался тем, что почти всех рабочих приводят в коллектив наши же сотрудники, и объявил: за выход на работу “под парами” будет уволен не только пьяница, но и тот, кто его привел. Помогло», — делится руководитель, пожелавший сохранить анонимность. Такая скрытность понятна — его действия хоть и эффективны, но незаконны. «В перечне оснований для расторжения трудового договора нет и не может быть подобного условия — увольнения в связи с неправомерным действием другого лица, — объясняет Балагуров. — В Трудовом кодексе установлена персональная ответственность за свои действия. А значит, любое подобное увольнение будет признано в суде незаконным, а методы легко могут стать поводом для жалобы в органы трудовой инспекции».

Директор колокололитейного завода «Пятков и Ко» Николай Пятков также руководит производством, но перевоспитанием рабочих не занимается. «У всех свои тараканы», — философски замечает он. Правда, в офисе предприятия для профилактики пьянства висит икона «Неупиваемая чаша». «Коллектив-то мужской», — отмечает Пятков.

Без запретов

«Перевоспитать сотрудника запретами невозможно, — считает генеральный директор компании “Деликатный переезд” Аркадий Усачев. — Гораздо эффективнее создать такую систему, чтобы человек сам, без принуждения пришел к отказу от вредных привычек. Всем нашим сотрудникам предоставляются абонементы в спортивный клуб, мы арендуем футбольное поле, устраиваем турниры по футболу и настольному теннису между сотрудниками разных отделов и офисов. В результате многие постепенно сами отказываются от курения». «Мы также действуем без запретов и наказаний, только личным примером и разъяснениями, — рассказывает сопредседатель иркутской региональной общественной организации “Байкальская экологическая волна” Ольга Бельская. — Прививаем сотрудникам привычку экономно расходовать бумагу, пользоваться энергосберегающими лампочками, выключать свет и воду, не пользоваться одноразовой посудой и пластиковыми сумками. Воспитываем не только сотрудников, но и членов их семей, ведь полезный навык проецируется на окружение».

Худеем с улыбкой

«Руководители нашей компании заметили, что работники отдела персонала не уделяют должного внимания своему здоровью и это отражается на их работе. Решено было провести соревнование на выявление самого спортивного сотрудника, победителю будет вручен приз — два билета в кинотеатр. Как показывает практика, такие методы дают хороший результат», — делится директор по персоналу и маркетингу ГК «Смайл» Андрей Михалев. «У нас есть идея каждый месяц проводить конкурсы по разным номинациям, например «Самый приветливый сотрудник “Г.М.Р. планета гостеприимства”, “Самый аккуратный” и т. д. Победителей наградим, — рассказывает PR-директор компании “Г.М.Р. планета гостеприимства” Карина Погосова. — А еще руководство компании личным примером старается показывать, как важна в диалоге улыбка».

«Для нас недопустимо использование нецензурной лексики, и мы не только подаем сотрудникам личный пример, но и обучаем их правилам построения коммуникаций друг с другом и клиентами», — добавляет Усачев. «Трата времени и сил на перевоспитание сотрудников оправдана, лишь когда оно способствует целям компании, — считает Бруковская. — Наиболее эффективен не кнут, а пряник. Ну и, конечно, личный пример руководителя. Без него разъяснения работать не будут».

Но иногда воспитательный процесс внутри компании обходится без руководителя — сотрудники занимаются самовоспитанием. «Сообща нам удалось решить актуальную для многих женщин проблему похудения к лету, — делится директор по PR и маркетингу IR-агентства Flash Comm Елена Макашева. — С одной стороны, мы стали друг другу моральной поддержкой и опорой, с другой — церберами в деле отнимания конфет и булок. У каждой была личная планка, но результаты заметны у всех».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004499
Rambler's Top100