ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Люди перестают нести деньги в Cбербанк



Источник: Журнал "Финанс."

«Кстати, где вы держите свою наличность? Надо полагать, не в сберкассе?» – спрашивал в 1930 году сын турецко-подданного Остап Ибрагимович Бендер у подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко. Президенту Сбербанка Герману Оскаровичу Грефу впору опасаться, что данный вопрос приобретет массовый характер. Году так в 2010.

С введением системы страхования вкладов (ССВ) «Сбер» утратил свое единственное серьезное преимущество перед конкурентами – государственные гарантии по вкладам. Удивительно, но поначалу это не изменило поведение клиентов. Более того, в 2006–2007 годах они охотнее тащили свои сбережения именно в Сбербанк. Если в 2004 году объем средств частных лиц в банке вырос на 23%, а в 2005 году – на 26%, то в 2006 году рост составил 35%, а в 2007 – 31%.

Теперь мы видим перелом тенденции. За первые четыре месяца показатель увеличился всего на 5% – в «Сбере» на 1 мая 2008 года лежало 2,8 трлн рублей, принадлежащих населению. Годовой прирост будет сравним с уровнем инфляции, которая по итогам полугодия достигла 8,7%, почти выполнив план на все 12 месяцев.

Рост цен – одна из основных причин отказа населения от новых вкладов в Сбербанке. Только по официальным данным Росстата, товары и услуги за год (май к маю) в среднем подорожали до 15,1%. Для клиентов «Сбера» инфляция еще выше – на сильно подорожавшее продовольствие они тратят значительную часть своих доходов. Тогда какой резон держать деньги под 6–8% – а это наиболее распространенные ставки в «Сбере»? По двухлетнему вкладу от 1 млн рублей крупнейший российский банк платит всего 9,5%. Я вообще удивлен, что при такой инфляции и более высоких ставках у конкурентов (часто до 13%) «Сбер» умудряется демонстрировать рост вкладов.

Хотя ничего удивительного – население в России финансово безграмотно и мыслит инерционно. Люди не знают про ССВ, а в «Сбер» продолжают ходить как в булочную, по привычке. Огромная сеть продолжает свое «зеленое дело», а во многих населенных пунктах альтернативы Сбербанку так и не появилось.

Но ведь альтернативные платежные системы (интернет, железные ящики) развиваются, а люди становятся грамотнее. Герман Греф достаточно прозорлив, чтобы чувствовать это. Наверное, поэтому впервые в истории Сбербанка использован такой демократичный ход, как обращение через электронную почту от имени президента банка к каждому конкретному сотруднику. Письмо оказалось не столь креативно, как регулярные послания коллективу от главы компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, но довольно откровенно. «Конкуренты во многом научились работать эффективнее и быстрее», – сложно было бы ожидать таких слов от прежнего президента Сбербанка Андрея Казьмина. Герман Греф призвал сотрудников заняться самосовершенствованием. Внимание: вплоть до улыбок (!) клиентам. Если заметите – сообщайте. Значит, письмо сработало.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004582
Rambler's Top100