Глава Mastercard Europe рассказывает, почему для второй мировой платежной системы Россия стала самым важным регионом, потеснив США
Хавьер, два года назад вы назвали российский рынок ключевым для Mastercard. Тогда объем эмиссии вашей платежной системы был схож с показателями основного конкурента – Visa. С тех пор никаких цифр по итогам работы от Mastercard не было. Каковы последние данные?
– Мы не даем их вам, поскольку сами ими не располагаем. Если серьезно, то, согласно требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), мы не можем обнародовать какие-либо цифры по каждой отдельной стране, где присутствуем. Эти правила распространяются на нас с того момента, как Mastercard решила стать публичной компанией (размещение акций состоялось в мае 2006 года – «Ф.»).
Следовать указаниям SEC и обнародовать данные по каждому из регионов нам мешает, в частности, то, что не везде мы уверены в качестве предоставляемой информации, где-то не хватает полноты имеющихся сведений. Если же попытаться обойтись без цифр, то могу сказать, что Россия находится в фокусе нашего пристального внимания, ведь российский рынок пластика развивается крайне успешно. И это позволило нам еще два года назад принять важное стратегическое решение – сделать Россию одним из двух приоритетных рынков Mastercard.
Какая же вторая страна? И что именно обеспечивает звание приоритетного рынка?
– Согласно опять же внутренним правилам, я не могу назвать вторую. Приоритет – значит, что именно в Россию Mastercard сейчас инвестирует свои основные свободные ресурсы. По нашему мнению, сейчас это самый перспективный рынок для развития безналичных платежей. Наша платежная система уже растет здесь намного активнее, чем в любой другой стране Европы по всем основным параметрам, в частности по темпам эмиссии, оборотам, количеству точек приема. Рост нам обеспечивает ряд факторов: Россия – крупная страна с образованным населением, со стабильной экономикой и открытым рынком. В Китае, например, столь необходимой для нас открытости еще нет. Там правительство страны основало процессинговую компанию China Union Pay и обеспечило ей эксклюзивные права на рынке платежных систем. Из-за этого китайские банки не могут свободно конкурировать на рынке пластика.
Можно сказать, что еще вчера нашим рынком были США, завтра, возможно, будет Китай, а Россия – это наше сегодня.
Но в кошельке у среднего американца восемь карт разных платежных систем. Вы хотите сказать, что у россиян скоро будет столько же? При каких условиях наш рынок тоже можно будем назвать развитым?
– Вопрос о развитости рынка очень интересный и очень непростой. Возьмем, например, Японию. Это, несомненно, очень развитый рынок безналичных расчетов. Все знают: Япония – страна с развитой экономикой, образованным населением, сильной инфраструктурой и т. д. Но в среднем у японцев меньше одной карты. Почему? В стране сильны традиции, и одна из них – культура использования наличных. Кроме того, там большой процент пожилого населения. В США на одного жителя страны приходится восемь карт, и это, кстати, самый высокий показатель в мире. Теперь давайте посмотрим на Европу. Возьмем Великобританию – самый развитый сейчас европейский рынок карт, где пластик больше в ходу, чем наличные. В этой стране на одного жителя приходится пять карт. В континентальной Европе этот показатель еще меньше – не более двух. В Германии активность пластика еще ниже: каждый немец имеет карту Maestro, но редко ее использует.
Где же этот зрелый рынок с активным использованием карт? Я думаю, искать его нужно в активно растущих молодых странах, где аппетит к пластику высок, равно как и доля образованного молодого населения. То есть там, где наблюдается правильное соотношение между количеством выпущенного на каждого жителя пластика и активностью использования карт. Я верю, что этот правильный баланс уже формируется в России. Через три-пять лет именно Россия может стать самым развитым рынком пластиковых карт в Европе.
Недавно московский офис Mastercard покинул Андрей Королев, возглавлявший его с момента прихода платежной системы в Россию. Насколько велика для вас эта потеря и ожидаете ли вы в связи с этим замедления темпов роста?
– Андрей провел фантастическую работу. Он вывел Mastercard на лидирующие позиции и собрал первоклассную команду. Благодаря этому сейчас за результаты работы нашего представительства в России мы совершенно спокойны. Уход Андрея – непростой, но предсказуемый шаг. Он принял это решение после десяти лет работы в Mastercard.
Вы уже решили, кто возглавит регион после него?
– Еще нет. Но мы не торопимся, поскольку нам важно найти сильного менеджера. Офисом сейчас руководит Илья Рябый. Он проработал десять лет в Mastercard Europe, а в последние годы был заместителем Андрея. Вообще политика Mastercard – назначать местных специалистов на должность главы представительства. Я думаю, что Илья Рябый в полной мере отвечает нашим требованиям.
Вы долго работали в Латинской Америке и Карибском регионе и достигли там высоких результатов. Есть ли сходства между, скажем, бразильским рынком пятилетней давности и российским сейчас? Можете ли вы провести параллель между двумя этими странами?
– Найти общее между ними очень сложно. У Бразилии, в отличие от России, много проблем. Я не буду напоминать вам, что Сбербанк имеет более 20 тыс. точек присутствия, да и «Почта России», через которую российские кредитные учреждения уже предлагают свои финансовые услуги, собирается более активно развивать финансовое направление. А ведь у нее 40 тыс. офисов по стране. Ничего похожего в Бразилии нет. Как нет и других привычных для россиян вещей: хорошего образования, развитой инфраструктуры – транспорта, дорог, систем коммуникаций. Из-за этого для 50% бразильцев банковские услуги недоступны. Что касается России, то, хотя у меня нет точных сведений, я уверен, что этот показатель не выше 10%. Поэтому, на мой взгляд, нельзя сравнивать два этих рынка. Россия – это Европа, а Бразилия – нет.
Mastercard обещает расти быстрее рынка финансовых услуг в ближайшие пять лет даже при условии замедления экономики США. Верно ли, что основную долю вашего оборота и прибыли вам приносят развивающиеся рынки?
– К сожалению, я снова не могу назвать цифры. Но без них скажу, – крупнейший вклад в рост мировых оборотов Mastercard приносит сейчас Россия. Высоко влияние вашего рынка и на показатели Mastercard в Европе, где платежная система занимает лидирующие позиции. Однако основные доходы в Европе приносят нам сейчас три страны – Франция, Германия и Великобритания. В тройку лидеров, как я уже сказал, совершенно точно через три-пять лет войдет и Россия.
IPO Mastercard состоялось на год раньше, чем у Visa. Обеспечило ли это вашей компании какие-либо преимущества?
– У нас были разные размещения. Visa проводила IPO лишь части своего бизнеса, а именно компании Visa International. Покупая такие бумаги, вы инвестируете лишь в часть этой платежной системы, которая не покрывает Европу (ею занимается Visa Europe – «Ф.»). Mastercard, напротив, проводил размещение бумаг глобальной компании. Я считаю, что это обеспечило нам множество преимуществ. Когда человек с картой путешествует, он ездит по всему миру. Будучи глобальной компанией, проще обеспечивать ему более высокий сервис и делать это быстрее и дешевле. Ведь у нас на вооружении больше опыта и технологий из разных частей мира.
Акции Mastercard выросли с момента IPO в шесть раз. Вы их покупали во время размещения?
– Я потратил каждый пенни, каждый цент, каждый... Т.е. все свои сбережения во всех валютах, которые у меня были. Это лучшее решение, которое я принял в своей жизни.
Это не шутка? Каким пакетом акций вы сейчас владеете?
– Разумеется, я не шучу. Но, к сожалению, раскрыть вам величину имеющегося у меня пакета не могу.
Хавьер Перес с 2006 года отвечает за деятельность Masterсard в европейском регионе, который объединяет 53 страны и где участниками платежной системы являются 10 тыс. финансовых институтов. С момента своего прихода в компанию в 1996 году занимал различные должности, в том числе пост президента по странам Латинской Америки и Карибского региона. До начала работы в Masterсard занимал высокие должности в ряде крупнейших международных банков, в частности Banco de Vizcaya Argentaria (BBVA). Имеет степень магистра в университетах ESADE (Испания), а также Thunderbird (США).