ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Маленький шаг большого консалтинга

Интервью с президентом Консалтинг-Центра «Шаг» Емельяновым Евгением Николаевичем



Источник: FinTimes.ru

Расскажите, как вы увлеклись консалтингом, с чего все начиналось?

Как результат, профессиональное увлечение консалтингом сложилось из нескольких составляющих. Изначально – исследовательская деятельность в области науковедения (ИИЕТ РАН, занимается изучением истории естествознания и методологии науки). Там была отличная научная школа под руководством проф. М.Г.Ярошевского, которая занималась  темой научного творчества,  Я работал с вопросами взаимодействия научных сотрудников в рамках научных групп и научных школ. В середине 80-х к этому добавилось увлечение новой тогда практикой организации и проведения тренингов, управления групповой динамикой. Много работал с тренингом менеджерских навыков. В самом конце 80-х – начале 90-х состоялось знакомство с американскими специалистами в области «Organization Development», многолетние контакты с ними, поездки на стажировки, освоение идеологии и методов работы в этой традиции. В это же время к этой практике подключилась мой нынешний партнер – Светлана Емельянова, - имевшая замечательный опыт работы с семейными парами и семейными отношениями. Этот опыт позже оказался ключевым в работе с партнерскими отношениями в бизнесе.

В начале 90-х – применение этого сплава в работе с политическими организациями (ДемРоссия), муниципальными органами (выборы исполкомов), производственными организациями (Днепропетровский тепловозостроительный, подмосковный «Ангстрем», московский кожевенный завод и др), а также реальное знакомство с малым и средним бизнесом. Последний пришелся больше всего по душе своей реалистичнотью, оперативностью реагирования, возможностью увидеть результат. Поэтому на рубеже 93-94 гг. создали компанию «ШАГ», которая с тех пор специализируется в этой сфере. По ходу жизни оказалось, что одного  «Organization Development» бывает недостаточно для продвижения наших клиентов, развили другие направления (финансы, маркетинг и пр.) для возможности оказания  полноценного бизнес-консалтинга.

Что общего и что отличает консалтинговый бизнес в России, Европе, Америке?

Общего очень много в технологиях работы и в позиции – «мы делаем все, чтобы клиент был счастлив». Ключевое отличие – в Европе и в Америке давняя и гораздо более жесткая конкуренция привела к большему разнообразию предложений и более глубокой специализации значительного числа компаний. «Универсальным консалтингом», «про все» позволяют заниматься себе только единицы. И у тех просматривается базовая специализация – аудит, стратегия и т.п.

Кроме того, консалтинговый бизнес Запада значительно дальше продвинулся по пути саморегуляции. Там много сильных профессиональных союзов, ассоциаций и пр., который задают и котролируют исполнение профессиональных стандартов работы в сообществе. В России этот процесс только начинает разворачиваться.

И, наконец, тема аутсорсинга. Сегодня, в европейском консалтинге, например, аутсорсинг занимает до 40-50% от объема доходов (по данным FEACO). Российские консалтинговые компании пока тоже лишь тренируются в оказании аутсорсинговых услуг, и объем их далеко не так велик.    

Какова структура  рынка консалтинга в России, сильно ли она отличается от Западных аналогов?

Здесь очень легко соврать, поскольку реальной структуры консалтингового рынка в России не очень-то и видно. Так сложилось, во многом – с помощью рейтингов «Эксперт РА», - что консалтинг «считают» главным образом через аудиторские фирмы. У IT- компаний свои рейтинги  и свои почетные списки. При этом традиционно не считается грехом  сложить в кучу доходы всех направлений, включая продажи оборудования, и пр.  Рынок консалтинга к тому же достаточно «сероват» и многие компании не стремятся к публичности.  Не очень четко определены границы рынка ( например – оценочная деятельность? аудит? Аутсорсинг? Рекрутинг? И пр. ).

Тем не менее, картинка, которую я держу в голове, примерно такая:

Интервью с президентом Консалтинг-Центра «Шаг» Емельяновым Евгением Николаевичем

При этом IТ – консалтинг продолжает удерживать высшие позиции. Аудит стоит незыблемо. Стратегическое планирование чуть активизировалось,  финансовое консультирование – упало, за исключением всего круга вопросов, связанных с подготовкой бизнеса к продаже, в т.ч. через IPO. Юридический консалтинг – без принципиальных изменений. PR консалтинг меняется на event – аутсорсинг. Доля реальных маркетинговых исследований невелика. Политический консалтинг на грани вымирания. HR проблема становится значительно серьезнее, но HR- консалтинг – это несуществующий зверь. Есть рекрутинг, хедхантинг и аутсорсинг в области управления персоналом.  

Расскажите о своем международном опыте общения с мировым консалтинговым сообществом.

Здесь очень много составляющих. Главное, что международное сообщество очень открыто и легко идет на контакты. Хотя и не без некоторой настороженности к России. Но к человеку там всегда относятся конкретней, чем к стране. Если не искать там молочных рек с кисельными берегами, то получаешь очень много полезного. Например, у поляков, словенцев и прочих коллег из бывшего соцлагеря, ныне входящих в Евросоюз,  можно многое подсмотреть, что будет происходить у нас с отставанием всего на 3-4 года.  У американцев стоит поучиться умению продавать консалтинг. «Я знаю, что когда я еду в лифте с 5-го этажа по 1-й, это мой единственный шанс продать свою работу этому человеку. И я делаю это…» Шведы в своем бегстве от непомерных налогов порождают замечательные организационные формы консалтингового бизнеса.  Европейцы, наряду с прочими талантами, лучше всех умеют делать fund raising и блестяще осваивают немереные суммы Евросоюза, Юнеско и прочих.  И у всех у них – реальное понимание networking’ а. Через три хода тебя выведут на любого нужного человека, и включат тебя в свои сети, которые, если в них подавать признаки жизни, рано или поздно непременно сработают. 

 Перспективы развития и роста рынка консалтинга, инвестиционная емкость.

Очевидно, что консалтинговый рынок далек от пределов роста, как в количественном, так и в качественном отношении.  Но здесь главное зависит не столько от самого консалтинга. Если страна будет развивать недиверсифицированную, моноэкономическую модель – консалтинг, как скрипач в «Кин-дза-дза», будет не нужен. Как, например, это показательно случилось с политтехнологами. Пока была сколь-нибудь диверсифицированная внутренняя политика – были, грязные-ли, чистые-ли, но политтехнологические  бодания, различия групп, технологий, имен и пр.. А сейчас все специалисты в этой сфере переквалифицируются в управдомы или стараются пристроиться на Украину.

Инвестиционная емкость? – Посмотрим по секторам. Аудиторские компании  - кому было нужно, уже скупили в 90-х. IT – консультанты? – здесь рынок побольше, но единственный игрок – «1С». Остальные системные интеграторы и внедряльщики уже давно на виду, кто хотел – продавал и покупал. Управленческие консалтинг и прочие ?  Плохо представляю покупателей. Рынок рекрутинга: в прошлом году планировалась неплохая сделка ADECCO  с Анкором  на несколько десятков миллионов – но сорвалась безвозвратно. Превратить несколько десятков малых консалтинговых компаний в свои представительства – это реально, но инвестиционная емкость, по-видимому, мизерна… 

Конкуренция и взаимодействие с западными консалтинговыми компаниями.

Неплохой пример конкуренции в этой сфере продемонстрировали российские аудиторы (ФБК и др). 1С тоже молодцы. А так – не вижу ни проблемы в конкуренции, которой почти нет, ни во взаимодействии, которое есть, но совершенно непринципиального масштаба для всех участников.

Последние технологии, новые веяния,   насколько быстро новые механизмы приживаются в России.

Консалтинг – это бизнес.  Умение продавать консалтинг – это умение подавать себя и продукты. Поэтому здесь важно постоянно понимать, где новый продукт, новая технология, а где – способ подачи, продажа хорошо забытого старого как абсолютной новинки или панацеи. Последнего, естественно, на порядок больше первого. На мой взгляд, все основные технологические инновации - после гения Ф.У.Тейлора, а затем - привлечения армейских технологий в управление после 2-й мировой,    в управленческом консалтинге сформировались где-то до середины 70-х г.г.  и затем – в контексте развития ERP-систем.  Это позволяет отлично детализировать и ускорить действие многих прежних «ручных» технологий.

В области управления «человеческим фактором» тоже не вижу революций со времени отработки технологий  «Organization Development» на рубеже  50-70 гг. Какой-нибудь «Бизнес в стиле фан» - типичная хорошая упаковка древней идеи. Кстати, на этом примере видна еще и проблема своевременности технологии.  ERP-система не будет работать, если бухгалтер не способен построить технологию своей работы «на бумаге».  То же и с фаном. Хорошо шведам, которые измучены десятилетиями суровой бюрократически организованной, механистически работающей организации. Дай им немного фана – и жизнь пошла. А теперь представьте нашу бизнес-компанию, которая только-только из партизанщины выбирается. Ей бы учиться действовать как регулярная часть – а тут бежит консультант, и кричит «Анархия – мать порядка!»  Управление без фана невозможно!  Заработать консультант на таких криках заработает. Да и компания вряд ли развалится – не такое выдерживала. А вот время может потерять. И если есть кто-то более организованный – то и обгонит на крутом повороте.  

Наиболее интересные проекты. Кратко о последних продуктах и разработках.

Это звучит не оригинально, но наиболее интересные проекты – те, что делаешь сегодня. Потому что есть шанс проверить новые понимания, идеи, ходы и пр.  Последние продукты и разработки – с удовольствием расскажу, это тема отдельного большого разговора.

Место компании на рынке, планы развития, уникальные отличия и технологии.

Место Консалтинг-Центра «ШАГ» на рынке однозначное – это позиционирование в нише. Ниша эта называется «владельческий консалтинг». Умея делать многое, мы в какой-то момент поняли, что мало кто кроме нас понимает реальные проблемы хозяев бизнеса. И мало кто умеет помогать в их решении. К счастью или к сожалению, нише эта достаточно узка. Но мы счастливы, что имеем дело с совершенно уникальными людьми, каждый из которых заслуживает отдельного жизнеописания.

Перспективы развития этого рынка.

Я уже говорил об этом ранее. Если предпринимательство в стране будет развиваться – перспективы есть. Пока этого не происходит. Мы не видим, чтобы за первой волной предпринимателей рубежа 80-90 гг. вставала сколь-нибудь сходная с ней по размеру волна последователей.  Хотя исходно созданный бизнес сегодня продолжает расти,  все более уверенно и масштабно преодолевая миллиардные  барьеры, но количество компаний, новых предпринимателей катастрофически стагнирует, если не сокращается.  Если наша страна удовлетворится  положением большой нефтегазовой олигополии, - что, вообще-то говоря, легче всего осуществить, - то особенно розовых перспектив у своего бизнеса я не вижу.

Кадры: команда, персонал, корпоративная этика и структура.

Кадры в консалтинге действительно решают все. У нас работают уникальные специалисты, суперпрофессионалы,  «спецназ» консалтинга, где один человек может заменить регулярную роту. Растут такие специалисты не один год. Как ни странно, недостатка в желающих работать у нас мы не испытываем. Долго думали – почему это так на фоне дефицита кадров повсюду? – и поняли, что консалтинг – это одно из немногих мест, где еще могут найти себя думающие люди. Наука уже далеко не та, преподавание, университеты тоже сдали в уровне. А здесь – самый что ни на есть передний край.

 Работа организована по проектному принципу: на каждую задачу назначается руководитель проекта, который сам подбирает себе требуемую команду, управляет фондами и пр.  

Этика фирмы проста: мы стремимся не давать ни одного повода для плохих отзывов о себе – ни у клиентов, которые, как правило, активно обмениваются между собой мнениями о нашей работе. Ни у коллег-консультантов. Ни между собой.  В какой-то мере это работает.

 В чем секрет успеха на ваш взгляд?

«Секрет успеха» в наше время однозначно ассоциируется просто с хорошей работой PR-службы. Мы, честно признаюсь, очень поздно поняли, настолько это важно в консалтинге – хорошо отозваться о себе самом и о своей работе. А до этого просто работали на результат, наивно думая, что  «хорошая работа сама себя хвалит». Наверное, не без этого. Только работать 15 лет, пока ваша хорошая работа аукнется – не у каждого терпения хватит.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004814
Rambler's Top100