ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Бакалавриат, или конец бухгалтерского высшего образования!


Я.В. Соколов
Источник: Издательство "Бухгалтерский учет"
Предлагаемая вниманию читателей статья – первый отклик на опубликованную в № 12 статью профессора В. Ф. Палия "О подготовке специалистов по бухгалтерскому учету". Статья продолжает дискуссию по вопросам подготовки квалифицированныхспециалистов по бухгалтерскому учету при введении бакалавриата. Что следует предпринять, чтобы профессия "бухгалтер" осталась в высшей школе и в "номенклатуре наук"?

Люди так уж устроены, что в боль_шинстве случаев все сложные вопросы пытаются решить не перестройка_ ми, а манипуляциями. Вот и в нашем деле в связи с таким подходом уже давно катастрофа ожидается. Как справедливо пишет профессор В. Ф. Палий, бакалавриат станет "предельным упадком бухгалтерской профессии в России".

Катастрофа. В вузах вводятся две ступени обуче ния: бакалавриат и магистратура. На первой ступени в течение четырех лет человек получает общеэкономиче ское образование, а на второй – возможна специали зация. В нашем случае возможна степень магистра по бухгалтерскому учету.

Несколько энергичных людей уже несколько лет бьют в колокола и делают все, чтобы спасти профес сию. Однако многие говорят: "Это не про меня, обой дется". "Без бухгалтеров все равно страна жить не сможет", – думают умные, а самые умные ищут оче редной выход в очередной организационной манипу ляции. Они радуются, что подготовка специалистов по одной из самых массовых профессий выпадает из ба калавриата. А поскольку в магистратуру пойдут не все, то сразу же у многих загораются глазки: "Не взя ться ли мне за обучение или, может быть, еще лучше: не создать ли мне главный центр? У других центры, а у меня – главный".

И вместо отстаивания великих позиций в системе высшего образования предусматривается "свое" обра зование, чтото вроде бухгалтерских курсов, но выдаю щих выпускникам магистерский диплом.

Естественно, что человек, возглавивший такой центр, сможет контролировать всю подготовку кадров по нашей профессии и, естественно, методологию учета и аудита, издание книг и периодической печати. Ну что газеты и журналы! Основное – это повышение квалификации и массовая аттестация всех категорий счетных работников.

Сам главный центр при этом будет разрастаться, воз никнут отделы, секции, советы. Самым важным будет научнометодический, а может быть – научнометодоло гический совет. Он будет решать "творческие задачи".

Среди творческих задач такого центра следует вы делить две: дидактика и учебники.

Дидактика – это то, как учить, какие методики признать хорошими или плохими. Совершенно бессмысленно разрабатывать, а тем бо лее навязывать всем педагогам какуюто совершенную методику. На практике она зависит от двух причин: 1) умения преподавателя и 2) состава учащихся. И основной вывод: мастерство педагога, прежде всего, сводится к пониманию учеников, умению поставить себя на их место. Отсюда и выбор методических прие мов. Если по болонским правилам студенты приобре тают компетенцию, то упор следует сделать на пони Бухгалтерский учет №15 август 2008 5 АКТУАЛЬНАЯ Т ЕМА мании экономикоюридических проблем.

В этом случае не надо знакомить учащихся ни с бланками первичных документов, ни с регистрами, например, журналовор деров, ни с формами бухгалтерской отчетности. Здесь очень важны "проблемные" лекции, семинарские заня тия, обсуждение научной литературы. Как это делать – каждый педагог должен решить сам. В этом случае важно не то, чтобы человек пришел в организацию и начал работать, а то, чтобы он смог разъяснить юридическую и экономическую природу фактов хозяйственной жизни.

Умение рассуждать – вот главное.

Иное дело, если учебное заведение стремится и к тому, чтобы дать студентам квалификацию.

В этом случае необходимо прививать студентам чисто практические навыки. Однако в классе, об этом еще в XV в. писал Б. Котрульи, всему не научишь, и внимание следует сконцентрировать на выработке у учащегося условных рефлексов по методу великих на ших педагогов И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Подразумевается методика по схеме: S _ R (S – стимул, R – реакция). Показывают студенту наряд на работу (S), а он отвечает 25264470 (R), показывают накладную (S) – 411960 (R).

Эту методику широко практиковал замечательный ученый и методист А. М. Галаган. Он спрашивал: "На числена зарплата? Поступили товары? Удержали нало ги? Оприходована выручка?" – и т. д. И студенты от вечали. Чем быстрее и правильнее, тем лучше. И ни каких рассуждений о содержании: какой счет активный, какой пассивный, инвентарный, денежных средств и т. п. Главное – это знание, четкое, правиль ное, мгновенное.

Это и есть обучение квалификации.

Учебники. Часто говорят, что этот центр должен "организовать экспертизу учебников". Предполагается, что какието учебники написаны плохо, а вот если в центре засядет цвет профессии, убеленные сединами профессора, то они разберутся, какой учебник хоро ший, а какой плохой.

Это самое худшее решение проблемы. Вопервых, создается монополия на знания, вовторых, одна школа будет навязывать всем педагогам и студентам только свой взгляд, замалчивая все остальные.

Нам могут возразить, что профессора будут высоко квалифицированные. Однако следует напомнить пропа гандистам добрых слов о высококвалифицированных людях: Платон требовал сжечь Демокрита; Аристофан считал Сократа шарлатаном; Эпикур считал Аристотеля "мотом, который пропил отцово добро и пошел моро чить людей"; самого Эпикура обвиняли в разврате, чре воугодии, невежестве и мотовстве; Руссо называл труды Спинозы опасными бреднями; Вольтер называл Руссо злобным безумцем и утверждал, что тот из корыстных целей уморил свою жену; Шопенгауэр считал Гегеля беспримерным пачкуном глупостей; Ницше считал Кан та гнилым критиком. Но самым вопиющим примером были взаимные отзывы друг о друге И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, особенно первого о втором. И ктото хочет, чтобы такие люди, квалификация которых не вы зывает сомнений, могли оценивать труды друг друга?

Люди науки понимают это и хотят, чтобы во всех ад министративных делах была подлинная свобода, никакой монополии быть не должно. А вот какие учебники педагог будет выбирать для себя, это его частное дело. Автор ста тьи выступает за полную свободу, однако во всяком деле "есть границы, по обе стороны которых лежит ложь".

Можно учить студентов по книгам нобелевских лау реатов, но для комиссии они будут очень плохими, так как не имеют грифа учебника. И еще о границах. В книжных магазинах продаются брошюры с надписью: Шпаргалка. Эти брошюры любят многие преподаватели и просто учащиеся – вырвал лист и зачитал на экзамене. В данном случае речь идет не о методике обучения, а о людях, которым не должно быть места в высшей школе.

Мы должны понять, что создание подобных цент ров монополизирует власть, науку, мышление, обуче ние и финансы. И надо сделать все, чтобы этого не случилось. Вместо этого нужно сделать все, чтобы бухгалтерский учет остался в высшей школе и бакалавриат был специализирован, а в нем было направление: бухгалтерский учет. Многие говорят: "Бакалавр еще не бухгалтер". Правильно, если не бу дет в бакалавриате этого направления, и неправильно, если мечты учетоненавистников сбудутся.

Журнал "Бухгалтерский учет" № 15 2008 г.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004892
Rambler's Top100