ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Обновленный рынок

Интервью с начальником управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Александром Бескровным


Отрасль коллективных инвестиций в настоящее время является, пожалуй, самой динамичной на финансовом рынке России. Внесение поправок в законодательство об инвестиционных фондах в конце 2007 г. потребовало существенной корректировки всей нормативной базы. Текущий год выдался довольно непростым, но в то же время очень плодотворным для Федеральной службы по финансовым рынкам, которой необходимо разработать около 40 нормативных актов, чтобы запустить обновленный механизм функционирования рынка коллективных инвестиций. О том, как продвигается нормотворческая деятельность ФСФР, каковы новые "правила игры" на рынке и каких новаций следует ждать его участникам, мы попросили рассказать начальника управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России Александра Бескровного.

Бескровный Александр, Начальником управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР РоссииКИ: Александр Юрьевич, за последний год законодательство о рынке ценных бумаг в целом и о рынке коллективных инвестиций в частности претерпело существенные изменения: был принят комплекс поправок, стимулирующих более активное и эффективное развитие рынка. Однако, как правило, для достижения необходимых качественных изменений не достаточно реформирования только одной отрасли законодательства. Как Вы считаете, в какие отрасли законодательства необходимо внести изменения, чтобы рынок коллективных инвестиций развивался и рос более эффективно?

А. Б. В результате принятия указанных поправок было законодательно закреплено более гибкое регулирование рынка: разделение инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных позволило рациональнее распределить риски между участниками рынка. Данные поправки также позволяют распространять новые правила доверительного управления на смежные отрасли. Например, НПФы и страховые компании в силу закона признаны квалифицированными инвесторами. Теперь у них появилась возможность размещать пенсионные и страховые резервы в инструменты для квалифицированных инвесторов с учетом ограничений, накладываемых на такое размещение регулятором рынка. Кроме того, отдельные категории ПИФов затрагивают такие отрасли, как строительство (фонды недвижимости), банковское дело (кредитные фонды и фонды денежного рынка), ипотеку (ипотечные фонды) и т. д. От закона мы ожидаем притока новых категорий инвесторов на рынок коллективных инвестиций. ФСФР предложила внесение поправок в законодательство об инвестировании накопительной части трудовой пенсии, касающихся дополнения списка объектов, разрешенных для инвестирования паями ПИФов. Стоит отметить, что положительный опыт в данной области уже существует: приняты поправки, позволяющие размещать средства в инструментах коллективного инвестирования, в Закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Рассматривается возможность разрешения инвестирования в паи ПИФов средств Агентства по страхованию вкладов.

КИ: В соответствии с новым Положением о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов количество категорий фондов было увеличено до 14, в частности, появились абсолютно новые категории фондов: кредитные, рентные, фонды товарного рынка и хедж-фонды. Расскажите, пожалуйста, об особенностях и спецификациях данных категорий фондов.

А. Б. Хедж-фонды и кредитные фонды предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов. При этом хедж-фонды могут быть закрытыми и интервальными, а кредитные — только закрытыми. Хедж-фонды подразумевают самую либеральную инвестиционную декларацию: разрешение размещать средства в самые различные ценные бумаги, в том числе в некотируемые, в финансовые инструменты срочных сделок, в драгоценные металлы, в частности на обезличенных металлических счетах. Также для хедж-фондов предусмотрены самые либеральные требования к структуре активов. Кредитные фонды — фонды, используемые для секьюритизации банковских кредитов, обеспеченных залогом, поручительством или банковской гарантией. Рентные фонды появились в результате выделения из фондов недвижимости, они будут заниматься сдачей в аренду готовой недвижимости, а фонды недвижимости — строительством новых объектов. Причем если строительство ведется с использованием инвестиционных контрактов, то такой фонд предназначен исключительно для квалифицированных инвесторов. Если же строительство ведется на основании договоров долевого участия, фонд будет доступен и розничным пайщикам. Фонды товарного рынка — это фонды, преимущественно инвестирующие в финансовые инструменты срочного рынка, базовым активом которых является биржевой товар. Данная категория фондов может быть предназначена как для квалифицированных, так и для неквалифицированных инвесторов.

КИ: Как Вы считаете, какие фонды будут пользоваться наибольшей популярностью у инвесторов?

А. Б. Сегодня, если оценивать по количеству фондов, наибольшей популярностью пользуются фонды недвижимости. Мы ожидаем, что также будут востребованы хедж-фонды и фонды товарного рынка. Большой интерес участники рынка проявляли к фондам, имеющим возможность инвестировать средства в иностранные финансовые инструменты, это могут быть фонды акций, облигаций, смешанных инвестиций. В связи с активной деятельностью государства по развитию венчурного инвестирования будут активно развиваться и венчурные фонды.

КИ: Расширение возможностей управляющих по использованию инструментов срочного и товарного рынков позволяет им более эффективно управлять средствами инвесторов, диверсифицировать риски. Вместе с тем ряд управляющих в прошлом сталкивались с определенными трудностями при использовании подобных инструментов: далеко не все специализированные депозитарии умеют корректно их учитывать. Это может привести к негативным последствиям как для управляющих компаний, так и для пайщиков фондов. Планирует ли ФСФР разрабатывать какие-либо стандарты, правила по учету таких инструментов, проводить семинары для участников рынка?

А. Б. Мы проводим семинары, на которых в том числе рассматриваются вопросы по срочному рынку. Управляющие компании вправе в соответствии с требованиями об ограничении рисков, закрепленными нормативными актами ФСФР, совершать операции с инструментами срочного рынка. Таким образом, главным условием использования инструментов срочного рынка в фондах, предназначенных для неквалифицированных инвесторов, является именно разумное ограничение рисков. Фонды же для квалифицированных инвесторов смогут совершать с такими инструментами спекулятивные операции.

КИ: Законодательное отнесение ряда фондов к фондам для квалифицированных инвесторов в настоящее время породило определенные трудности: среди инвесторов таких фондов, зарегистрированных до принятия поправок в законодательство, есть пайщики, не подпадающие под эту категорию. Что их ожидает и какова дальнейшая судьба таких фондов?

А. Б. Категории фондов, отнесенные нормативным актом ФСФР к фондам для квалифицированных инвесторов, — фонды прямых инвестиций, венчурные, кредитные и хедж-фонды, а также фонды недвижимости, инвестиционной декларацией которых предусмотрено использование инвестиционных контрактов. Перечисленные фонды должны внести соответствующие изменения в свои правила. Что же касается пайщиков таких фондов, не являющихся квалифицированными инвесторами, закон не запрещает им владеть паями этих фондов. Более того, они могут получить паи фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, в результате универсального правопреемства, например по наследству. При этом "неквалифицированные" пайщики также имеют право голосовать на общем собрании пайщиков фонда. Однако для них существуют определенные лимиты по распоряжению ограниченными в обороте паями: продать эти паи инвестор может исключительно через брокера и только квалифицированному инвестору. Фонды, не отнесенные законом к фондам только для квалифицированных инвесторов, такие как фонды акций и рентные фонды, выносят вопрос о переквалификации фонда в фонд для квалифицированных инвесторов на общее собрание пайщиков, где квалифицированным большинством принимается решение о том, как в дальнейшем будет работать фонд. В случае если принимается решение о превращении данного фонда в фонд, паи которого ограничены в обороте, у пайщиков, голосовавших против такого решения, появляется возможность предъявить свои паи к выкупу.

КИ: Когда ожидается принятие новых типовых правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами?

А. Б. Сейчас разработанные нами типовые правила проходят согласование в различных ведомствах. В то же время уже сегодня есть возможность зарегистрировать новые правила доверительного управления.

КИ: Какие трудности могут возникнуть при регистрации правил доверительного управления новых категорий фондов?

А. Б. Безусловно, определенные трудности возникать будут, поскольку разработан новый нормативный документ, введены новые термины и требования. Сначала будет немного сложно, нужно время, чтобы рынок принял и понял эти изменения, освоил их.

КИ: В рамках реформирования законодательства о рынке ценных бумаг также предусматривается создание системы компенсаций для инвесторов. На какой стадии находится соответствующий нормативный акт, в какие сроки планируется создание этой системы и как она будет функционировать?

А. Б. Введение системы компенсаций на рынке ценных бумаг было предусмотрено еще планом законотворческой деятельности Стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 гг. В соответствии с поручением Правительства РФ осенью этого года мы должны представить согласованную концепцию данного закона ("О компенсациях физическим лицам на финансовых рынках"). Система будет распространяться на физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, в отношении их личных денежных средств, переданных брокеру, доверительному управляющему, в негосударственный пенсионный фонд, ПИФ. По сути, система компенсаций гражданам на финансовом рынке является аналогом системы страхования банковских вкладов. Предполагается создание специализированной организации, аналогичной Агентству по страхованию вкладов, которая при наступлении страхового случая приобретает права требования у физических лиц — клиентов профучастника. Таким образом, физическое лицо, которому был причинен ущерб, получает денежные средства, а организация становится главным кредитором и может требовать у оператора рынка возврата денежных средств. Страховым случаем, при наступлении которого физическому лицу полагается выплата компенсации, будет являться, например, аннулирование лицензии участника рынка ценных бумаг. Таким образом, система компенсаций направлена на защиту населения от нерыночных рисков на фондовом рынке.

КИ: Расширение перечня инструментов для инвестирования средств паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов требует более качественной системы управления рисками. Планируется ли разработка новых стандартов, требований к данной системе?

А. Б. В настоящее время нами разрабатывается нормативный акт о рисках. Он содержит в себе конкретные формулы для расчета рисков и распределяет обязанности по их расчету между биржей, специализированным депозитарием и управляющей компанией.

КИ: Поправки в законодательство, принятые в конце 2007 — начале 2008 г. также затронули систему контроля над участниками рынка коллективных инвестиций. Как это отразилось на рынке и его участниках?

А. Б. Мы считаем, что новая процедура лицензирования участников рынка ценных бумаг, когда регулирующий орган выдает лицензию участникам рынка и имеет возможность ее аннулировать, в комплексе с остальными изменениями законодательства делает процедуру лицензирования более гибкой и прозрачной. Появилась возможность приостанавливать не всю лицензию, а некоторые виды операций. Исчерпывающий перечень оснований для аннулирования лицензии изложен в законе, это дисциплинирует как участников рынка, так и регулятора.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005027
Rambler's Top100