![]() |
Секьюритизация по-американски, или С какими иллюзиями нам придется расстаться? Астраханцева Мария, Лещинский Марат Источник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг" В настоящее время наблюдается высокая нестабильность и волатильность финансовых рынков. Упоминания о финансовой стабильности исчезли из СМИ и научных изданий год назад. Анализ показывает, что большинство исследователей избегают применения термина "финансовая стабильность" по отношению к финансовому рынку, акцентируя в большей степени свое внимание на факторах, его дестабилизирующих. На основании этого обстоятельства можно сделать вывод, что стабильной в их понимании является всякая система, находящаяся в состоянии покоя или бездействия. Однако появление секьюритизации изменило сложившийся уклад вещей.
Интерес научного сообщества к данной технике финансирования способствовал опубликованию множества работ, посвященных роли секьюритизации в стабилизации финансовых показателей отдельно взятых финансовых институтов, и раскрытию других ее преимуществ. Однако роль секьюритизации в ряде локальных кризисов, имевших место в американской экономике начиная с середины 1990-х гг., в частности нашумевшее банкротство компании "Энрон" и американский ипотечный кризис, подтолкнула исследователей к более глубокому изучению секьюритизации активов и ее влияния на стабильность финансового рынка. На межгосударственном уровне это вылилось, прежде всего, в разработку надзорных положений по структурированным финансам, например, в рамках Базеля II. Профессор Стивен Шварц обозначил новый этап в истории секьюритизации как "Секьюритизация после "Энрона""1. Вместе с тем С. Шварц отмечает, что существует значительное различие между сделками "Энрона" и классической секьюритизацией, несмотря на видимое сходство. Обычно компании используют секьюритизацию для привлечения дешевого финансирования путем устранения посредников между компанией и рынком капиталов; в случае с "Энроном" было создано спецюрлицо в целях манипулирования финансовой отчетностью. Тем не менее после краха компании у инвесторов возникло множество вопросов как к аудиторским компаниям, так и к рейтинговым агентствам. Американский кризис низкокачественных ипотечных кредитов отдельные эксперты склонны считать серьезным тестом для "величайшей финансовой инновации" прошлого столетия. С нашей точки зрения, оправданно будет ввести новый этап в развитии секьюритизации активов - "секьюритизация после американского ипотечного кризиса", который будет охарактеризован более трезвым отношением к рискам, связанным с данной техникой финансирования. Природа кризиса Как известно, факторами, непосредственно спровоцировавшими кризис низкокачественных ипотечных кредитов, явились падение цен на американском рынке недвижимости и рост процентных ставок на ипотечные кредиты, по которым заемщики планировали их последующее рефинансирование на более выгодных условиях. Изменение конъюнктуры на рынке недвижимости сыграло против планов большого количества заемщиков, вследствие чего рефинансирование значительно усложнилось и по стране прокатилась волна неплатежей. Так, в течение 2007 г. почти 1,3 млн американских объектов недвижимости находились в процессе лишения должника права выкупа заложенного имущества по ипотечным кредитам, что превысило показатель предыдущего года на 79%2. С проблемами с просрочками или полным неисполнением обязательств столкнулись кредиторы, инвестиционные банки, страховщики и, наконец, инвесторы. В связи со сложившейся кризисной ситуацией интересен прогноз известного экономиста Х. Мински, представленный им в 1987 г. в работе по американскому рынку недвижимости и ипотечной секьюритизации. Профессор Р. Врэй3, эксперт в области денежной политики, приводит доказательства того, что автор гипотезы финансовой нестабильности явился предвестником разразившегося кризиса почти за 20 лет до его начала. Также на это обстоятельство, в частности, указывают Ч. Уален4 и Д. Магнус5. Модель Мински по трансформации финансовой структуры представлена в табл. 1. Левый столбец включает стадии его модели, сформулированные Мартином Вулфом. Правый столбец содержит иллюстрацию данной модели на примере ипотечного кризиса. Многие наши современники, в том числе действующий председатель ФРС Б. Бернарке, в своих работах называли современное состояние экономики "великой стабильностью". Еще несколько лет назад это казалось вполне справедливым.
Переход финансовой системы в нестабильное состояние и "хрупкость" финансовых рынков остались незамеченными на фоне роста цен на недвижимость, бума низкокачественных ипотечных кредитов и выпусков обеспеченных ими ценных бумаг. Кризис показал, что, помимо некоторых преимуществ, современная модель финансовых рынков имеет и обратную сторону. Так, глобализация позволила кризису распространиться далеко за пределы США. Несмотря на сложные эконометрические модели, применяемые для прогнозирования поведения секьюритизируемых активов, риски оказались недооцененными. Неограниченный рост комиссионных доходов оригинаторов и брокеров за счет бесконтрольного расширения объемов ипотечных кредитов привел к снижению качества активов. Среди основных характеристик сложившейся кризисной ситуации на финансовых рынках - недоверие инвесторов к финансовым инструментам/рейтингам, отсутствие ликвидности и высокая волатильность цен. Ряд финансистов, например Р. Врэй, Т. Боери и Л. Гуизо, главную причину разразившегося кризиса усматривают в механизме секьюритизации финансовых активов как таковом, а высокого спроса американских банков на использование данной техники финансирования - в реформе денежной политики, проведенной Федеральной резервной системой. С точки зрения авторов, подвергать сомнению жизнеспособность механизма секьюритизации и видеть в самой финансовой инновации основную причину возникших проблем пока преждевременно, вместе с тем необходимость переоценки рисков, связанных с секьюритизацией активов, очевидна. Что касается реформы в денежной политике, то, действительно, стимулирование развития фондового рынка было целенаправленным. Исторический ракурс В конце 1970-х гг. в банковской системе США ощущался дефицит долгосрочных средств на депозитах, что было спровоцировано действиями ФРС, повысившей в 1979 г. до 20% учетную ставку для ослабления давления инфляции на экономику. Ключевым фактором в этой борьбе должен был стать переток денежных средств с банковских счетов на рынки капиталов, что в итоге и было достигнуто6. Поскольку это было вызвано изменившимися приоритетами вкладчиков, у которых появился стимул искать более доходные и, соответственно, более рисковые источники инвестиций, банки отказались от традиционного принципа ведения бизнеса, введенного еще в рамках Нового курса Рузвельта: "Плати 3% по депозитам, получай 6% по ипотечным кредитам". Помимо увеличения ставки рефинансирования, как отмечает К. Хилл7, несколько позже были приняты законы8, вошедшие позднее в состав так называемого Регулирования Q (Regulation Q), установившего порядок ценообразования для традиционных банковских услуг, преимущественно ставок привлечения депозитов. Таким образом, были окончательно нивелированы и без того скромные конкурентные преимущества ссудосберегательных институтов перед инвестиционными фондами и страховыми компаниями. Возникший в результате применения указанных мер дефицит ликвидности способствовал концентрации внимания коммерческих банков на фондовом рынке, на который согласно Закону Гласа-Стиголла они прямого доступа не имели вплоть до 1999 г. Таким образом, рассмотренные выше изменения в регулировании банковской деятельности изменили устои коммерческого банкинга, стимулируя развитие секьюритизации. Д. Мински еще в 1987 г. писал о значении секьюритизации, что она явилась одним из катализаторов и частью процесса глобализации финансов и привела к снижению значения коммерческих банков, привлекающих депозиты и предоставляющих кредиты, в пользу фондового рынка. Так, доля банков в совокупных финансовых активах упала с 50% в 1950-х гг. до 25% в 1990-х гг.9. В настоящее время многие экономисты10 одной из причин последнего кризиса называют политику низкой учетной ставки, проведенной главой ФРС А. Гринспэном в 2001-2004 гг. Как отмечают итальянские исследователи Т. Боери и Л. Гуизо, краткосрочная ставка рефинансирования была снижена до 1%, что явилось самым низким ее показателем за последние 50 лет11. Это снижение было направлено на предотвращение рецессии экономики США после событий 11 сентября 2001 г. В результате новой денежной политики рентабельность банковского сектора резко упала. Изменение учетной ставки дважды в конце 1970-х гг. и в самом начале XXI в. спровоцировали отток денежных средств на депозитах в сберегательных институтах. Для удержания оставшихся вкладчиков и стимуляции притока новых банки были вынуждены поднимать свои ставки по вкладам, что не сделало депозиты более привлекательными объектами инвестиций в глазах инвесторов. Вместе с тем не было объективных возможностей по повышению ставок кредитования, особенно по стандартным ипотечным (conventional) кредитам. При наличии расходов на резервирование, а также на обслуживание заемщиков объективных условий для повышения рентабельности банков не наблюдалось. Коммерческие банки, интегрировавшие в свой бизнес-процесс механизм секьюритизации, перепрофилировали свои доходы от кредитной деятельности с процентных в комиссионные, снизив процентные ставки на кредиты с плавающей ставкой и увеличив объемы секьюритизации кредитов. Как справедливо было отмечено С. Шварцем12, признанным исследователем в данной области и, возможно, главным оптимистом, секьюритизация активов является эффективным источником финансирования при условии, что имеет альтернативные источники фондирования, т. е. выступает в качестве альтернативы. Отчасти нарушение данного принципа послужило причиной возникновения "финансовой хрупкости" по Д. Мински, поскольку у американских коммерческих банков с применением секьюритизации сложилась специфическая система использования привлеченных денежных ресурсов, которую можно сравнить с перевернутой пирамидой. По мнению профессора Я. Крегеля, ключевую роль катализатора для "хрупкой" финансовой системы сыграло "хищническое кредитование"13. Общее стремление банков и ипотечных брокеров к получению как можно больших комиссионных сделало главной целью их функционирования предоставление как можно большего количества ипотечных кредитов сомнительного качества14. С наибольшими комиссионными доходами для оригинаторов и ипотечных брокеров были связаны нестандартные ипотечные кредиты, что стимулировало различных финансовых посредников предлагать все более доступные кредитные продукты, вследствие чего возросла доля ценных бумаг, обеспеченных низкокачественными кредитами. Еще Д. Мински заметил, что для многих низкокачественных заемщиков нет такой процентной ставки, которая компенсировала бы кредитный риск, так как чем выше запрашиваемая ставка, тем больше вероятность дефолта. Категория "низкокачественные кредиты" является собирательной для большого количества разновидностей ипотечных кредитов, предусматривающих более низкие по сравнению со стандартными требования к потенциальным заемщикам, а также не имеющих заданных ограничений по максимальной сумме кредита. Речь прежде всего идет о появившихся в течение последнего десятилетия гибридных кредитах с изменяемой процентной ставкой, предполагающих сочетание плавающей процентной ставки c фиксированной, разделяемых определенным первоначальным периодом, например 3 годами. Для потенциального заемщика подобные ссуды привлекательны низкой процентной ставкой, сохраняющейся в течение первоначального срока, после чего происходит ее замена на плавающую ставку. На основе низкокачественных ипотечных кредитов выпускались ценные бумаги, которые траншировались в соответствии с требованиями инвесторов к риску и доходности. Старшие транши получали платежи в первую очередь, младшие - после погашения старших. Младшие транши обычно покупали хедж-фонды. Рост секьюритизации привел к грандиозному росту доли заемных средств (соотношение заемных и собственных средств в сделках по секьюритизации составляло 1:15)15. Такой механизм работал до тех пор, пока ценные бумаги были ликвидными и вполне обеспеченными. Однако убытки по низкокачественным кредитам стали превышать ожидания, и цены на ипотечные ценные бумаги начали падать. Сброс ценных бумаг инвесторами усилил понижательную тенденцию финансовых рынков. В отчете Банка Англии за 2007 г. указывается, что "потери от ипотечных ценных бумаг стали катализатором потери уверенности во всех структурированных кредитных продуктах и рейтинговых агентствах". Разочарование инвесторов в рейтинговых агентствах было связано с запоздалым понижением рейтингов ценных бумаг, обеспеченных низкокачественными кредитами. Итоги кризиса показали, что значительная опасность заключается в использовании исторических статистических данных, которые по причине относительной молодости низкокачественных кредитов не являются достаточным основанием для построения адекватных прогнозов16. После осознания того, что ипотечные и другие ценные бумаги, обеспеченные активами, более рискованны, чем считалось ранее, рейтинговые агентства снизили рейтинги страховых компаний, гарантировавших выплаты по структурированным ценным бумагам. Сомнения в способности страховщиков выполнить обязательства по предоставленным гарантиям означали необходимость нового снижения рейтингов ипотечных ценных бумаг. Круг замкнулся. С одной стороны, действительно, методики рейтинговых агентств не смогли дать адекватную оценку кредитных рисков, связанных с низкокачественными ипотечными кредитами, и требуют соответствующих корректировок. С другой стороны, риски, связанные с ценными бумагами, обеспеченными активами, включают более широкий перечень рисков, кроме кредитного. Даже при оценке кредитного риска очевидно, что для принятия инвестиционных решений использование лишь мнения рейтинговых агентств недостаточно. Изменение ситуации с рейтингами в лучшую сторону в отношении как доверия инвесторов, так и качества оценки кредитных рисков - сложная задача, не предполагающая сиюминутного решения17. Основываясь на общей совокупности проблем, связанных с деятельностью рейтинговых агентств, отдельные экономисты, например К. Хилл, высказываются за необходимость введения регулирования этого вида деятельности18, что беспрецедентно для либерального американского финансового рынка. С нашей точки зрения, важную роль в процессе улучшения ситуации на рынке секьюритизации должна сыграть внутренняя работа над ошибками самих агентств в плане пересмотра своих методик, что в большей мере соответствовало бы традициям американского финансового рынка и специфике работы данных институтов, главным активом которых является их собственная репутация. Судя по всему, агентства уже начали работу над ошибками. Так, в детальном анализе выборки, состоящей из 45 низкокачественных кредитов, агентство Fitch практически в каждом случае кредитования обнаружило наличие мошенничества или искаженного представления информации. В большинстве случаев мошенничество "могло быть обнаружено при адекватном андеррайтинге и внутреннем контроле"19. В сентябре 2007 г. агентство Moody`s выпустило специальный отчет с перечнем мер, направленных на улучшение процесса рейтингования ценных бумаг, обеспеченных низкокачественными ипотечными кредитами. В отчете говорится о необходимости дополнительной проверки независимыми сторонами достоверности информации, предоставляемой заемщиками, оценщиками и брокерами, а также возложения ответственности на таких участников сделок, как доверительные управляющие (trustee), основные агенты, обслуживающие мониторинг заявлений и гарантий, предоставляемых оригинаторами и эмитентами ипотечных ценных бумаг, обеспеченных активами. Кроме того, обслуживающие агенты должны ежемесячно предоставлять информацию на уровне отдельных кредитов по всем сделкам секьюритизации ипотечных активов. Пойдет ли нам на пользу урок? Крушение инвестиционного банка Bear Stearns, огромные убытки других банков, банкротства множества оригинаторов и плачевная ситуация неплатежеспособных заемщиков свидетельствуют о необходимости переосмысления применяемых ранее финансовых технологий. И в этом ключе решение вопроса о том, что делать дальше, гораздо более необходимо по сравнению с привычным поиском виновных. Практики и теоретики секьюритизации из различных стран предлагают различные меры. Так, американские юристы М. Адельсон и Д. Джейкоб предлагают запретить кредиты с LTV, превышающим 90%, за исключением кредитов, гарантированных государством, а также ограничить кредиты с LTV более 80%20. А. Поллок из Американского института предпринимательства в области исследований социальной политики считает, что организаторы сделок должны гарантировать качество пулов кредитов, как это делают квазигосударственные агентства "Фэнни Мэй" и "Фрэдди Мак"21. Некоторые участники рынка настаивают на вводе жестких ограничительных требований к оригинаторам и брокерам. В известной книге Х. Бэра приводится пример французской банковской системы, где банковским регулятором предписывается использование в сделках секьюритизации активов исключительно высокого качества. Соответственно, опасения относительно возможного ухудшения качества остающихся у банков активов считаются беспочвенными23. На наш взгляд, на современном рынке банковских услуг имеют право на жизнь любые ипотечные продукты, востребованные потребителями, однако при секьюритизации должны быть установлены жесткие требования к организаторам сделок по раскрытию информации о структуре сделки и качестве активов. Предлагаемые некоторыми исследователями ограничения отдельных кредитных продуктов, создаваемых государством, как отмечают Аллен и Херринг24, не только ограничили бы возможности рынка по удовлетворению нужд потребителей, но и были бы малоэффективны с точки зрения защиты от системных рисков. Важную роль для предотвращения будущих кризисов могут сыграть меры по борьбе с "хищническим кредитованием", социальные издержки от последствий которого чрезмерно высоки. Для борьбы с этим явлением американский конгресс предложил меры косвенного характера, и в первую очередь повышение лицензионных требований к ипотечным оригинаторам. Также ряд исследователей возникшего кризиса в качестве эффективных мер назвали разработку и внедрение новых стандартов оценки заемщиков25, что позволит говорить как о стандартных не только о гарантируемых кредитах, но и так называемых subprime. Наконец, необходимо совершенствование регулирования в области секьюритизации в части управления ликвидностью и рисками финансовых институтов, являющихся участниками указанного рынка. Так, Управление финансовыми услугами Великобритании (FSA) и Управление контролера денежного обращения США (OCC) в целях развития банковского надзора в области структурированных финансов обозначили следующие меры:
Указанные ведомства также рекомендовали банкам:
В заключение хотелось бы отметить, что при наличии правового обеспечения, подразумевающего оптимальный порядок регулирования отношений между эмитентами ценных бумаг, обеспеченных активами, и инвесторами, надзор должен быть сосредоточен не только на финансовых институтах, участвующих в сделках по секьюритизации, но и на процессах оборота обязательств между ними. По этой причине, на наш взгляд, в практику финансовых регуляторов необходимо включить следующие принципы:
Примечание 1 Schwarcz S. L. Securitization Post-Enron (May 2003). Cardozo Law Review Symposium Issue on "Threats to Asset-Based Finance". 2003. Vol. 25. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=386601 or DOI: 10.2139/ssrn.386601
![]() Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005031
![]() |
![]() |