ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Основы блогосферологии



Источник: E-xecutive
В последнее время Web 2.0 превращается из просто модной темы в обязательную составляющую интернет-коммуникаций. Что стоит за магическими буквосочетаниями Web 2.0 и UGC, и как это на самом деле работает, признанный эксперт интернет-бизнеса Антон Носик рассказал в выступлении, которое публикует E-xecutive.

Основы блогосферологииЛекция бывшего руководителя службы блогов компании SUP Антона Носика для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет технологий» на тему «Основы блогосферологии». на тему «Основы блогосферологии».

Понятие Web 2.0 становится все более популярным в интернете. В последнее время в него вкладывают оттенок чего-то революционного, нового, перспективного и солидного, противопоставляя «традиционному» Web 1.0. Не менее часто в сочетании с Web 2.0 используют загадочную для многих рядовых интернет-пользователей аббревиатуру UGC, позиционируя ее как некий базовый инновационный принцип реорганизации глобальной сети. О том, что такое Web 2.0, UGC, принципах и особенностях их функционирования и о своем видении их прошлого, настоящего и будущего рассказал на лекции в Государственном университете управления Антон Носик.

Носик с самого начала подчеркнул, что считает слушателей курсов профессионально разбирающимися в области функционирования сети интернет: «Мне бы не хотелось ломить в открытые двери и объяснять вам очевидные вещи» – заметил он. – «Я рассчитываю на высокий уровень подготовки аудитории».

Антон Носик о базовых понятиях интернета и истории их развития. «UGC (User Generated Content) – сгенерированный пользователем контент, понятие, тесно связано с Web 2.0. Термин Web 2.0 стал модным после статьи Тима О`Рейли «Что такое Веб 2.0». Не существует двух людей, у которых были бы одинаковые представления о Web 2.0. Хотя принципиальное различие Web 2.0 становится хорошо понятным из сути Web 1.0 - в этом случае у нас есть некий ящик и миллионы пользователей, на которых выливается информация из этого ящика. Это как телевизор – сам пользователь, по сути, не может ничего сказать. Это сайты СМИ, интернет-каталоги, тематические сайты. Существует человек, который создает и наполняет информацией этот ящик, и пользователи, которые в формировании контента сайта не участвуют. В модели же Web 2.0 ящик превращается в платформу, на которой пользователи могут взаимодействовать между собой, оказывать друг другу информационные услуги. Сам сайт не производит в этом случае своего собственного контента, является просто «скелетом», на который пользователи наращивают информационное «мясо».

В чем же сложность понятия? О`Рейли ставил вопрос о Web 2.0 шире – он описывал не только то место, где пользователи взаимодействуют. Он включал туда, к примеру, и Amazon, который не является местом, в котором пользователь размещает свой контент. Как же запихать подобные сайты в одну корзинку с сайтами, где контент формируется пользователями? Что в них такого Web 2.0-го? Когда люди делают покупки или даже просто просматривают страницы с описанием товаров, информация об этом является самоценной. Таким образом, по особенностям поведения миллионов пользователей вы можете понять закономерности, которые в дальнейшем можно использовать как рекомендаций другим пользователям».

О коллаборативных сервисах и социальных сетях. «Есть сервисы, на которых люди ничего не создают, а просто фиксируют свои паспортные данные: Одноклассники, ВКонтакте, Мамба. Здесь нет интересной другим пользователям информации – это просто совокупность личных карточек. То есть это не UGC. Что важно понимать про начавшийся бум социальных сетей? Вернемся на пару лет назад, когда пользователи считали, что блоги – это невероятно круто. В России уже давно существует ресурс iXBT, посвященный компьютерному железу и притягивающий большие рекламные бюджеты. Если мы посмотрим на этот сайт сегодня, мы обнаружим, что это успешный технологический блог. Но ни в 1995 году, когда этот ресурс только появился, ни в 2006 году на пике популярности блогов никто и не заметил, что iXBT является, по сути, блогом. То же самое и с социальными сетями. Они были и раньше, просто раньше не было моды на этот термин, а сейчас она появилась. Такая же ситуация, к примеру, с термином «портал». В какой-то момент порталом начали назвать чуть ли не каждый сайт, даже сайты с описанием аквариумных рыбок».

О блогосфере. «Что такое блог? Что ассоциируется с этим понятием? Одно из двух: либо средство социальной интерации, либо определенный дневник, пользующийся популярностью и имеющий признаки медийности и большой медийный резонанс.

Коснулся Носик и вопроса о текущем состоянии блогосферы в Рунете. «Yandex – удобный инструмент для исследования блогосферы» – отметил он. – «По статистике Yandex в России сейчас 5,5 миллионов дневников в блогах. Однако в последнее время часто возникают утверждения об упадке блогосферы. Когда мы говорим об упадке блогосферы, мы имеем в виду тот факт, что блоги как таковые это процесс, занятие человека, которое не является абсолютно нужным и полезным. Поэтому часто пользователь, зарегистрировав блог, оставляет одно-два сообщения и забывает о нем. Это естественный процесс. Наблюдается тенденция, когда растет номинальное число зарегистрированных блогов, а количество «живых» пользователей уменьшается. Использование блогов в качестве выхлопа своей жизнедеятельности в виде ежедневного самоописания своего существования более успешно реализуется в социальных сетях, блоги тут не являются эффективным инструментом. Зато социальные сети не подойдут тебе, если ты выдающийся мыслитель. В блогосфере происходят естественные процессы: рост числа нормальных писателей, читателей и уменьшение числа неинтересных авторов. Среднестатической же 22-летней девушки, выведенной согласно статистике, нет ни в первой десятке, ни в первой сотне, ни в первой тысяче самых читаемых авторов. Поэтому на самом деле все нынешние попытки усреднить блогосферу не являются репрезентативными. Надо исследовать живую блогосферу, отсекая те блоги, которые никто не читает».

Носик также ответил на вопросы аудитории:

- Можно ли назвать ЖЖ журналом, который создается тысячами редакторов?

- Это одна из ипостасей ЖЖ, которая отвечает за 40 процентов его трафика. А оставшиеся 60 процентов трафика – разнообразная социальная жизнь, направленная на самую разную деятельность. Здесь редакторы не важны.

- Сколько реальных денег в блогосфере и как в ней можно заработать?

- Нисколько. Деньги появляются лишь при монетизации идей. Кто собирается получать деньги в ЖЖ, должен придумать, как это можно сделать. Эта среда не придумывалась для зарабатывания и размещения рекламы.

- Есть ли у вас рекомендации, что делать новому проекту для формирования UGC?

- Очень просто. Есть причины, по которым пользователи создают контент - заработать, прославиться и от нечего делать. Заставить пользователей работать по третьей причине – это искусство. Им владеет, к примеру, Артемий Лебедев. А вот предложить деньги или славу – это более доступный путь.

- Традиционные вещи: форум, гостевые книги – есть ли в них сейчас смысл?

- Это зависит от ваших целей. Прикрутить форум – не проблема. Если у вас есть что обсуждать с пользователями – прикручивайте.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005204
Rambler's Top100