ЧОУ Институт проблем предпринимательства

А отсюда вытекает…


Константин Фрумкин
Источник: Еженедельник "Компания"

Стало ясно, куда пропадают те огромные деньги, которые бюджет и Центробанк выделяют на борьбу с последствиями финансового кризиса. По оценке главы ЦБ Сергея Игнатьева, за октябрь из России вывезено около $50 млрд.

Между тем, по статистике ЦБ, частный сектор даже в худшие времена не вывозил из страны более $25 млрд в год. Но теперь-то деньги есть! По подсчетам компании ФБК, на 10 ноября из всех источников на борьбу с кризисом было выделено около $122 млрд (а обещано – $222 млрд). «Если, с одной стороны, банки могут получать дешевые деньги, а с другой стороны, национальная валюта сильно ослабевает, то, естественно, я на эти деньги буду пытаться купить доллары. И я буду совсем спокоен за эти доллары, если они лежат на зарубежных счетах, – комментирует ситуацию директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Было очевидно, что все так и случится. Но, к сожалению, на высоком уровне к этим выводам пришли только после того, как у нас значительно «усохли» международные резервы ЦБ и опустился курс национальной валюты».

На фоне роста госрасходов в России началось настоящее бегство от рубля. Начинаешь подозревать, что именно крупнейшие получатели госпомощи – то есть крупные госбанки – и были основным «драйвером» оттока. Тем более что из регионов часто раздаются голоса, что до местных банков госпомощь не дошла. «Однозначно можно сказать, что госбанки, которым было поручено «спасение», оказались в совершенно несвойственной для себя роли, – говорит директор практики финансового консультирования группы «БДО Юникон» Андрей Суслов. – Вал заявок вместе с неопределенностью команды относительно того, кого именно спасать, привели к перегрузке. Предосторожность и медлительность в рассмотрении и выдаче, неопределенность критериев могли привести к концентрации избыточной ликвидности. На что она потрачена, если потрачена, – это другой вопрос. Нередки случаи, когда эти средства доступны не в самих госбанках, а через их контрагентов и партнеров».

Теоретически Центробанк может воспользоваться для борьбы с оттоком капитала предусмотренными законом средствами валютного контроля – например, так называемым режимом особого счета. Но, как отмечает Игорь Николаев, «если мы совсем недавно и с помпой говорили о либерализации валютного рынка, и у всех это свежо в памяти – трудно пойти на попятный». Поэтому правительство обещает куда более прогрессивные меры – привлечь к контролю за капиталом силовые ведомства. Кстати, еще летом собирались привлечь Генпрокуратуру для борьбы с инфляцией. «Из-за оттока капитала снизятся инвестиции, а это оказывает прямое влияние на темпы экономического роста, – считает Игорь Николаев. – Тенденция затухания темпов роста, которая пока только обозначилась, станет реальной и однозначной». «Последствия оттока капитала, вероятнее всего, негативные. Снижение темпов роста экономики и ВВП, – соглашается Андрей Суслов. – Иногда это называют опасностью рецессии. Пострадают в первую очередь малый и средний бизнес, в большей степени зависящий от привлеченного капитала».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005323
Rambler's Top100