ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Санкционируем расходы в 2009 году


Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н утвержден новый Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств. Нововведения комментирует Елена Анатольевна КОРОЛЬ, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, главный казначей УФК по Хабаровскому краю, к. э. н.

Новшества были необходимы

До подписания приказа № 87н отдельного документа, в котором был бы установлен порядок санкционирования расходов, не существовало.
Органы казначейства и учреждения выполняли требования нескольких инструкций Минфина России. В первую очередь речь идет об Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н.

Новый Порядок разработан на основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса РФ и устанавливает единый порядок санкционирования Казначейством России и территориальными органами Федерального казначейства (ОФК) оплаты денежных обязательств.

Причем это как обязательства получателей средств федерального бюджета (далее — получатели), так и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — администраторы), лицевые счета которых открыты в органах казначейства.

Отметим, что Порядок вступает в действие с 2009 года, за исключением отдельных положений.

Так, до 1 января 2010 года санкционирование оплаты денежных обязательств получателей по госконтрактам или договорам аренды территориальный ОФК будет проводить по-старому. Так, если одно обязательство вытекает из другого, то проверять соответствие сведений о них друг другу не станут.

В чем заключаются новации

Проанализируем положения нового Порядка.

Для выполнения кассового расхода подают заявку

В 2009 году для оплаты денежных обязательств учреждения должны будут представлять в ОФК по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег (далее — Заявка). Также необходимо представить документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Порядком предусмотрено два варианта представления Заявки — в электронном виде и на бумажном носителе.

При наличии электронного документооборота между учреждениями и ОФК Заявка представляется в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). При отсутствии — Заявку подают на бумажном носителе с одновременным представлением документа на машинном носителе (например, на дискете).

Казначейство контролирует правильность заполнения документов

Первоначально специалисты ОФК проверяют правильность формирования Заявки на кассовый расход. Для того чтобы верно оформить документ, необходимо знать, на что чиновники обращают внимание.
Итак, специалисты ОФК контролируют:

  • наличие в представленной Заявке реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом;
  • соответствие реквизитов Заявки друг другу, реестровым записям в Сводном реестре и иным сведениям, имеющимся в органах казначейства (например, номер лицевого счета, номер бюджетного обязательства и т. д.).
  • Кроме того, проверяют наличие всех подтверждающих документов.
  • При приеме Заявки на кассовый расход на бумажном носителе проверяют:
  • соответствие формы представленной Заявки установленной форме;
  • наличие подписи руководителя и главного бухгалтера учреждения (уполномоченных руководителем лиц), а также соответствие подписей образцам, имеющимся в карточке образцов подписей.

В представленной Заявке не должно быть исправлений.

В случае несоответствия Заявки и прилагаемых к ней документов вышеперечисленным требованиям уполномоченное лицо ОФК регистрирует представленную Заявку в Журнале регистрации неисполненных документов. Затем документ возвращают отправителю.

При положительном результате проверки специалисты органов казначейства переходят к проверке документов, представленных для санкционирования оплаты денежных обязательств.

Обязательства должны быть подтверждены документально

Пунктом 7 Порядка установлено следующее. Для подтверждения наличия денежного обязательства вместе с Заявкой учреждения должны представлять в ОФК документы-основания. То есть государственные контракты на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договоры аренды и (или) другие документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств. Однако из этого правила есть исключения. Так, указанное требование не распространяется на санкционирование оплаты счетов, связанных:

  • с обеспечением выполнения функций учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);
  • с социальными выплатами населению;
  • с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • с предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • с обслуживанием государственного или муниципального долга;
  • с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юрлицу в результате незаконных действий (бездействия) органов госвласти РФ либо должностных лиц этих органов;
  • с выполнением оперативно-розыскных мероприятий.

Нововведением является и то, что теперь разрешено представлять документ-основание в электронном виде.

Так, в пункте 9 Порядка предусмотрено следующее.

При наличии электронного документооборота с применением ЭЦП между ОФК и получателями направляют элект-ронную копию документа-основания. Копию делают путем сканирования документа. Подтверждают ее электронно-цифровой подписью уполномоченных лиц.

Если в бюджетных учреждениях не организован электронный документооборот, в территориальный орган казначейства представляются бумажные документы. На основании их уполномоченные работники ОФК формируют электронные копии и подписывают их своей ЭЦП. Заметьте: органы казначейства не вправе вносить изменения в электронные копии документов-оснований. Прилагаемые к Заявкам бумажные документы возвращаются.

При наличии в Казначействе России или ОФК ранее созданных электронных копий госконтрактов или договоров аренды возникновение денежных обязательств подтверждают ими.
Электронные копии документов хранятся в Казначействе России и ОФК в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Как исправить ошибки в документе?

Ошибки в документе на бумажном носителе исправляют следующим образом. Зачеркивают неправильный текст или суммы и над зачеркнутым надписывают верные данные. Зачеркивают неверные сведения одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
Исправление ошибки в документе на бумажном носителе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ. Кроме того, должна быть проставлена дата исправления.

Проверка санкционирования обязательств…

Далее рассмотрим особенности контроля при санкционировании денежных обязательств за счет различных источников.

…при санкционировании стандартных расходов

По общим правилам при санкционировании расходов (за исключением трат по публичным нормативным обязательствам) проверяют соответствие показателей, которые указаны в документах:

  • на актуальность используемых кодов классификации расходов бюджетов (то есть коды должны быть действующими на момент представления Заявки);
  • на соответствие кодов бюджетной классификации текстовому назначению платежа, а также содержанию операции исходя из подтверждающих документов;
  • на допустимость авансового платежа и его соответствие предельному размеру аванса, установленному законодательными актами (законом о бюджете и пр.);
  • на соответствие лимитов, указанных в Заявке на кассовый расход, определенным бюджетным ассигнованиям или лимитам бюджетных обязательств и предельным объемам финансирования, учтенным на лицевых счетах получателей;
  • на соответствие суммы, указанной в Заявке на кассовый расход для исполнения учтенного бюджетного обязательства, остатку его неисполненной части (сумма Заявки на кассовый расход не должна превышать названного остатка).

…при санкционировании расходов по публичным нормативным обязательствам

В этом случае проверяют соответствие показателей, указанных в документах:

  • на актуальность используемых кодов классификации расходов бюджетов;
  • на соответствие назначения расхода и назначения платежа в документе, подтверждающем необходимость исполнить денежное обязательство за счет средств федерального бюджета, кодам классификации расходов бюджетов, указанным в Заявке на кассовый расход.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005358
Rambler's Top100