ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Я очень люблю учиться


Анна Чернецкая
Источник: Журнал "Финансовый директор"
Если посмотреть резюме Алексея Филипповского, то покажется, что его путь к должности финансового руководителя холдинга был вполне стандартным – финансовый менеджер, финансовый контролер, МВА, работа в крупной консалтинговой компании, переход в реальный бизнес. На самом же деле у Филипповского было много нестандартных поступков – отъезд практически без денег в США, возвращение в Москву и решение остаться в разгар августовского кризиса 1998 года, уход из известной западной компании, где карьера складывалась очень успешно. Словом, немало поводов для размышлений.

Карьера Алексея Филипповского – отличный сценарий для голливудского кино. Судите сами: из лос-анджелесского таксиста – в вице-президенты крупного российского холдинга, – ну чем не американская мечта? Если же еще вспомнить, что Алексей приехал в Америку из Екатеринбурга с 200 долларами и 300 немецкими марками в кармане, то получается почти детективная история.

А начиналось все в Уральском политехническом институте, где Алексей обучался в середине 90-х. В те годы в Екатеринбурге у молодого «дипломированного специалиста» практически не было шансов найти хорошую работу, поэтому Филипповский целенаправленно готовился к переезду в другую страну. «Думал, это будут Германия либо Америка, поэтому учил и немецкий, и английский, – рассказывает Алексей. – Мне удалось получить американскую визу, и я уехал в Майами, потому что там море и тепло, не очень представляя себе, что будет дальше». Через несколько дней после прибытия в США Алексей переехал в другое «теплое место» – Лос-Анджелес, где благополучно устроился работать… таксистом. Параллельно по объявлениям в газетах он искал работу, связанную с экономикой и финансами. И вскоре его резюме заинтересовало достаточно крупную компанию – Four Media Company, которая занималась созданием спецэффектов для голливудских фильмов. Так Филипповский оказался практически в Голливуде, правда, на должности помощника бухгалтера.

Карьера Алексея стала стремительно набирать обороты. Первые три месяца он был помощником бухгалтера, затем бухгалтером, старшим бухгалтером, в процессе работы осваивая учет по US GAAP. Оборот Four Media Company достигал $100 млн, и при численности в 2 тыс. человек в ней было всего четыре бухгалтера. «Практически все мне пришлось делать своими руками, – вспоминает Филипповский, – вести различные участки учета, внедрять ERP-систему, формировать отчетность, работать с аудиторами и даже участвовать в выводе компании на IPO. Кроме того, в компании были очень интересные руководители. Так, во многом я научился работать с людьми благодаря общению со своей начальницей, финансовым контролером Four Media Company Марией Мединой, – талантливым руководителем, которая сумела создать сплоченный коллектив».

Через два года Алексей решил сделать «передышку», чтобы получить степень MBA в Высшей школе менеджмента Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA). На вопрос, зачем ему был, собственно, нужен диплом МВА при столь успешном развитии карьеры, Алексей Филипповский отвечает без раздумий: «Во-первых, это правильный карьерный шаг, поскольку стоимость специалиста с дипломом МВА существенно выше. А во-вторых, я очень люблю учиться, быть студентом. Плюс в UCLA очень интересные студенты и профессора, большинство из которых – практики и энтузиасты своего дела».

Алексей ФилипповскийРезюме Алексея Филипповского

Алексей Филипповский родился в 1972 году в Екатеринбурге. В 1995 году окончил Уральский политехнический институт. После учебы работал в США в компании Four Media Company, где прошел путь от помощника бухгалтера до финансового менеджера. С 1998 по 2000 годы был финансовым контролером, а затем финансовым директором в совместном российско-американском предприятии «Мобил ТелеКом». В 2000–2002 годах проходил обучение в Высшей школе менеджмента Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), где получил степень MBA по специальности «Финансы и стратегия». В 2002–2004 годах работал консультантом в московском офисе компании McKinsey & Co. С октября 2004 по июнь 2007 года – директор финансово-экономического департамента, руководитель финансово-экономической службы, исполняющий обязанности вице-президента по экономике и финансам группы «СИБУР». С июля 2007 года – вице-президент по экономике и финансам «СИБУРа».

Но, как часто бывает, жизнь распорядилась иначе. Уже поступив в бизнес-школу, за пять месяцев до начала учебы Алексей получил неожиданное предложение от рекрутера («До сих пор не знаю, откуда он взял мои координаты», – смеется Алексей) – поработать в Москве, в крупнейшей российской пейджинговой компании «Мобил ТелеКом». В то время 50% акций компании купила американская фирма Metromedia International: «Американцы хотели, чтобы я представлял их интересы в России. Я подумал, что ничем не рискую: в случае чего смогу в августе вернуться в США и начать учебу». Алексей приехал в Москву, и ему очень понравились и коллектив, и его работа. «Это был качественный скачок в развитии, – объясняет Филипповский. – Если в Four Media мне подчинялось всего два человека, то здесь в общей сложности под моим руководством оказалось шестьдесят сотрудников. Тонкость заключалась в том, что, помимо управления финансовым блоком, нужно было способствовать построению конструктивных отношений между российскими и американскими акционерами».

В Лос-Анджелесе Алексей устроился работать таксистом и параллельно искал работу, связанную с экономикой и финансами

А в августе 98-го грянул финансовый кризис. Тут бы Алексею и вернуться в Америку, чтобы получать диплом МВА в солнечной Калифорнии, но это было бы слишком просто и совсем не по «голливудскому сценарию». Филипповский принял решение отложить на пару лет MBA и остаться в России, о чем впоследствии ни разу не пожалел, хотя в «Мобил ТелеКом» складывалась довольно непростая ситуация. «После кризиса активизировался рынок сотовой связи. Если до августа мобильный телефон был роскошью, то после он быстро превратился в общедоступное средство связи, что негативно повлияло на конъюнктуру пейджингового рынка. Наша компания стала «сворачиваться». Нужно было достаточно агрессивно оптимизировать численность персонала, сокращать затраты, что само по себе нелегко и является стрессом не только для сотрудников, но и для руководителей. Психологически очень сложно принять решение об увольнении матери-одиночки, у которой смутные перспективы трудоустройства. Приходилось балансировать, пытаться понять, что можно сделать для людей и в то же время соблюсти интересы компании», – рассказывает Филипповский.

В «Мобил ТелеКоме» Алексей проработал два с половиной года, а затем все же вернулся в Лос-Анджелес, чтобы получить степень MBA. Говоря о том, что дало ему это образование, Филипповский выделяет три момента. «Первое – MBA позволила систематизировать мои знания, расширить кругозор, понять какие-то смежные с финансами области. Второе – это очень качественно прожитые два года – море, солнце, друзья, интересные занятия, свободное время, общение. И, наконец, третье, хотя по значимости, может быть, и первое, – диплом МВА от ULCA давал мне единственный на тот момент шанс пройти интервью в McKinsey, куда я очень стремился попасть», – отмечает Филипповский. И своим шансом он воспользовался, став консультантом в московском офисе McKinsey.

Почему консалтинг, а не реальный бизнес? У Алексея готов ответ и на этот вопрос: «Мне хотелось получить работу, где бы я мог чувствовать себя студентом. McKinsey очень хорошо для этого подходит».

В московском офисе McKinsey Филипповскому довелось заниматься очень интересными и масштабными проектами. «Мне удалось поработать в компаниях из различных регионов и отраслей – телекоммуникационной, авиаперевозочной, на целлюлозно-бумажном комбинате и даже в Большом театре. Мы занимались, в основном, разработкой стратегий и оргструктур для крупных холдингов, и одним из наших клиентов стал «СИБУР». Как часто бывает, по завершению проекта мне предложили работу на сторону компании-заказчика», – рассказывает Филипповский. Решение перейти в «СИБУР» далось Алексею нелегко: «Моя карьера в McKinsey складывалась хорошо, а «СИБУР» четыре года назад был не столь известной компанией, как сегодня». Однако после нескольких встреч с руководством холдинга Алексей все-таки решил рискнуть. «Мне очень понравились команда и руководство, я видел, что создается большой, серьезный бизнес».

«СИБУР», по словам Филипповского, оказался гораздо более продвинутой компанией, чем он изначально ожидал, во многом благодаря обновленной команде топ-менеджеров, которые руководят бизнесом и сегодня. Первое время ушло на традиционное вхождение в курс дела: «Я знакомился с людьми, встречался со всеми руководителями отделов, управлений в структуре моего департамента, пытался понять, что они из себя представляют, какой у них потенциал. Общался с коллегами из смежных подразделений, с руководителями компании, выяснял пожелания к работе финансово-экономического департамента, определял его сильные и слабые стороны».

В начале 2007 года было принято решение о создании в «СИБУРе» единого финансового блока. В него вошли финансово-экономическая служба, бухгалтерия и казначейство. Алексей возглавил новую структуру в качестве вице-президента по экономике и финансам. Сейчас он активно работает над интеграцией всех функций. «К примеру, в компании ведутся два учета – бухгалтерский, ориентированный на фискальные нужды, подготовку официальной отчетности и отчетности МСФО, и управленческий, предназначенный для менеджмента. Их необходимо унифицировать. Есть и другие функции, которые дублируются бухгалтерией и ФЭС. Объединение функционала существенно повысит эффективность работы финансовой службы», – уверен Филипповский.

На должности вице-президента у Алексея появились и новые возможности для столь любимой им учебы: «Раньше я вплотную не сталкивался с привлечением финансирования и работой с банками, поэтому пришлось достаточно подробно изучать этот вопрос. К тому же пришлось делегировать многое из того, что раньше делал сам, и больше полагаться на команду. Соответственно, больше времени и сил уделять ее развитию». От своих сотрудников Филипповский ждет конструктивности и умения работать в коллективе. «При приеме на работу нового сотрудника всегда обращаю внимание на историю его карьерного роста в одной компании. Если он меняет место работы чаще, чем раз в два-три года, я вряд ли возьму его в свою команду, поскольку понимаю, что наш холдинг будет одним из этапов в его «полете», – считает Алексей.

Несмотря на августовский кризис, Филипповский решил остаться в России, о чем впоследствии ни разу не пожалел

Советник по финансам «СИБУРа» Кент Поттер, бывший CFO компаний ТНК ВР и Chevron Phillips Chemical Company, произнес как-то фразу, которая крепко запала Филипповскому в душу: «Алексей, на данном этапе карьеры тебя будут оценивать не столько по тому, что ты сам из себя представляешь, сколько по тому, какие люди тебя окружают». Поэтому создание сильной команды профессионалов является одним из главных приоритетов в работе Алексея.

Среди важных профессиональных достижений Филипповский отмечает внедрение системы пятилетнего бизнес-планирования, пришедшей на смену годовым планам. Еще одна значимая новация – оптимизация форм отчетности предприятий группы: «Сотрудники предприятий жаловались на бюрократию в центральном аппарате, с них спрашивали очень много ненужной информации, – вспоминает Алексей. – Мы провели системный анализ всей документации, которую получают подразделения центрального аппарата от предприятий, исключили дублирование и отсеяли все формы отчетности, которые не используются в компании для принятия управленческих решений. В результате сократили 90% документации, то есть девять форм отчетности из десяти».

Не нужно зацикливаться на финансах

– Какие три качества помогают вам в работе?

– Во-первых, это интерес. Я по природе достаточно любопытный и увлекающийся человек, поэтому мне интересно работать. Второе – высокая работоспособность. Поддерживать ее мне помогают регулярные занятия спортом. Третье, наверное, умение наладить контакт с людьми. Мне не свойственен жесткий директивный стиль общения, я уважительно отношусь к коллегам и подчиненным, и они это чувствуют.

– На что бы вы посоветовали обращать внимание начинающим финансовым директорам?

– Во-первых, не зацикливаться на финансах. Финансы – это в большей степени вспомогательная функция, которая должна поддерживать бизнес. И одна из главных задач финансовой службы в компании – подготовка информации и ее анализ, который позволит менеджменту принимать правильные управленческие решения. Во-вторых, не нужно пытаться все делать самому. Современный мир ориентирован на командную работу. Надо обязательно окружать себя грамотными и сильными сотрудниками, уделять время созданию, развитию и мотивации своего коллектива.

Предметом гордости Филипповского может служить и то, что «СИБУР» – один из лидеров среди российских компаний по срокам публикации аудированной отчетности по МСФО. Отчетность за 2007 год появилась на сайте группы уже в марте. «В будущем у нас еще более амбициозные цели – готовить ее к февралю, – делится планами Алексей. – Если говорить про аудированную квартальную отчетность, то мы публикуем ее примерно в течение двух месяцев после закрытия периода. Ежемесячную управленческую отчетность менеджмент получает на восьмой рабочий день, а в будущем планируем предоставлять ее на пятый».

Как у любого специалиста, были у Алексея и свои профессиональные промахи, причем в отличие от многих коллег он готов говорить о них откровенно. «Я был членом команды, которая занималась внедрением ERP-системы Oracle в «СИБУРе». И, как теперь очевидно, мы не совсем правильно подошли к этой инициативе: пытались внедрить систему, не меняя существующие бизнес-процессы. Нам это, как ни странно, почти удалось. Но если сопоставить те затраты, которые были понесены, плюс стресс для компании с результатом, то понимаешь, что, лучше подготовившись, мы бы сделали это гораздо эффективнее», – отмечает Филипповский.

Главная цель Алексея Филипповского в «СИБУРе» сегодня – построить финансовый блок мирового уровня, который быстро, точно и с минимальными затратами выполняет финансовые и учетные функции, эффективно поддерживает менеджмент в процессе управления и развития бизнеса, обеспечивает ликвидность и полноценный контроль над рациональным использованием ресурсов компании, а также минимизирует риски. В условиях кризиса вопрос эффективной работы финансовой службы становится жизненно важным для любого бизнеса.

В будущем Алексей Филипповский хотел бы «расширить сферу своего применения»: «Как CFO я многому научился: умею работать с людьми, понимаю, как устроен бизнес, как его оценивать. И чувствую, что мог бы использовать свои знания в качестве руководителя бизнес-единицы или самостоятельной компании. Я еще многое могу».

Журнал "Финансовый директор" No 12 (декабрь) 2008

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005487
Rambler's Top100