ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Бег с препятствиями. Кто и как финишировал в 2008 году


Алексей Савин
Источник: Журнал "FD"
Результаты, которые компании покажут в отчетности 2008 года, могут либо ухудшить и без того напряженную обстановку в экономике страны, либо притормозить развитие кризиса. Мы не стали ждать весны и официальных данных. Сразу скажем: ни в одной отрасли не ожидается серьезных убытков по итогам года.

Все самое интересное в российской экономике стало происходить к концу третьего квартала: остановка доменных печей у металлургов, падение фондовых рынков и т. д. Например, “ЛУКОЙЛ” отличился во втором квартале – это были лучшие результаты вообще в истории компании, за третий квартал у них тоже были хорошие показатели, а вот за четвертый квартал пока сложно сказать, какие результаты они покажут. Все самое страшное мы увидим в отчетности компаний по итогам первого–второго кварталов 2009 года», – успокаивает Александр Лапутин, начальник отдела инвестиционного консультирования ФК «Открытие».

Что до остальных отраслей, то в отчетности, возможно, будет снижение выручки и прибыли, но не столь драматичное, как можно было бы ожидать. Первые три квартала компании работали в штатном режиме и лишь с октября 2008 года начинали ощущать на себе последст-вия падения фондовых рынков. Но при этом наработанных резервов им вполне хватит, чтобы продемонстрировать сносные финансовые показатели.

«Хуже всего отчетность скорее всего будет у металлургов. Но я не думаю, что у них убытки четвертого квартала смогут перекрыть прибыли первых трех. Будет жить и ритейл, которому еще несколько месяцев назад пресса предрекала крах. Ритейл бытовой техники, может, еще и вырастет. Люди, опасаясь потерять свои сбережения из-за девальвации рубля, сейчас начинают тратить деньги. При высо-кой инфляции доля сбережений падает, а доля потребления растет. В общем, по ритейлерам будет хороший рост выручки. Главное, чтобы они решили свои проблемы с рефинансированием и выдержали удорожание импорта из-за падения курса рубля, – делится свои-ми прогнозами Александр Лапутин. – Что касается производителей продуктов питания, мне кажется, и с ними все будет в порядке. Единственная их проблема – долларовые кредиты. Лучше себя будут чувствовать те, у кого есть диверсифицированная продуктовая линейка. Но опять же, не стоит недооценивать роль государства, которое сейчас совершенно не заинтересовано в каких-то проблемах с продовольствием на прилавках. Другими словами, в случае чего – “пищевке” помогут».

Большие проблемы у девелоперов: проекты остановлены, платить по долгам нечем. «Я не жду восстановления рынка недвижимости. Причины очевидны – высокая стоимость денег, снижение деловой активности и, как следствие, падение стоимости аренды, – рассказывает Александр Лапутин. – А вот убытки, может, девелоперы и покажут, не уверен, что они будут заявлены в годовой отчетности, но возможно и такое. Им просто необходимо продемонстрировать, как плохи дела в отрасли, чтобы заручиться поддержкой властей и получить доступ к относительно дешевым государственным деньгам. Если в отрасли все будет хорошо, они просто не получат никаких субсидий».

Единственным исключением будут авиакомпании – у них в годовой отчетности убытки будут. Отрасль начало лихорадить еще до кри-зиса из-за высоких цен на авиакеросин и целого ряда системных проблем. Но вряд ли кто-то реально станет банкротом. Хотя, например, в Америке банкротство одного-двух перевозчиков – дело житейское. «Например, “Аэрофлот” в январе–ноябре 2008 года увеличил пере-возки пассажиров на 14,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прош¬лого года. Я не верю в сильные банкротства в авиаперевозках, скорее будут лечить тех, кто задыхается. В отрасли начнется масштабная консолидация активов, то, что уже сейчас мож-но наблюдать. Плюсы укрупнения для авиаперевозчиков очевидны. Во-первых, большому кораблю – большая торпеда и долго тонуть, другими словами, это отсрочит возможную череду банкротств. Во-вторых, при консолидации можно серьезно сэкономить на издержках, скажется эффект масштаба, – считает Александр Лапутин. – К тому же в кризисные времена все консолидаторы выигрывают. Сейчас мож-но подобрать те активы, которые стоят дешево».

Каких сюрпризов ждать в 2009 году

Согласно базовому прогнозу, подготовленному экономистами ООН, мировую экономику в 2009 году в пессимистичном варианте ожидает спад на 0,4 процента, а в оптимистичном – рост на 1,6 процента. Прогноз для экономики России – рост на 3–3,5 процента. И это в лучшем случае. По мнению экспертов компании «ФБК», ВВП не сможет вырасти вовсе, а, вполне возможно, снизится на 4 процента по сравнению с 2008 годом. Такая отрицательная динамика российской экономики уже предопределена целым рядом факторов. «Это прежде всего зна-чительное падение российского фондового рынка, которое оказало влияние на реальный сектор экономики, – отмечает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании “ФБК”. – Следующий фактор – снижение мировых цен на основные сырьевые товары российского экспорта. Ведь из-за сужения мирового совокупного экономического спроса нет причин для повышения этих цен. Еще один фактор – ускоренная индексация тарифов естественных монополий, что угнетающе сказывается на экономике».

В итоге из-за полной неопределенности в отношении предстоящего года финансисты ждут от 2009 года массы сюрпризов, причем не самых приятных.

Упадет производство. По некоторым оценкам, сильнее всего пострадает продукция обрабатывающих производств – ее выпуск снизится на 6 процентов. В меньшей степени достанется от кризиса производству и распределению электроэнергии, газа и воды – в целом, снижение прогнозируется на 2,5 процента. А к концу 2009 года эксперты ожидают спада промышленного производства страны в целом на 4–5 про-центов.

Масштабная девальвация рубля. О девальвации рубля говорят уже долго и громко – некоторые эксперты считают, что этого не про-изойдет. Другие настроены более пессимистично. Для простых граждан девальвация, естественно, страшна. В то же время для эконо-мики страны, наоборот, может оказаться благом. Ведь это может означать, в частности, увеличение конкурентоспособности и улучше-ние условий для местного производителя. С другой стороны, ослабление рубля не всем принесет плюсы. Слабеющий рубль особенно сильно скажется на тех компаниях, которые сильно завязаны на импорт. Расходы на оплату поставок возрастут, тогда как спрос на то-вары спрогнозировать достаточно сложно.

«Кроме того, существует опасность, что Банк России, придерживаясь текущей тактики плавной девальвации, будет вынужден по-тратить на поддержку рубля практически все имеющиеся золотовалютные резервы. При этом не следует забывать, что из оставших-ся 437 млрд долларов 200 млрд – покрытие Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые имеют свое целевое назначение и не должны быть израсходованы на поддержку курса рубля, – уверен Данила Левченко, главный экономист ФК “Открытие”. – После исчерпания резервов возможно, девальвация примет взрывной характер, что будет иметь негативные по-следствия. В частности, это может быть паника на финансовом рынке, опять же взрывной рост процентных ставок. Как следст¬вие – существенное ухудшение финансового положения предприятий и уровня жизни населения, который очень зависит от цен на им-портные товары. Последние, естественно, пойдут вверх».

Дефолты по корпоративным долгам. 2009 год – время платить по долгам. По некоторым данным, в 2009 году российским компаниям надо выплатить в рамках погашения внешней задолженности 103,3 млрд и по процентам – 17,8 млрд долларов. «Если резервы будут истрачены на поддержку курса, который все равно резко упадет, то с возвратом этих средств возникнут серьезные проблемы. Иными словами, суще-ствует серьезная угроза дефолта по корпоративному долгу», – отмечает Данила Левченко. Большему риску здесь подвержены компании, которые привлекались из-за рубежа, а также те, которые набрали валютные кредиты внутри страны.

Инфляция съест доходы. «Высокая инфляция в сочетании со стагнацией номинальных доходов приведет к тому, что показатели ди-намики реальных доходов окажутся в отрицательной области. Это означает снижение платежеспособного спроса, что естественным путем отрицательно скажется на компаниях, имеющих отношение к производству и торговле соответствующими товарами. Неслож-но предугадать и то, что будут продолжать падать цены не недвижимость», – говорит Данила Левченко.

Блицопрос финансовых директоров Михаил Подлазов, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Нидан Соки» Александр Руснак, финансовый директор компании «Седьмой Континент» Равиль Насыбуллов, финансовый директор авиакомпании Sky Express Михаил Булушев, финансовый директор компании «Снежная Королева»
По итогам 2008 года у компании прибыль или убыток? По абсолютным показателям выручки и EBITDA мы остались на уровне 2007 года. До бюджета мы недотянули совсем немного, около 10 процентов – сказались последние месяцы Мы планируем рост на 24–24,5 процента по выручке, что с учетом колебания курса будет порядка 32–33 процентов в долларах. Пока консолидированных финансовых результатов еще нет, но, думаю, в 2008 году мы по традиции покажем самые высокие уровни рентабельности среди продуктовых сетей За 2008 год будет перевезено более миллиона пассажиров, что само по себе не малый результат для нас. Выручка компании в этом году составит порядка 115 млн долларов без НДС. При этом год компания заканчивает с увеличившимся убытком, несмотря на то, что обороты бизнеса выросли Даже не имея на руках данных окончательной финансовой отчетности, могу точно сказать, что год мы закончим в плюсе
Как повлиял кризис на результаты? Честно говоря, кризис почувствовали на себе в самый последний момент, в сентябре, а точнее, даже в октябре, когда изменилась конъюнктура всех рынков без исключения, не говоря уже о соках. В начале года не было никаких признаков кризиса такого масштаба По итогам III квартала 2008 года потери от переоценки курсовой разницы со многими сыграли злую шутку. X5 и «Дикси» показали убытки по чистой прибыли, у нас такой «бумажный» убыток был более 13 млн долларов, но за счет высокой операционной рентабельности мы в любом случае в плюсе по чистой прибыли Единственное, на чем сказался кризис, так это на пассажиропотоке. Он растет или снижается с неким опережающим коэффициентом по отношению к ВВП. Сейчас ВВП по году очень сильно провалился, последний IV квартал съел рост первых трех. И серьезный спад пассажиропотока еще впереди, а благополучие авиакомпаний зависит от доходов населения Нет сегодня ни одной компании, которая могла бы утверждать, что останется в стороне от кризиса. Кризис создает компаниям проблемы с привлечением финансирования, влияет на спрос, создает валютные риски. Однако для ритейла одежды еще рано подводить итоги
Ваш прогноз на 2009 год Для «Нидана» и рынка соков ситуация будет крайне непростая. Но люди пили сок и будут пить. Хотя есть и те, кто расценивает этот продукт как некое излишество. Некоторые считают сок заменой витаминам, и, возможно, откажутся от него, отдав предпочтение живым витаминам, самостоятельно выращенным в огороде или купленным в магазинах. Тем не менее в целом потребность в нашем продукте останется. Но спада нам не избежать Плохих новостей в I и II кварталах, по моим ощущениям, будет немало, и коснется это всей экономики страны, а не только продуктового ритейла. Сейчас многие живут на тех запасах, которые были накоплены ранее. Я не хочу никого пугать, но, по моим оценкам, в I и II кварталах будет наблюдаться ухудшение ситуации – дефолты и продажи отдельных компаний, рост социальной напряженности в отдельных регионах, рост количества неплатежей. Все это будет Вряд ли 2009 год порадует какими-то приятными сюрпризами. Скорее всего будет убыток. Не произойдет драматического спада, но снижение будет – таков мой личный прогноз. Хочется надеяться, что ничего не изменится и мы сохраним достигнутые операционные показатели. Но я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Будет нормальное снижение рынка. Возможно, какие-то авиакомпании выйдут из игры, но это маловероятно. Скорее мы увидим консолидацию и укрупнение авиаперевозок Главное, чтобы доллар вел себя предсказуемо. Сейчас наш базовый прогноз около 35 рублей за доллар на протяжении 2009 года. Если бы еще быть абсолютно уверенными в этих цифрах, то можно было бы соответствующим образом скорректировать ценовую и ассортиментную политику, плотно поработать с поставщиками и не потерять в прибыли

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005534
Rambler's Top100