ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Передел доверия

Битва «бутиков» и «холдингов» на рынке доверительного управления


Константин Фрумкин
Источник: Еженедельник "Компания"

Рынок доверительного управления вместе со всем финансовым сектором вошел в полосу кризиса и передела. Важнейшей «интригой» в этой ситуации становится конкуренция между крупными многопрофильными холдингами и специализированными «бутиковыми» компаниями.

 В сфере финансов и инвестиций довольно часто случается, когда менеджер, приобретя опыт работы в крупных финструктурах, создает свой бизнес. Типичным примером этого может служить компания «Пилгрим Эссет Менеджмент» (ПЭМ). Это проект Романа Гольникова – предпринимателя, сочетающего  руководство компанией в сфере доверительного управления с девелопментом и добычей олова в Монголии. Просуществовав немногим более года, «Пилгрим Эссет Менеджмент», как и весь рынок доверительного управления (ДУ), вошел в полосу нестабильности. «Кризис отрицательно сказался на интересе инвесторов к любым видам ДУ, – комментирует ситуацию руководитель отдела управления активами компании BroCo Денис Алехин. – Видя, что рынок просел очень сильно и многие активы подешевели, люди готовы инвестировать. Но инвестировать самостоятельно, не прибегая к услугам ДУ инвесткомпаний». Новое положение ставит любого участника рынка перед дилеммой: либо воспользоваться возможностями и увеличить свою долю на рынке, либо погибнуть. Для небольших независимых компаний, к которым относится и «Пилгрим Эссет Менеджмент», вопрос стоит особенно остро.

Психология денег

На излете советского времени президент компании «Пилгрим Эссет Менеджмент» Роман Гольников успел закончить педагогический университет (МПГУ им. Ленина) по специальности «дефектолог» и даже защитить кандидатскую диссертацию по общей психологии. Однако наступили лихие 90-е: со срочной службы в армии Гольников вернулся совсем в другую страну и занялся сравнительно безопасным бизнесом – торговлей ценными бумагами. Организованных фондовых бирж в России в начале его карьеры еще не было. В первые годы многочисленные дилерские компании торговали немногочисленными тогда активами – главным образом иностранной валютой, акциями МММ или приватизационными чеками. Бизнес держался на телефонных звонках, на ловле разницы цен между крупнейшими покупателями и продавцами. Но и на этом, еще совершенно нецивилизованном рынке удавалось приобрести необходимый опыт. В итоге в 1994 году Роман Гольников был приглашен в инвестиционное подразделение Инкомбанка – компанию «Инком-Капитал». По словам Романа, он был одним из первых сотрудников этого банка, умевшим торговать акциями. В офисе на улице Наметкина было так мало места, а направление торговых операций развивалось так бурно, что начальник отдела Александр Соболев уступил свой рабочий стол трейдингу, а сам трудился на телефоне, ходя по коридорам.

Новый этап в карьере Гольникова наступил в 1998 году, когда он возглавил филиал РФЦ – дочерней инвестиционной компании Магнитогорского металлургического комбината. Здесь он проработал около 10 лет. У металлургического гиганта было немало интересов на фондовом рынке – портфельные инвестиции, борьба за акции ММК в момент приватизации, брокерские услуги, управление временно свободными средствами. Проблема заключалась в том, что комбинат рассматривал инвесткомпанию как собственное сервисное подразделение и не хотел привлекать клиентов со стороны. Между тем Гольников считал, что компания должна развиваться как рыночная структура, имеющая собственную, неаффилированную с владельцами клиентуру. И по личной инициативе Романа такие клиенты появились. В 2003 году Гольников совместно с партнером создал управляющую компанию Pilgrim Asset Management и хедж-фонд Pilgrim Russia Investment Fund.

Но полноценное развитие рыночного бизнеса в рамках модели кэптивной компании было затруднительным, и поэтому в 2006-м Роман Гольников с согласия своих работодателей создал собственную инвестиционную компанию – «Пилгрим Эссет Менеджмент». В нее перешли часть прежних сотрудников и большинство клиентов ИК «РФЦ».

Персональная стратегия

Главной специализацией ПЭМ стал велс-менджмент (Wealth Management), то есть управление капиталом: подбор индивидуальных инвестиционных стратегий. Такая услуга подходит только для крупных клиентов: в «Пилгриме» минимальной суммой, с которой начинается работа, является $1 млн. Правда, сейчас, в связи с кризисом, обсуждается вопрос об уменьшении для пайщиков зарубежных хедж-фондов этой суммы в два раза.

Главная особенность работы с состоятельными клиентами заключается в том, что эти люди, как правило, прекрасно разбираются в бизнесе и поэтому могут на равных вести диалог с управляющим активами о том, куда лучше вложить деньги. В таком сравнительно массовом виде финансовых услуг, как ПИФы, клиент вынужден целиком доверяться стратегии инвестиционных управляющих. Но в сфере ДУ инвестиционная стратегия возникает только на основе консультаций управляющих и клиентов, в ходе которых клиент прежде всего должен определить временной горизонт своих вложений, а также степень их рискованности.

В итоге средства распределяются между объектами вложения – прежде всего на фондовом и  валютном рынках, а также на рынке недвижимости. 

В последнем пункте бизнес-модель ПЭМ демонстрирует некоторую оригинальность. Трудно найти прецедент, когда бы компания в сфере доверительного управления, не являющаяся при этом закрытым фондом недвижимости, работала в связке с девелоперской структурой. Между тем в связке с «Пилгрим Эссет Менеджмент» действует компания «Пилгрим Девелопмент». Ее бизнес вырос из сотрудничества со строительными организациями. Сначала строители просто были клиентами компании, доверяя ей свои средства в управление. Затем, по мере укрепления связей, клиенты предложили своему управляющему принять участие в реализации проектов своими средствами. На третьем этапе «Пилгрим» начал предлагать сторонним клиентам соучаствовать в финансировании строительных проектов. В этом случае клиенты ПЭМ выступают как кредиторы «Пилгрим Девелопмент» или покупатели его векселей. В настоящее время два проекта компании – жилищный комплекс в подмосковном Жуковском и коттеджный поселок на Новорижском шоссе – находятся в стадии продажи, и еще три – в фазе строительства.

Скорость падения

В середине 2008 года под управлением «Пилгрим Эссет Менеджмент» находилось $200 млн. Если сопоставить эту цифру с данными рейтинга du.investfunds.ru, то можно сделать вывод, что ПЭМ входит в топ-40 российских компаний, однако его доля на рынке не превышает 0,4%, и вообще в ведущих игроках «Пилгрим» не числится. Впрочем, Роман Гольников и не скрывает, что его фирма относится к небольшим «бутиковым» компаниям, для которых велс-менеджмент является основной специализацией деятельности. Они ориентируются на узкий круг клиентов, с которыми установились достаточно доверительные отношения. Явным недостатком структур этого типа являются сравнительно невысокие темпы роста: круг «своих» клиентов не может расширяться с космической скоростью. Главный конкурент  «бутиков» – крупные финансово-инвестиционные холдинги, для которых ДУ – лишь одно из направлений бизнеса. На их стороне внушительная финансовая мощь, известность, бренд и возможность покупать высококлассных специалистов, которых привлекают не только зарплатные условия, но и престижность работы в популярной структуре. По словам Романа Гольникова, в последние 1,5 – 2 года Wealth Management стал своеобразной модой, и немало инвесткомпаний открыло соответствующие подразделения.

Сам Гольников признает, что очень много людей, размещавших свои средства в доверительное управление, в настоящее время «сильно обожглись», хотя при этом президент «Пилгрима» подчеркивает: клиенты его компании проявляют понимание и не паникуют. «Клиенты напряжены из-за общей ситуации на рынке, но они понимают, что мы переживаем экстремальное время, – утверждает глава ПЭМ. – В такой период нельзя расслабляться и ждать восстановления рынка – деньги, ценные бумаги требуют еще более активного управления и незамедлительной реакции на изменение текущей ситуации. Никто, кроме управляющего, не сможет сделать это лучше». При этом в «Пилгриме» не раскрывают, насколько именно упали объемы находящихся в его управлении активов. Но сам факт падения скрыть невозможно – сейчас это общерыночное явление.

Статистические данные по рынку ДУ по итогам четвертого квартала еще не опубликованы, но, как считает заместитель директора Национального рейтингового агентства Мария Семенова, объемы активов в доверительном управлении, видимо, снизятся примерно на 30%. Если же вычесть находящиеся в управлении страховые резервы и средства НПФ и говорить только об активах частных клиентов, то падение будет еще больше. При этом, как отмечает руководитель управления коллективных инвестиций UFG Asset Management Игорь Рябов, больше всего пострадали небольшие компании, которые могли использовать только рискованные стратегии, «иначе преимущества бы у них не было вообще».

Правда, некоторые эксперты утверждают, что сокращение активов в управлении происходит главным образом за счет падения стоимости ценных бумаг, а не за счет оттока клиентов – уходить с рынка сейчас невыгодно. Однако другие специалисты не согласны с такой оценкой ситуации. «В целом по рынку наблюдается отток средств частных клиентов, – отмечает заместитель генерального директора УК «Югра-Финанс» Наталья Дробященко. – Им могли понадобиться деньги для того, чтобы закрыть дырки в своем бизнесе, возникшие в связи с кризисом. Такие клиенты «выйдут» из ценных бумаг, даже несмотря на убытки». «Мы наблюдаем отток средств частных и институциональных инвесторов с рынка доверительного управления. Причем это происходило в течение последних нескольких месяцев, а не только в период резких провалов на российском фондовом и денежном рынках», – подтверждает это наблюдение управляющий директор УК «Открытие» Игорь Аверьянов.

Уход в степь

Впрочем, в рукаве у «Пилгрима» есть еще один козырь. Роман Гольников работает над тем, чтобы добавить к девелопменту еще и венчурное направление, то есть финансирование новых, сравнительно рискованных проектов. Здесь сыграли свою роль личные связи главы ПЭМ, который учился в школе на территории Монголии (родители Романа были строителями). Оставшиеся контакты помогли ему сегодня найти возможность для инвестирования в разработку природных ресурсов этой страны. Сегодня Монголия осталась практически вне зоны интересов российского бизнеса, а Роман Гольников собирается вкладывать деньги в добычу полезных ископаемых на ее территории. Его партнером по проекту выступает Андрей Кулаков – бывший топ-менеджер РАО «ЕЭС России», экс-директор АО «Бурятэнерго». О том, сколь необычным является это направление, свидетельствует тот факт, что, по словам Гольникова, на последней конференции по иностранным инвестициям в Монголию от России присутствовали только он сам и Андрей Кулаков. Но интересно даже не то, что два наших бизнесмена решили вложиться в экономику далекой, хотя и сопредельной страны, а то, что Роман Гольников рассчитывает со временем «встроить» свои монгольские проекты в систему велс-менеджмента. Пока добыча полезных ископаемых в монгольских степях станет осуществляться за счет собственных средств инициаторов, однако со временем клиентам «Пилгрим Эссет Менеджмет» будет также предложено участвовать в финансировании венчурных проектов.

Направление передела

Несмотря на присутствие в сфере девелопмента и добычу олова, основной бизнес владельцев «Пилгрима» сосредоточен в области доверительного управления. А сегмент ДУ вошел в стадию передела, но пока никто точно не может предсказать, какие игроки покинут рынок, а кто воспользуется их уходом. По мнению управляющего директора УК «БКС» Владимира Солодухина, существует два сценария развития событий: либо объединение пройдет в пользу крупных известных брендов, либо «в пользу того, у кого окажется достаточно денег для консолидации структуры, поддержания бизнеса, а потом, на горизонте следующего полугода, найдутся средства на развитие, на маркетинг и на PR».

Отдельный вопрос, который не может не волновать игроков: какая бизнес-модель организации ДУ окажется более перспективной – крупные многопрофильные холдинги или специализированные «бутики». Роман Гольников считает, что именно последние получат преимущества. «Большая компания – не значит успешная. Размеры не дают уверенности, что вашими средствами будут управлять грамотно и в ваших интересах», – утверждает президент «Пилгрима».

Его мнение разделяет Наталья Дробященко («Югра-Финанс»): «В условиях кризиса легче будет выжить «бутиковым» компаниям. Одна из главных причин – их экономичность. Хорошо, если в этом «бутике» несколько «своих» клиентов и они оставляют свои активы в компании. Тогда, если управляющие портфелями делали все правильно, такой структуре ничего не грозит».

И все же большинство экспертов склоняются к мысли, что в процессе передела рынка ДУ преимущество будет на стороне крупных фирм. «Естественно, основные «рыночные» средства сосредоточены в больших финансово-инвестиционных холдингах, – констатирует портфельный управляющий УК «Открытие» Игорь Аверьянов. – Эта тенденция сохранится и в будущем. Рынок предоставления услуг приват-банкинга в России практически не развит. Мелкие компании обслуживают в основном нескольких крупных аффилированных клиентов и не стремятся к расширению деятельности. Если компания хочет расти и бороться за рыночного клиента, это требует перестройки бизнес-модели и дополнительных инвестиций. Небольшие организации периодически пытаются выйти на новый уровень, и финансовый кризис – неплохая возможность для этого, но большинство из них, как правило, не достигают поставленных целей». 

Еще более жестко высказывается Владимир Солодухин (УК «БКС»). «То, что у нас условно называется «бутиками», представляет собой довольно неустойчивую модель бизнеса, – считает эксперт. – Компании, занимающиеся исключительно ДУ, наиболее уязвимы на текущий момент, так как, в отличие от холдингов, они не способны удерживать клиента обширным перечнем услуг, у них есть только одна услуга. Оказали ее плохо – клиент уходит. Если же такие структуры пытаются сотрудничать для оказания более широкого спектра услуг с внешними консультантами, банками и т.д., то есть работать на аутсорсинге, как холдинг, это не оправдывает в итоге ожиданий клиентов по соотношению цена/качество. В основной своей массе эти компании все-таки не могут конкурировать с холдингами за потребителя, не обладая сколько-нибудь значительными маркетинговыми бюджетами. Их привлекательность для клиента зависит преимущественно от показанных результатов, но и тут им сложнее соперничать с мэйджорами. В преддверии этого кризиса рынок управляющих и аналитиков был очень перегрет, и «бутики» не имели шансов удержать и тем более купить качественных специалистов. На данный момент они концентрируют риски и, скорее всего, станут первыми жертвами передела. Бенефициарами ситуации, пусть это парадоксально и незаслуженно, в нашей стране могут стать окологосударственные УК. Надеемся все-таки, что крупные частные дома смогут быстро и эффективно перестроить структуру бизнеса по управлению активами и найти достаточно средств, чтобы поучаствовать в консолидации рынка».


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005616
Rambler's Top100