ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Реализация МСФО в информационной системе


Татьяна Долгополова
Источник: Журнал "МСФО: практика применения"
По результатам исследования, проведённого компанией Romir для целей реформы, только 16% российских компаний используют МСФО. При этом 67% опрошенных считают МСФО полезными. Среди преимуществ применения МСФО называют повышение качества управленческой информации (32%), увеличение количества инвесторов (27%), повышение возможностей для привлечения заёмных средств (25%) и повышение степени удовлетворения потребностей акционеров (19%). Как видно из вышеперечисленного, основным плюсом от применения международных стандартов становится повышение качества корпоративного управления.

Однако, несмотря на столь очевидные достоинства учёта по МСФО, 5/6 российских компаний не спешат с его внедрением. На пути к международной отчётности организации подстерегают препятствия. Здесь и отсутствие официального перевода текста стандартов – а значит, необходимость привлекать англоговорящих специалистов к разработке методологии учёта, поскольку официальным текстом МСФО является английский. Можно отметить также отсутствие единых законодательных основ для применения стандартов, недостаточное развитие системы образования в области международного учёта, неготовность компаний вовлекать значительные ресурсы в процесс формирования отчётности.

Как правило, ключевыми факторами успеха внедрения МСФО являются следующие:

  • Методология – правила ведения учёта и формирования отчётности. Методологические основы закрепляются внутренней нормативной базой компании – разрабатывается учётная политика, план счетов, формы отчётности. При разработке учётной политики необходимо уделять внимание двум моментам. Во-первых, иметь чёткое понимание о механизме формирования финансового результата, т.к. при выборе разных вариантов учёта, предлагаемых стандартами, финансовый результат может существенно отличаться. Во-вторых, обеспечить сближение учётных политик по РСБУ и МСФО, что позволит упростить не только процесс автоматизации, минимизируя ручной ввод информации, но и аудит отчётности, полученной в результате.
  • Процессы. Качество построения бизнес-процессов в компании, как правило, определяет качество управления этой компанией. Процесс ведения учёта и формирования отчётности по МСФО достаточно трудоёмок, поскольку включает в себя выражение профессиональных суждений компетентных лиц. Соответственно, задействованы не только сотрудники профильного подразделения, отвечающего за отчётность по МСФО, но и многие другие сотрудники – производственных отделов, казначейства и т.д. От чёткой организации процесса зависит своевременность и качество получения отчётности по международным стандартам. Соответственно, регламентированный и автоматизированный процесс позволяет снизить транзакционные издержки по поводу сбора информации внутри компании.
  • Автоматизация. Для ведения учёта по МСФО должна быть выбрана информационная система, позволяющая реализовать требования всех стандартов, имеющая при этом несколько планов счетов и позволяющая определять между ними взаимное соответствие. При этом автоматизированный учёт должен быть прозрачен и понятен для аудиторов, подтверждающих достоверность отчётности по МСФО. Помимо этого необходимо, чтобы система имела встроенные средства для автоматизации бизнес-процессов учёта и формирования отчётности.

До внедрения МСФО необходимо определить, для каких целей будет использоваться отчётность в компании, а, следовательно, каким способом её удобнее готовить. В случае, если отчётность будет предоставляться только внешним пользователям – таким, как кредитные организации или массовые инвесторы, целесообразнее использовать механизм трансформации. При этом возможна передача работ по формированию отчётности на аутсорсинг. В том случае, если предполагается использовать отчётность для целей управления компанией, повышения качества информации для топ-менеджмента и акционеров, предпочтительным будет ведение параллельного учёта.

С точки зрения автоматизации параллельный учёт можно вести двумя способами:

  • В отдельном информационном контуре независимо от РСБУ. Вся информация вводится параллельно в 2 контура.
  • В объединённом информационном контуре, при этом информация вводится одновременно в контур РСБУ и МСФО в нужных разрезах (где это возможно) и отдельно в контур МСФО (где требуется ввод информации, отсутствующей в контуре РСБУ).

Поскольку первый из этих вариантов требует большого количества ресурсов и неэффективен с точки зрения организации информационных систем, мы рассмотрим второй вариант: ведение параллельного учёта по МСФО в едином информационном контуре.

Итак, нам необходимо внедрить систему автоматизированного учёта согласно МСФО.

Первый шаг – это определение методологической базы учёта. При разработке нормативных документов необходимо учитывать потребности автоматизации. Так, например, план счетов возможно разработать и настроить «с нуля», но более целесообразно использовать в качестве базового план счетов РСБУ и доработать его до требований МСФО. Это, с одной стороны, позволить российским бухгалтерам легче адаптироваться к организации международного учёта, с другой стороны, позволить упростить взаимное сопоставление двух планов счетов, называемое мэппингом. Мэппинг, или карта переноса данных, является основой для ведения параллельного учёта в едином контуре. При построении карты переноса необходимо учесть следующие моменты:

  • Взаимное соответствие счетов РСБУ и МСФО
  • Взаимное соответствие аналитических признаков двух планов счетов – т.е. каким образом аналитика, предусмотренная для целей МСФО, будет определяться при вводе данных в единый контур
  • Взаимное соответствие типовых операций, проводящихся в контурах РСБУ и МСФО.

После того, как методическая база подготовлена и утверждена, определяем, способна ли наша информационная система выполнить все предъявляемые требования либо потребуются доработки программного продукта. В случае, если без доработок не обойтись, нужно подготовить техническое задание и поручить его реализацию собственным программистам. Возможна также передача подготовки доработок на аутсорсинг, если компания не содержит значительного штата «автоматизаторов».

При подготовке информационной системы к работе наибольшие сложности встречаются при внедрении именно тех стандартов или их отдельных положений, которые наиболее серьёзно отличаются от положений РСБУ. Вызвано это, в первую очередь, тем, что большинство программных продуктов, представленных на отечественном рынке, приспособлено только для учёта по РСБУ либо только для управленческого или международного учёта.

К наиболее затруднительным для реализации моментам можно отнести следующие:

    1. Разделение дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, дисконтирование долгосрочной части задолженности.
    2. Учёт финансовой аренды. Здесь трудности связаны с необходимостью определения минимальных арендных платежей (IAS 17) и разнесения их между финансовым выплатами (процентными платежами) и платежами в счёт уменьшения обязательства по финансовой аренде, а также с необходимостью разнесения задолженности по минимальным арендным платежам на группы (до 1 года, от 1 до 5 лет, свыше 5 лет) и раздельного дисконтирования этих групп платежей.

Для реализации первых двух задач информационная система должна обладать серьёзным встроенным аппаратом финансовой математики.

    3. Сегментная отчётность. Для формирования отчётности по сегментам необходима сквозная аналитика «Сегмент», которая позволить формировать баланс и отчёт о прибылях и убытках по каждому сегменту деятельности компании (чтобы показать выручку, финансовый результат, активы и обязательства сегмента, как того требует МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (Operating Segments)). Желательно также встроить автоматическое определение критериев необходимости представления отчётности по конкретному сегменту (параграфы 13 – 15 IFRS 8).

Холдинговые компании, которым необходима консолидация отчётности, могут столкнуться со следующими проблемами при внедрении МСФО в информационной системе:

    4. Исключение нереализованной прибыли. Здесь необходимы инструменты, позволяющие учитывать внутрихолдинговую реализацию и отслеживать реализованные внутри группы ТМЦ до тех пор, пока они не будут реализованы вовне.
    5. Многоуровневая консолидация и различные способы консолидации отчётности для дочерних и ассоциированных компаний.

После того, как информационная система подготовлена к вводу информации, работают все необходимые механизмы учёта и формирования отчётности, необходимо организовать процесс учёта в соответствии с МСФО и автоматизировать процесс. При этом следует установить:

  • Сотрудника (подразделение), ответственного за подготовку отчётности
  • Перечень сотрудников, обязанных высказывать профессиональное суждение для формирования отчётности
  • Блок задач, связанных с формированием отчётности.

Регламентированный процесс следует автоматизировать посредством той же информационной системы. В этом случае сотрудники, отвечающие за подготовку отчётности, в каждый момент времени могут точно определить, в каком состоянии находится необходимая им информация, кто из сотрудников, выражающих профессиональное суждение, уже выполнил свою задачу, а руководство компании знает, на каком этапе находится формирование отчётности, успеют ли её подготовить в срок.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005673
Rambler's Top100