ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Возврат долгов: дороже, сложнее, жестче…


Елена Евтюхина
Источник: Журнал "Банковское обозрение"
Фактический объем розничной просроченной задолженности по кредитам в 2008 году оценивается экспертами на уровне 7–9%. В 2009 году ее объем может вырасти еще как минимум в полтора раза. Постоянный рост просрочки актуализирует вопрос, как эффективно возвращать долги. Есть еще одно новшество: коллекторы получили возможность диктовать банкам условия игры.
Возврат долгов

В последнее время рост просроченной задолженности по кредитам физических лиц в среднем по российским банкам составляет от 10 до 20% в месяц при росте кредитного портфеля 3%, — оценивает ситуацию советник председателя правления Межпромбанка Плюс Борис Новиков. — По прогнозам, количество просроченных кредитов в 2009 году продолжит расти в связи с тяжелой экономической ситуацией, ослаблением рубля, а также планируемым сокращением персонала компаний и зарплат сотрудников. По ипотечным кредитам ситуацию могут спасти планы правительства РФ по реструктуризации задолженности или предоставлению временных льгот по погашению кредитов для заемщиков, потерявших работу или часть дохода».

Руководство Норвик Банка считает, что ко второму полугодию 2009 года реальный объем розничной просрочки продолжит расти в связи с тем, что раньше банкам удавалось сохранять относительно небольшую долю просроченных кредитов за счет существенного роста кредитного портфеля. При снижении роста доля «плохих долгов» увеличится. Отра­зится на объеме просрочки и увеличение процентной ставки по действующим кредитам.

ЦИФРЫ
Согласно данным ЦБ РФ, на 01.12.2008 года объем просроченной задолженности по России в розничном банковском секторе составил 143,5 млрд рублей. По расчетам долгового агентства «Пристав», в первом квартале 2009 года рост просроченной задолженности в розничном банковском секторе составит около 3% относительно четвертого квартала 2008 года.

Между тем отдельные эксперты полагают, что рост объема просроченной задолженности по кредитам будет носить временный характер. «Это связано с тем, что снизятся объемы нового кредитования и ужесточатся требования к качеству портфелей в банках, — считает Наталья Щелованова, региональный менеджер CRIF Collection Services в России. — Поэтому в перспективе нескольких месяцев может наблюдаться снижение общего уровня просроченной задолженности по новым кредитам. И все же, за счет роста просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2007–2008 годах, в относительном выражении процент невозврата в этом году вырастет существенно».

Collection просто обязан стать более жестким, должны существенно сократиться сроки процедуры востребования задолженности.

При этом работа с долгами легче не станет. Для коллекторов в текущую ситуацию вносит неясность происходящее перераспределение банковских активов, пересмотр дальнейшей стратегии работы банка. Все это ведет к неопределенности во взаимодействии банков и поставщиков коллекторских услуг.

И тем не менее пока что коллекторы — одни из любимцев фортуны, которые могут использовать время кризиса для наращивания бизнеса. Интерес к коллекторскому делу растет и рынок предполагает, что количество организаций, предлагающих эти услуги, может существенно вырасти.

«Растущая потребность в услугах коллекторов сделает этот рынок более привлекательным для организаций, ранее действовавших в сферах охраны, курьерской доставки и права, — отмечает Олег Коган, директор по взысканию просроченной задолженности Альфа-Банка. — Коллекторские агентства появятся даже в некрупных городах. Однако отсутствие нормативного регулирования коллекторской деятельности и недостаток компетенции будут сдерживать развитие этой сферы. Агентства, которые уже присутствуют на рынке, сейчас переживают наплыв клиентов, поэтому многие из них реализуют планы по расширению бизнеса».

Жестокое лицо кризисного collection

А вот методики работы вряд ли поменяются радикально — в этом мнении сходятся практически все опрошенные «БО» эксперты. Новые методы придумать практически невозможно, ведь они регламентированы законодательством. Но при этом ряд специалистов считает, что в ближайшее время collection станет в целом более жестким, чем был полгода-год назад, когда шел массовый PR мягкой и дружелюбной работы современных коллекторов.

«Сollection просто обязан стать более жестким, — считает Александр Черствов, председатель правления Норвик банка. — А самое главное, должны быть существенно сокращены сроки процедуры востребования просроченной задолженности. Особенно будут ужесточаться процедуры востребования в отношении недобросовестных заемщиков, тех, кто допускал просрочки и до кризиса. С более добросовестными, но попавшими в сложную ситуацию заемщиками банки пытаются практиковать программы реструктуризации, которые могут сгладить существующие негативные тенденции».

Этот пример уже подтверждается на практике: в Альфа-Банке стали жестче относиться к неплательщикам, особенно к тем, кто и ранее не отличался примерной платежной дисциплиной. Но одновременно здесь разрабатывают и внедряют специальные программы для лояльных клиентов. «Оба подхода — дружелюбный и жесткий — останутся в работе у служб взыскания, — говорит Олег Коган (Альфа-Банк), — нынешняя ситуация заставит кредиторов лишь более четко обозначить, кого они хотят видеть в будущем своими клиентами. Следовательно, будут предприняты усилия по их сохранению и удержанию. К должникам, оказавшимся за линией, будут применяться жесткие методы, поскольку сохранение их в качестве клиентов будет интересовать кредиторов значительно меньше, чем возврат их текущей задолженности».

Рост «просрочки» будет носить временный характер, через несколько месяцев может произойти снижение общего уровня просроченной задолженности по новым кредитам.

Конечно, жесткость вряд ли будет похожа на метод «утюга и паяльной лампы», по крайней мере у крупных и репутационно утвердившихся коллекторов. «Может увеличиваться частота контактов с должниками, может по-иному мотивироваться персонал агентства, могут пересматриваться нормы, но рамки, приемлемые в работе с клиентами, всегда остаются прежними, — говорит Наталья Щелованова (CRIF). — Зато в период кризиса увеличиваются издержки, причем не только у банков, но и у коллекторских компаний».

Сложившаяся в экономике ситуация уже стала толчком к удорожанию процесса взыскания, переосмыслению и оптимизации действующих стратегий как банков, так и коллекторов. В случае невозможности решить вопрос мирным путем неизбежным станет обращение в суд. Однако многие считают, что суды, принимая во внимание кризис, с большой вероятностью будут лояльно относиться к неплательщикам, если нет явных мошеннических действий. «В общем, баланс между досудебной и судебной работой сместится в сторону судебного взыскания», — уверен Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав».

Аутсорсинг под вопросом

Независимые эксперты все чаще высказываются за самостоятельный возврат банком задолженности по выданным кредитам в противовес обращению к профессиональным коллекторским агентствам.

«Банкам следует проявлять осмотрительность в отношении привлечения внешних подрядчиков к взысканию кредитных платежей, — считает Крис ван Кемпен, директор PricewaterhouseCoopers в России. — Правильное управление работой по просроченным кредитам является для банков важнейшим условием устойчивости и прибыльности их деятельности. Отдел по взысканию задолженности оказывает значительное влияние на обеспечение рентабельности кредитного продукта. Именно поэтому для банков столь важно сделать внутренний процесс взыскания эффективным. А привлечение агентств по взысканию проблемных кредитов должно практиковаться только в исключительных обстоятельствах».

Вместе с тем едва ли какой-то банк захочет, чтобы сотрудники блока розничных операций тратили время на работу по кредитам с низкой вероятностью взыскания, полагает эксперт PWC.

«Банки должны рассматривать возможность аутсорсинга взыскания задолженности только в отношении тех просроченных кредитов, по которым вероятность взыскания значительной части суммы невелика, — продолжает Крис ван Кемпен (PricewaterhouseCoopers). — Данные клиенты по определению не будут представлять большого интереса для банка в дальнейшем, поэтому нет особых причин для сохранения этих кредитов на балансе банка. В этом случае незамедлительная продажа таких кредитов — лучшая альтернатива. Даже в сегодняшние, сложные для финансового сектора времена имеется достаточно специализированных инвесторов, заинтересованных в приобретении портфелей российских проблемных долгов. Продажа такого портфеля с безотлагательным расчетом наличными очистит бухгалтерский баланс банка, а также позволит высвободить время сотрудников блока розничного кредитования».

Суды, принимая во внимание кризис, вероятно, будут лояльно относиться к неплательщикам, если налицо нет явных мошеннических действий.

Между тем большинство банков, имеющих невысокий объем просроченной задолженности, продолжают самостоятельное взаимодействие с должниками с привлечением судебных приставов. Некоторые крупные банки расширили отделы по сбору задолженности за счет высвободившихся специалистов по продажам кредитных и других банковских продуктов. Александр Соколов, директор департамента анализа рисков ВТБ 24, считает, что практика расширения коллекторского отдела за счет специалистов других подразделений «больше применима к уровню менеджмента, нежели непосредственно к коллекторам «в полях». Хотя при этом существует хорошая заменимость между службами hard collection и службами безопасности банков». В текущей ситуации эксперт из ВТБ 24 считает оптимальной смешанную стратегию в работе с проблемными активами. Она позволит в кризисной ситуации оперативно управлять объемом просроченной задолженности и в случае ее существенного роста увеличивать долю аутсорсинга и сохранять текущий уровень издержек на персонал.

«Если у банка наблюдается большое количество просроченных кредитов, то взыскание задолженности силами самого банка экономически неэффективно, — говорит Борис Новиков (Межпромбанк Плюс). — Ведь для работы с каждым просроченным кредитом необходимо задействовать большое количество персонала: сотрудник бэк-офиса, юрист, специалист кредитного подразделения, сотрудник службы безопасности банка, сотрудник банка по работе с залогами в случае его наличия».

В некоторых случаях необходимость комбинировать использование внутренних коллекторских служб и внешних агентств не всегда осуществима на практике, отмечают эксперты Альфа-Банка. Далеко не все банки могут похвастаться тем, что обладают необходимыми структурой и компетенцией для обеспечения полного цикла взыскания долгов. Но те немногие, у кого это имеется, могут выстроить наиболее эффективную схему взыскания. Остальным же приходится соревноваться друг с другом в том, чтобы сфокусировать агентства на обработке именно своих долгов, а это стоит денег, поскольку тот, кто больше платит, получает лучший сервис.

И все же праздник на «коллекторской улице» вечным не будет. В долговом агентстве «Пристав» считают, что тенденция по упразднению банками внутренних служб и передаче задолженности коллекторам по агентской схеме на ранних сроках сохранится лишь в ближайшие три-четыре месяца.

«Вынужденное снижение банками объемов кредитования и более жесткая оценка потенциальных заемщиков могут привести к тому, что объем банковских кредитов, передаваемых коллекторам, в скором времени снова снизится, — предполагает Герман Белоус, начальник управления разработки потребительских кредитов Газэнергопромбанка. — А если учесть увеличение затрат на взыскание долгов, можно предположить, что в итоге некоторым мелким и средним агентствам придется прекратить свое существование. В любом случае короткую задолженность сроком до 60 дней дешевле взыскивать с помощью собственных служб безопасности, остальную — передавать на аутсорсинг. Это выгодно банкам с точки зрения расходования средств и более эффективно с точки зрения возврата долга».

Мнение эксперта 

Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав»

Коллекторы не смогут купить все

Одна из основных тенденций последнего времени: резкий рост портфелей, выставляемых банками на продажу коллекторским агентствам. Если раньше мы получали от банков одно-два таких предложения в месяц, то сейчас предложения по оценке портфеля и рассмотрению возможности его приобретения поступают к нам практически еженедельно.

Вместе с тем начиная с сентября 2008 года сильно изменились условия привлечения средств для инвестиций в этот высокорискованный сектор, что незамедлительно отразилось на возможности приобретения таких портфелей коллекторскими агентствами. Во-первых, существенно возросла стоимость денег. Во-вторых, многие институциональные инвесторы вообще закрыли лимиты на Россию. Пока еще сохраняется возможность привлечь ресурсы от более гибких частных инвестиционных фондов, однако их возможности также ограниченны. А в-третьих, сроки предоставления средств сократились: если раньше коллекторы могли без проблем привлекать деньги на два года, то сейчас — максимум на год-полтора.

На ценообразование рынка купли-продажи портфелей влияет и повышенный валютный риск: инвестиции идут в валюте, а коллекторы собирают в рублях. При нынешнем колебании курса рубля по отношению к твердым валютам риск инвестора существенен. Нарастающие инфляционные процессы также отражаются на себестоимости взыскания. Для того чтобы показать эффективность на уровне начала прошлого года, сейчас нам приходится работать в два раза интенсивнее, чем год назад. Следовательно, издержки также растут: в среднем они выросли на 30% по сравнению с летними месяцами 2008 года. С учетом всех этих факторов цены на выставляемые банками на продажу портфели стремительно падают. И если год назад за портфель средним сроком задолженности 400–500 дней цена варьировалась в диапазоне 10–15% от объема задолженности, то сейчас она составляет уже не более 1–5%, и это еще не предел. Вчерашний рынок продавца сегодня уже стал рынком покупателя, который диктует цены.

Передаваемые сегодня портфели отличаются большими объемами и относительно «молодой» просроченной задолженностью. На данном этапе удается поддерживать эффективность на достаточно высоком уровне, однако сегодня сложно прогнозировать дальнейшие объемы сборов, поскольку платежеспособность населения заметно снижается.

Журнал "Банковское обозрение", №2, февраль 2009 г.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005774
Rambler's Top100