ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Мертвый сезон

Туркомпании начинают охоту на клиентов


Период кризиса категорически несовместим с отпускным сезоном. Туроператоры из последних сил борются за остатки платежеспособной клиентуры. Январь-февраль – традиционно провальные туристические месяцы, грозят необратимыми последствиями для многих игроков этого рынка. Директор московского филиала турфирмы «Нева» Елена Садкова рассказала «Ко» о конкуренции в условиях кризиса, которую, по ее прогнозам, будут вести нерыночными методами.

Пессимистичный прогноз развития отечественной туриндустрии выглядит примерно так: большая часть людей откажется от путешествий, другие предпочтут сэкономить за счет «дикого» отдыха, выжившим турфирмам достанутся клиенты, готовые оплатить разве что Краснодарский край и Крым. Однако туроператоры не верят в подобное развитие событий. К ним относится и один из ветеранов отечественной туриндустрии – фирма «Нева», входящая в пятерку крупнейших и самых узнаваемых российских операторов. Впрочем, интерес к себе компания вызывала всегда, но не масштабом, а личностью одного из отцов-основателей – нынешнего генерального директора ГМК «Норникель», а в недавнем прошлом большого чиновника туротрасли Владимира Стржалковского. К моменту его ухода с поста гендиректора «Невы» компания уже вошла в число крупнейших в России. Стржалковский руководил турфирмой до 1999 года, когда ушел развивать отечественный туризм на госслужбе: сначала заместителем министра по физической культуре, спорту и туризму РФ, потом, с 2000 года, председателем Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, а месяц спустя – заместителем министра экономического развития и торговли России. В 2004 году Стржалковский занял пост руководителя Федерального агентства по туризму, то есть остался в сфере, в которой работает его детище – «Нева». «Напрямую лоббирование Стржалковским интересов турфирмы проследить вряд ли возможно, особенно после скандалов в прессе в 2002 году, после чего чиновник стал еще более аккуратно относиться к своему имиджу, – рассуждает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. – Скорее всего, главной мишенью скандала была не «Нева», а именно Стржалковский, которого хотели оттеснить от департамента туризма в МЭРТ (он тогда его курировал в ранге замминистра)». «Правда, опосредованно можно предположить, что он не забывал и об интересах фирмы, поскольку практически с момента своего ухода в правительство в 1999 году и до перехода в «Норникель» в 2008-м занимался туристической отраслью, – добавляет эксперт. – Прямых признаков лоббирования интересов только «Невы» нет, а вот интересы крупного турбизнеса, к которому относится и «Нева», Стржалковский лоббировал. Достаточно вспомнить введение страхования ответственности для туроператоров, что привело к банкротству мелких и средних фирм и поглощению их доли рынка «крупняком». О том, что и сейчас существует связь между турфирмой и Стржалковским, может свидетельствовать и состав ее руководства. В частности, по данным Салина, председателем совета директоров турфирмы является Сергей Тимралиев, с которым чиновник в 1990 году ее учредил. Пока сложно говорить, как долго Стржалковский продержится в металлургической отрасли. В любом случае в профильных ведомствах у него остались крепкие тылы. В частности, новым главой Ростуризма был назначен протеже Стржалковского Анатолий Ярочкин, в профильный департамент в Минспорттуризме (курирует Ростуризм) – другой соратник Стржалковского, Надежда Назина. В сегодняшних условиях и это преимущество перед конкурентами лишним не будет.

– Как финансовый кризис повлиял на российскую туристическую отрасль?

– Прежде всего произошло перенаправление турпотоков. Сейчас стали более востребованы короткие поездки, туристы хотят поехать недалеко и за меньшие деньги, чтобы сэкономить в преддверии еще большего углубления кризиса. Меньше востребованы экзотические, дорогие направления – такие, как, например, Индонезия или Доминикана. Туристы едут в основном в более дешевые и близкие Скандинавию, Чехию и другие европейские страны. Поэтому мы, например, испытали на себе некий спад на экзотических направлениях на Новый год, но при этом у нас на 25 – 30% повысился спрос на Скандинавские страны. Мы уже пару лет не делали прямые автобусные туры из Москвы в Чехию и Европу в целом в связи с тем, что были достаточно дешевые перелеты. А на этот Новый год мы отправили пять заполненных автобусов в Европу и планируем продлить эти программы. Естественно, сложнее будет фирмам, ориентированным на какое-то одно направление, например на южную экзотику. Трудности ждут и туроператоров, действующих лишь на оборотных средствах. И процесс перекредитования, на котором существовали все эти фирмы в предыдущие годы, естественно, резко усложнился.

– На сколько процентов упал спрос на дорогую экзотику?

– Если начало 2008 года ознаменовалось сильным приростом, особенно на экзотических туристических направлениях – где-то на 15 – 20% по сравнению с тем же периодом 2007 года, то в конце года произошло явное падение на те же 15 – 20%. Не только по экзотике, но и в целом по отрасли.

– Некоторые турфирмы под Новый год предлагали путевки со скидкой до 40% от стоимости тура. При этом крупные туроператоры заявляли о том, что снижать цены в сегодняшних условиях бессмысленно...

– Такие скидки делают от безысходности. Те фирмы, которые работали на оборотных средствах и которым их сейчас не хватает, чтобы покрыть долги еще летнего сезона, всяческими способами пытаются привлечь эти средства. И, как мне кажется, даже до конца не понимая, что тем самым долговая яма только растет. Не скажу, что мы совсем не снижаем цены. Мы это делаем, безусловно. В периоды, когда слабый спрос, мы вынуждены продавать туры со скидкой, чтобы покрыть хоть какую-то часть расходов. И это не самый приятный момент в нашей деятельности. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы отправлять меньше людей, но по нормальной цене, а не по демпинговой.

– Какова в среднем по рынку наценка в туроператорской деятельности?

– На самом деле рентабельность очень низкая. Если выходит 2 – 3%, то считайте, что вы отработали очень хорошо. В этом сезоне из-за роста цен на авиаперевозки мы вынуждены были либо вводить топливные сборы для того, чтобы каким-то образом минимизировать свои потери, либо принять на себя убытки, которые понесли в силу того, что продавали заранее и уже не могли добирать с туристов те повышения цен, которые нам выставили авиакомпании. Соответственно где-то в июле все заметили спад в спросе – в целом на 15 – 20%. Добавим к этому переизбыток предложений на рынке. В результате было очень много спецпредложений, низкие цены. И мы не то что имели наценку, а доплачивали за наших туристов, чтобы они имели возможность отдохнуть.

– Каков Ваш прогноз по продажам на этот год? Некоторые участники рынка прогнозируют, что настоящие проблемы у туроператоров начнутся весной. В феврале-марте ожидается падение спроса минимум на 30%.

– Думаю, что летний отдых все равно многие будут планировать. Самым тяжелым временем для туристического бизнеса станет, как мне кажется, зима 2009 года. К концу марта, к весенним детским каникулам, в любом случае люди поедут отдыхать. Сказать, что туризм умер, я бы не рискнула. Другое дело – где мы будем проводить отдых. К примеру, если раньше мы могли позволить себе поехать в ОАЭ, то сейчас остановимся, например, на курортах Краснодарского края. Поэтому турфирма «Нева» особенно пристальное внимание в этом году обращает на отечественные курорты. Если, конечно, наши родные хотельеры не решат очень много заработать на этом всплеске и не завысят цены. Ну и плюс мы пытаемся переориентироваться на среднюю и дешевую ценовую нишу заграничных курортов.

– Но цены на курортах Краснодарского края сравнимы с Турцией и Египтом...

– Если даже не больше – на некоторых. Но есть надежда на то, что российские хотельеры одумаются и приведут свои цены в соответствие уровню сервиса. Вот этим и было вызвано совместное письмо туроператоров, работающих на российском рынке, к хотельерам Краснодарского края (с предложением о понижении цен. – Прим. «Ко»).

– И они уже как-то отреагировали на это обращение?

– Пока нет.

– То есть стратегия турфирмы «Нева» на период кризиса – это диверсификация?

– Дело в том, что мы этим занимались всегда: помимо турпакетов по 57 направлениям, отдельно продавали и авиабилеты, и отели. Сейчас занимаемся оптимизацией всех наших программ, чтобы минимизировать потери. Это определенные сокращения тех направлений, которые сейчас не востребованы, и, наоборот, увеличение объемов более экономичных, бюджетных туров. Туры выходного дня, экспресс-туры – например, в Египет на 4 дня, автобусные туры... На лето тоже планируем подобную оптимизацию предложений.

– Туроператоры уже начали сокращать персонал – в среднем, по словам участников рынка, следует ожидать уменьшения числа работников туротрасли на 20%. При этом «Нева» заявила, что не сокращает и не планирует сокращать персонал. С чем это связано?

– Мне кажется, что, проводя сейчас такое 20%-ное сокращение, можно прийти к лету просто с нетрудоспособным коллективом. Ведь даже в кризис кадры решают все. Мы больше оптимизируем расходы, не связанные с кадровой политикой.

– Вы имеете в виду рекламные и маркетинговые бюджеты?

– Да. Сводить на нет рекламную кампанию и маркетинг мы не будем, но постараемся переориентировать рекламные бюджеты. Больше внимания станем уделять интернет-рекламе, развитию сайта.

– У «Невы» большая региональная сеть? Как много отделений придется закрыть?

– Мы не собираемся закрывать свои региональные представительства. Просто проанализируем и оптимизируем перевозку. В некоторых регионах прогнозируется снижение спроса, соответственно туристы из них полетят через определенные транспортные узлы – Санкт-Петербург, Москву, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск.

– Недавно закрылась специализирующаяся на Турции и Египте компания Diva Travel... Ожидаете ли Вы банкротства или ухода с рынка других туристических компаний в 2009 году? Если да, то каких именно?

– Безусловно, банкротства будут. Каких фирм, предполагать не стану, но скажу, что уход любой туроператорской компании из первой десятки или даже двадцатки с большими оборотами – для всех большая проблема и беда. Это лишний раз подорвет имидж нашей отрасли и подтолкнет людей к самостоятельному туризму.

– В отношениях с турагентствами операторы начали давать отсрочку по оплате туров – через несколько дней после продажи. Насколько себя оправдывают такие меры, или это долговая яма?

– Да, это так называемое кредитование. Как правило, турагентство понимает, что ему все равно нужно будет заплатить. И лучше заплатить сейчас, чем «растягивать удовольствие» до тех пор, когда все будет совсем плохо и эти 50% вообще не найти. Такая ситуация достаточно скользкая. Мне кажется, все это идет от того, что туроператоры стремятся привлечь как можно больше агентств и обеспечить себе определенный рынок сбыта. Другое дело, как эта программа будет воплощаться. Может быть, из 20 агентств лишь одно получит такую отсрочку.

– Что будет, если турагентство вообще не заплатит оператору за тур?

– Агентства в таком случае делают заложниками прежде всего туристов. Представьте себе: агентство не заплатило 50% от поездки туроператору, осталось 2–3 дня до выезда туриста из гостиницы. Каким образом оператор может воздействовать на агентство? Либо не выдать документы на последующие туры – вынудить турагента заплатить шантажом неотправки туристов, либо предложить туристам заплатить в гостинице на курорте, опять же делая их разменной монетой в споре.

– В начале декабря прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о размере фингарантий. В сфере выездного туризма, если оператор реализует туры на сумму менее 100 млн рублей в год, размер финансового обеспечения для него должен составлять 30 млн рублей, если на большую сумму – 100 млн рублей. Есть мнение, что в таком виде фингарантии не отражают рисков крупных туроператоров, а интересы малых и средних законопроект не защищает. Какова Ваша точка зрения на законопроект?

– Честно говоря, мое мнение по поводу этого закона неоднозначно. Действительно, я согласна с тем, что те 100 млн, которые выдвигаются в новой версии этого закона, не покроют всех рисков при случае каких-то неприятностей с крупными туроператорами. Реально и 200 млн будет мало. Для мелких агентств – да, я считаю, что эта сумма большая. Тем не менее, когда люди завязываются на туристический бизнес, они все-таки должны иметь некий финансовый запас и потенциал, чтобы в случае чего туристы не страдали. Кроме того, дифференциация подобного рода гарантий может привести к реальному сокрытию прямых доходов со стороны туроператоров. Поэтому мне кажется, что закон требует доработки – в том виде, в котором существует на сегодняшний день, он еще очень сырой.

– Каков, на Ваш взгляд, оптимальный размер суммы фингарантий?

– Россия, конечно, идет своим путем, но имеется и опыт зарубежных стран. В ряде государств существует некий – назовем его стабилизационный – фонд, куда крупные туроператоры кладут энную сумму денег – скажем, 20 000, 30 000 евро. И когда случаются проблемы с каким-то туроператором, одним из членов этой ассоциации, из фонда берутся деньги на то, чтобы компенсировать убытки туристов, вывезти их из какой-то страны, если туроператор сам не может справиться. А потом фонд опять пополняется. Поэтому, может быть, имеет смысл пойти по этому пути или же воспользоваться каким-то другим опытом зарубежных стран, уже доказавшим свою эффективность.

– В связи с уменьшением количества клиентов конкуренция среди туроператоров в кризис ужесточится. Чем это грозит участникам рынка?

– Что-то такое уже есть и, возможно, будет обостряться. Дело в том, что в борьбе за рынок сбыта, за клиента могут применяться самые неприятные методы: черный пиар, что-то еще. Как правило, это делают слабые, для того чтобы укусить сильного – других методов у них нет. К сожалению, это уже начинает появляться на рынке.

– В декабре прошлого года в Интернет попал черный список из нескольких компаний-туроператоров. На ТВ прошла передача с акцентом на присутствие в этом списке именно «Невы». Прокомментируйте ситуацию.

– Да, это была программа на канале НТВ. На самом деле история возникновения этих черных списков банальна и неинтересна. Есть сеть агентств, которая называется «Горячие туры». Одна из нескольких сетей, действующих по всей России. Она ежемесячно составляет свои списки фирм, с которыми они работают. А управляющая компания, стоящая во главе этой сети агентств, рекомендует, с кем работать, а с кем нет. Это внутренний документ, ежемесячно рассылаемый между своими агентствами. Так вот турфирма «Нева», с которой у сети нет договора, была в списке не рекомендованных к работе. Каким-то образом этот список попал в чужие руки и был опубликован. И здесь мы возвращаемся к нашей общей ситуации. Люди сейчас запуганы, и, к большому сожалению, наши агенты не защищены от того, что любого рода информация начинает обрастать слухами. После появления этой информации в Интернете сама же управляющая компания «Горячие туры» начала давать опровержение.

– Основателем турфирмы «Нева» является Владимир Стржалковский – экс-глава Ростуризма, нынешний генеральный директор «Норникеля». Его имя сыграло свою роль в работе компании? Помогает ли это Вам в работе сейчас?

– Владимир Игоревич Стржалковский действительно был генеральным директором турфирмы «Нева» с момента ее основания и до 1999 года. Все те ветераны движения, которые помнят эти годы, вспоминают его с большим уважением и восхищением, потому что, конечно, туризм – это тот бизнес, который основан на роли личности. Является ли он хозяином – не знаю. Думаю, что нет. Потому что Владимир Игоревич был чиновником общегосударственного масштаба. А насколько я знаю, по закону им не положено. Слухи о нашем административном ресурсе сильно преувеличены. Имя Владимира Игоревича накладывает огромную ответственность. Мы всегда находились и находимся под пристальным взором всей нашей туристической и не только туристической общественности… И понимаем, что за нами имя и что мы не должны его посрамить, если говорить высоким слогом. Но, с другой стороны, административный ресурс всегда помогал. Однако, повторюсь, слухи о нем весьма преувеличены.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005813
Rambler's Top100