ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Бухгалтерский учет завтра


В прошлом году специалисты Минфина потрудились на славу. Они не только «перетряхнули» ряд положений по бухучету, но и ввели в действие принципиально новые ПБУ. Однако, судя по выступлению начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина Александра Бакаева на конференции, которая прошла в рамках выставки «Бухгалтерский учет и аудит-2009», продолжение этой истории не заставит себя долго ждать.
Бухгалтерский учет завтра

1. Введение

Зачем, собственно, бухучет нужен? Именно с этого вопроса начал свое выступление Александр Бакаев. И тут же продолжил: главная функция системы бухгалтерского учета и отчетности – обеспечить внешних (официальных) пользователей информацией о деятельности хозяйствующих субъектов. К ним относятся собственники, инвесторы, кредиторы, органы государственной власти, ну и, конечно, налоговики. Информация нужна и управленческому персоналу самих компаний. Но, как сказал лектор, Минфин постоянно сталкивается с тем, что для принятия решений в масштабе страны информации не хватает, ее качество низкое и «верить отчетным данным нельзя».

Конечно, многое зависит и от уровня квалификации людей, занимающихся бухучетом. Уровень их профессиональной подготовки нужно постоянно повышать. Поэтому в проекте нового закона о бухучете квалификационные требования к главному бухгалтеру сформулированы достаточно жестко:

  • наличие высшего образования;
  • стаж бухгалтерской работы – три года из последних пяти лет;
  • отсутствие судимости;
  • членство в профессиональной бухгалтерской организации.

По мнению Бакаева, менять нужно и психологию. Этому как раз поспособствует «членство» в профессиональных саморегулируемых организациях, кастовость, что развито во всем мире, но не в России. Наши бухгалтеры, посетовал чиновник, до сих пор предпочитают «подметать» за своими руководителями, читать кем-то подготовленные комментарии к нормативным документам, но не лично участвовать в работе над их проектами. В результате – они же сами сталкиваются со множеством вопросов по применению новых положений, но уже после их выхода, когда обсуждать поздно, а нужно исполнять то, что принято.

Вообще, многие связывают процесс по совершенствованию системы бухучета с упрощением формирования отчетности, что вполне естественно. Однако, по словам представителя Минфина, на самом деле происходит усложнение, и это тоже логично. Ведь усложняется рынок, условия производства, появляются новые отрасли, а об ухудшении ситуации в экономике и говорить не приходится. Поэтому у нас и появляются принципиально новые ПБУ, которые отвечают требованиям времени, да еще и с международным размахом.

2. «Форменное» обновление

Как сообщил Бакаев, сейчас Минфин работает над новыми формами бухгалтерской отчетности, а именно: над поправками в приказ от 22 июля 2003 г. № 67н. Сначала, по словам лектора, формы отчетности менять не хотели – у нас есть ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н). В нем прописаны все требования к бухгалтерской отчетности. Но потом решили, что этого все-таки недостаточно.

Итак, в скором времени бухгалтерам придется осваивать обновленные формы отчетности. Лектор отметил, что в бухгалтерском балансе нужно будет отражать информацию об остатках по статьям «На начало периода», «На конец периода» не только за отчетный период, но и за предшествующий. Это введено, чтобы выполнить требование сопоставимости данных бухгалтерской отчетности.

Кроме того, слева, против каждой статьи активов и пассивов, появится дополнительная графа: «Номер примечания». В ней нужно будет отражать значения пояснений и расшифровок по отдельным явлениям хозяйственной деятельности. Например, примечание 1 относится к принятым организацией особенностям учетной политики, которые прописываются в пояснительной записке. Примечание 2 – к нематериальным активам. Его источник – форма № 5, пояснительная записка. И так далее.

Дополнительные графы появятся во всех формах: и во второй, и в третьей, и в четвертой. Но больше остальных будет раздута, как выразился лектор, форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Ведь все расшифровки данных баланса, приводящиеся в ней, должны быть за два отчетных года!

3. По справедливости

Совместно с Минсельхозом Минфин активно работает над проектом положения по бухгалтерскому учету биологических активов. В большей степени оно будет рассчитано на сельскохозяйственных производителей, но будет обязательно для любых организаций, которые имеют такие активы или же занимаются их оборотом. Все, что есть в сельском хозяйстве, будет оцениваться по «справедливой стоимости». Механизм ее определения связан с наличием активного рынка. Где этот рынок в России? Как он может влиять на оценку биологических активов?

Лектор привел пример. Возьмем Нижегородскую область. Она исторически делится на северную и южную части. В северной – лес, глинистая почва. Развит рынок продукции деревообработки, народных промыслов. В южной – чернозем. Развито производство зерновых. Рынки в целом разные. Но в обоих есть такие биологические активы, как сено. В северной части области трава растет, а в южной выгорает. Вот в такой ситуации и понадобится применять оценку активов по справедливой стоимости. Остается только определить, каким образом.

4. Доходная часть

Готовятся поправки и в действующие ПБУ. Так, ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н) претерпит не много изменений − всего два, но существенные. Первое − будет исключено понятие «предмет деятельности».

Пока для учета доходов организации используют либо счет 90 «Выручка», либо 91 «Прочие доходы». Скоро такого разделения не будет. Все, что связано с доходами, независимо от суммы (даже один полученный рубль!) будет учитываться только на счете 90, включая роялти, поступления от аренды, финансовых сделок. Не будет никаких процентов и критериев отнесения к доходам, связанным с «предметом деятельности» или с «основной» и «не основной» деятельностью предприятия.

Второе планируемое изменение в ПБУ 9/99 касается признания выручки в бухучете (раздел IV). Условия для свершения подобной операции, перечисленные в ныне действующем ПБУ, вполне понятны. Также ясно и то, что если хотя бы одно из них не выполнено, то речь идет вовсе не о выручке, а о кредиторской задолженности. Исключением являются лишь доходы от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций.

Проблемным оказался подпункт «г» пункта 12 ПБУ 9/99. В нем закреплено, что выручку можно признать в бухучете, если «право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана)». Представителей Минфина смутило понятие «переход права собственности». Бакаев отметил, что оно применяется при расчете налога на имущество, а в «доходной части» вроде как оно не очень уместно. Именно поэтому было принято решение заменить данное условие для признания выручки. Оптимальным для чиновников видится «переход контроля, с учетом фактора получения экономической выгоды».

В завершение своего выступления представитель Минфина отметил, что в планах ведомства стоит и усовершенствование ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Главным недостатком данного положения Бакаев назвал отсутствие порядка учета операций с лизинговым имуществом. Именно этот пробел и собираются ликвидировать чиновники, а заодно привести положение в соответствие с международными стандартами. Кстати говоря, в мировой практике предмет лизинга учитывает на балансе тот, кто получает экономическую выгоду от его использования.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005832
Rambler's Top100