ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Кадровый рынок: весна 2009


Александра Сычева
Источник: E-xecutive
Кризис больно ударил по кадровому рынку – увольнения, сокращения зарплат, невозможность найти работу по специальности... Чего нам ждать от ближайшего будущего? Специалисты каких профессий могут спать спокойно, уверенные, что им не грозит ни увольнение, ни урезание вознаграждений, а кто ходит по краю пропасти? Сколько сегодня готовы платить работодатели?

Кадровый рынок: весна 2009Рынок труда

Еще год назад кадровый рынок был рынком кандидата – специалисты могли выбирать компании и торговаться с ними относительно условий работы, потому что существовал дефицит профессионалов. Но грянул кризис – и кадровый рынок стал рынком работодателя. Немало этому способствовали массовые сокращения сотрудников, которые произошли в конце прошлого года и начале этого.

Согласно исследованию, проведенному кадровым агентством AVANTA Personnel, в четвертом квартале 2008 года порядка 30% участников опроса в Москве и Санкт-Петербурге сокращали персонал, средний объем сокращений составил 13-14% от общего штата. В настоящее время сокращения проводятся также в трети исследованных компаний, сокращают от 5% до 15-17% персонала. Анна Егорова,руководитель отдела обзоров заработных плат AVANTA Personnel, рассказывает, что «в основном под сокращение попадают рядовые сотрудники и специалисты, несколько больший процент сокращений наблюдается в следующих функциональных группах: административный персонал, продажи и маркетинг, производство и инжиниринг, логистика и закупки, а также отдел персонала и бухгалтерия. Если говорить о планах, планируют сокращать персонал в последующих кварталах 2009 года 9% московских и 14% петербургских компаний. Основной объем сокращений придется на 2-й квартал 2009 года, сокращения запланированные на 3-й и 4-й квартал значительно меньше».

В результате на рынке образовалось большое число людей различной квалификации, ищущих работу по разным специальностям. Число вакансий, напротив, существенно сократилось. Как отмечают эксперты, на сайтах, посвященных поиску работы, самый большой избыток резюме на конец 2008 года наблюдался по таким специальностям как «директор по персоналу», «финансовый управляющий» и «PR-менеджер», и в таких областях как банковское дело, инвестиционные компании, недвижимость. По мнению Антонины Коробейниковой, менеджера по маркетингу рекрутинговой компании «Адэкко», «в самую сложную ситуацию попали рекрутеры, специалисты в области PR, финансовые контроллеры, тренеры, а также персонал таких отраслей, как металлургия, машиностроение, автопром».

Ее поддерживает Галина Дмитриева, руководитель маркетингового департамента компании Ventra: «Если говорить о кадровой индустрии, которая полностью зависит от положения компаний на рынке, то состояние ее сейчас не самое лучшее. Сократился набор специалистов примерно на 70%, что создало достаточно серьезные проблемы для рекрутеров. Компании, в основном, набирают самостоятельно, экономя на гонорарах агентствам, поэтому во многих кадровых агентствах, полностью ориентированных на рекрутмент, ситуация тяжелая, многие мелкие агентства закрылись или работают по мере появления позиций. Аналогичная ситуация наблюдается и в маркетинговых агентствах, издательствах».

Наиболее же дефицитными по итогам прошедшего года оказались бухгалтера, специалисты по информационным технологиям, в сферах страхования и медицины (особенно фармрынок), где высококвалифицированные работники востребованы всегда, вне зависимости от состояния экономики в целом и рынка труда в частности.

Антонина Коробейникова обращает внимание на еще один аспект сложившейся ситуации: «Тем не менее, на рынке наблюдается следующая тенденция: работодатели не готовы брать на позиции специалистов с более высокой квалификацией, чем требуется. Основная причина этому – отсутствие должной мотивации со стороны кандидата к длительному выполнению возложенных обязанностей. По мнению работодателей, высококвалифицированный специалист примет предложение занять позицию, для которой требуется меньшая квалификация, чем имеется у него, только лишь затем, чтобы «пересидеть» сложные времена. И уже с первых дней работы такой кандидат будет продолжать поиск более подходящего ему места».

Заработная плата

Кризис сказался и на величине предлагаемых кандидатам и сотрудникам вознаграждений. Компании сократили заработные платы сотрудникам, отказались от бонусов и премий, а также и от запланированного ранее увеличения зарплат работников. Что касается открытых вакансий, то уровень компенсаций в среднем, по оценке экспертов, снизился приблизительно на 30%.

Исследование AVANTA Personnel показало, что только 12-13% компаний в Москве и Санкт-Петербурге уменьшили оклады, предлагаемые кандидатам при приеме на работу в период с октября 2008 года по март 2009 года. Средняя величина понижения составила 13-14% от прежних ставок. Оклады работающих сотрудников в течение того же периода были уменьшены в 12% компаний в Москве, причем в половине случаев уменьшение произошло за счет сокращения рабочего времени, величина понижения окладов в зависимости от компании составила от 5-6% до 15-20%. Также в течение исследуемого периода порядка 10% компаний отправляли своих сотрудников в неоплачиваемые отпуска. А что касается бонусов, то с октября по март около 25% компаний приостановили выплату бонусов, только треть этих компаний планировала в последствие возместить сотрудникам недополученные премии, еще около 10% компании уменьшили размер бонусов, в среднем на 25-35%. Тем не менее, Анна Егорова отмечает любопытную тенденцию: «Интересен тот факт, что значительная доля компаний увеличила заработные платы своих сотрудников. Так в 4-м квартале 2008 года повышение произошло в 15% и 20% опрошенных компаний в Москве и Петербурге соответственно, и еще 18% и 10% компаний планируют или уже повысили зарплаты в 1-м квартале этого года, и у более 40% компаний есть такие планы на оставшуюся часть года. Однако средняя величина повышения несколько ниже, чем планировалось в начале-середине прошлого года - 9-10%. Приведенные цифры говорят о том, что, дальнейшего понижения заработных плат на рынке не будет, наоборот, зарплаты будут расти, но менее быстрыми темпами, чем в прошлые годы».

Но с таким оптимистичным прогнозом не согласна Антонина Коробейникова: «Если мы говорим о таких направлениях деятельности, как HR и PR, то здесь вполне возможно дальнейшее снижение уровня заработной платы. Применительно к HR это обусловлено не только выходом на рынок большого числа специалистов в этой области, снижением загруженности, но и стремлением работодателя снизить затраты на персонал, сохраняя при этом рабочие места. В PR падение уровня дохода персонала может быть обусловлено отсутствием заказов со стороны клиентов и, как следствие, низкой загруженностью специалистов».

Что касается информационных технологий и фармацевтической промышленности, то участники рынка солидарны в этом вопросе – уменьшения выплат в этих областях не предполагается.

«Но, если даже кризис и не коснулся конкретных компаний, при нынешнем отсутствии стабильности работодатель постарается попридержать увеличение заработной платы и других выплат как можно дольше, объясняя работникам, что в данной ситуации кризиса следует затянуть пояса. По моему мнению, у генеральных директоров наблюдается кризисный блок, когда необходимо обязательно оптимизировать затраты, уменьшать бюджет на маркетинг, HR и др., в такой ситуации конечно увеличения зарплат и других выплат в ближайшее время не предвидится. Хочется надеяться, что к концу года ситуация выправится» - замечает Галина Дмитриева.

А теперь более подробно рассмотрим сложившуюся ситуацию в тех отраслях, по которым кризис ударил наиболее сильно.

Финансы

За первый месяц 2009 года количество вакансий в финансовой сфере увеличилось примерно на 10-15% по сравнению с декабрем прошлого года.

«В конце прошлого года, компании сокращали численность финансовых департаментов, «раздутых» в благополучное время, за счет, например, вторых и третьих бухгалтеров или четвертых и пятых финансовых контролеров, - рассказывает Ирина Калкина, ведущий консультант Antal Russia. – Но эти же самые позиции мы закрываем сейчас, ищем бухгалтеров, финансовых контролеров, финансовых аналитиков. В некоторых случаях компании поняли, что оставшиеся сотрудники не справляются с объемом работы и вынуждены искать людей на замену. Кроме того, востребованы хорошие кредитные контролеры, компаниям нужны сильные менеджеры, которые будут заниматься проблемными задолженностями».

Зарплаты финансистов в целом остаются на прежнем уровне, однако работодатели стали менее гибкими. Если раньше компания предлагала за финансового контролера, к примеру, от 120 000 до150 000 рублей в месяц, и в результате переговоров зарплата могла быть увеличена, то теперь у работодателя есть строго определенный бюджет, за рамки которого он выходить не готов.   

Должность Ежемесячная базовая зарплата в рублях
до уплаты налогов
Минимум
Ежемесячная базовая зарплата в рублях
до уплаты налогов
Максимум
Финансовый директор 230 000 600 000
Заместитель финансового директора 160 000 420 000
Главный бухгалтер 100 000 250 000
Заместитель главного бухгалтера 75 000 150 000
Руководитель казначейства 100 000 200 000
Казначей 70 000 150 000
Внутренний аудитор/контролер 80 000 150 000
Финансовый контролер 80 000 200 000
Кредитный контролер 60 000 120 000
Финансовый аналитик 50 000 180 000

По данным рекрутинговой компании Antal Russia
(Исследование проводилось за период с августа 2008 г. по январь 2009 г., в ходе исследования было опрошено более 200 сотрудников финансовых департаментов и более 40 компаний-работодателей).

Самые высокие зарплаты сотрудники финансового департамента сейчас получают в фармацевтическом секторе, компенсации среднего уровня готовы платить в телекоме, B2B и FMCG компаниях, нижний уровень компенсаций свойственен для производственных компаний и автомобильного сектора. Финансовые директора могут рассчитывать на высокий доход в производственных и торговых компаниях, где они получают более широкую сферу ответственности, а также в банках и страховом бизнесе, которые требуют лицензирования, там CFO получают минимум на 10% больше, чем в среднем по рынку. Российский бизнес традиционно предлагает более высокие оклады в счет компенсации рисков.

Работодатели сейчас стремятся найти кандидатов, идеально соответствующих требованиям вакансии, но не готовы переплачивать за ценные навыки и компетенции. «Например, если компания ищет человека с опытом работы с SAP, то она просто не будет смотреть людей, работавших с Oracle, Hyperion или другими ERP системами, причем потребует знания определенных модулей. Свободное знание английского языка и определенное количество сданных бумаг ACCA становятся все более распространенными требованиями», - поясняет Ольга Иванова, ведущий консультант Antal Russia. Кроме того, компании стремятся минимизировать риски при найме нового сотрудника и стараются брать людей из той же индустрии.

PR

В октябре 2008 года прирост базы резюме рекрутинговой компании «Адэкко» по позициям в сегменте «Реклама/маркетинг/PR» составил 120% по сравнению с аналогичным показателем за апрель 2008г. 80% резюме было получено от специалистов возрастной группы 20-30 лет. 38% кандидатов, чьи резюме были получены в октябре, имеют высшее профильное образование.

Если говорить об отраслевой принадлежности по последнему месту работы, то:

  • максимальное количество резюме (31%) было получено от специалистов сегмента PR/Marketing/Advertising
  • второе место по количеству резюме (17,2%) принадлежало сотрудникам FMCG
  • прирост резюме PR специалистов банковской и финансовая отрасли, которую кризис коснулся в первую очередь, тем не менее, составил всего 10%
  • наименьшее количество резюме (3,4%) было получено от PR специалистов топливно-энергетической отрасли

Таким образом, влиянию кризиса наиболее подвержены молодые специалисты с профильным образованием, занятые в сегменте PR/Marketing/Advertising. Это вполне закономерно. Получив диплом высшего учебного заведения, многие специалисты понимают, что знания, полученные во время учебы, недостаточны и их нужно подкреплять серьезным опытом работы. Не имея опыта работы в определенной сфере, сложно устроиться «на сторону клиента» - в отдел маркетинга и PR какой-либо компании. Поэтому многие специалисты начинают свой карьерный путь со стартовых позиций в PR агентствах.

«И если в условиях кризиса оставшиеся не у дел пиар специалисты с непрофильным образованием могут вспомнить о своей прежней специальности и попытаться найти работу в соответствии с ней, то профильные специалисты лишены такой возможности. Единственный совет, который им можно дать - это определить для себя смежные направления деятельности, в которых может быть востребован их опыт» - говорит Антонина Коробейникова.

Использована информация компаний Antal Russia, «Адэкко» и RUметрика


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005864
Rambler's Top100