ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Услышать и понять


Игорь Юргенс
Источник: Российская газета
Рецепт выхода из всех экономических кризисов только один: работать надо. Роль государства и "капитанов бизнеса" в этом очень проста - создать стимулы для производительного труда каждого члена общества, поддержать того, кто оказывается не у дел в меняющейся экономике, и поощрить того, кто хорошо работает.

А дальше все зависит от самого человека. Но с одним условием. Когда приходится делить сокращающийся пирог и распределять бремя кризиса, очень важно, чтобы общество видело, что это делается "по справедливости", в совете с ним. Конечно, избежать ошибок в период кризиса невозможно. И единственный способ не допустить, чтобы реакция на них дала эффект "снежного кома", накатывающегося на социальную и политическую стабильность, - развивать "демократию доверия", открывать существующие и создавать новые каналы общественного диалога.

Начатая по инициативе президента программа повышения качества народного представительства во власти (получившая неформальное название "десять шагов") - это как раз программа действий не только "за" - за демократию, за свободу, но и "против" - против застарелого стереотипа государственной бюрократии, в основе которого - недоверие к человеку. Вспомним, что вошло в эти "десять шагов", и увидим "болевые точки", которые эта программа призвана расшить.

Расширяются контрольные функции представительной власти - правительство обязано отчитываться перед ней и отвечать на вопросы, в том числе неудобные. Если выстроить этот механизм должным образом, то каждый избиратель почувствует, что может задать вопрос любому министру или самому премьеру через своего представителя в Госдуме.

В Совет Федерации нельзя будет попасть, не пройдя горнило выборов в региональный или муниципальный представительный орган - значит, члены Совета Федерации будут гораздо прочнее привязаны к земле, которая послала их своими представителями в Москву.

Номинировать кандидата в губернаторы сможет только партия, имеющая большинство в законодательной власти субъекта Федерации, - повышается прозрачность, складывается система взаимной ответственности между исполнительной и законодательной властью в регионе. Очень важно, чтобы партии - в первую очередь самая большая из них - создали свой внутрипартийный механизм принятия решений по выдвижению кандидатов и чтобы он включал не только федеральное руководство партии, но и региональную организацию, которой жить и работать с этим губернатором.

Снижение барьеров входа на политический рынок для всех партий, в том числе малых. Снижаются (пусть постепенно) требования к числу членов партии, количеству потребных для регистрации на выборах подписей. Партиям, которые наберут не менее 5 процентов голосов на выборах, гарантируется не просто представленность в парламенте, но и все привилегии парламентской партии. Укажем критикам этой нормы: дело не в том, что такие партии получат всего одно-два места в Госдуме, дело в появляющейся у них защите от бюрократического произвола на выборах и в политической деятельности. А еще важнее - такая инициатива призвана остановить тренд на искусственное замораживание политической конкуренции, когда партии снимали с выборов, избыточно контролировали их членскую базу и соблюдение внутренних норм партийной жизни, чинили препоны в доступе к СМИ. Именно эти нормы должны пройти проверку на вменяемость региональной бюрократии - услышала ли она поданный президентом сигнал о недопустимости недоверия к свободному человеку, свободной деятельности.

Продвижению России к "демократии доверия" будет способствовать и расширение полномочий Общественной палаты, и введение в состав президентских советов политиков либеральной ориентации ("критиков режима"), наделение муниципальных собраний правом отстранять неэффективных мэров.

Все эти меры - не панацея, как не панацея и сама демократия. Их дело - снять препоны для общественного диалога. Дать сигнал, что его расширение и развитие однозначно поощряется государством как инструмент укрепления общественного доверия и - говоря шире - национального успеха, обеспеченного усилиями всех граждан страны. Действенность этой программы будет проявляться постепенно - тем более что фактическое вступление в силу этих норм будет происходить на протяжении нескольких лет. Но очень важно уже сейчас развивать и поощрять любые формы "демократии доверия".

Один из первых исследовательских проектов нашего института посвящался развитию российской модели демократии. Наши выводы по всем основным пунктам созвучны президентской инициативе. Необходимо развивать "демократию доверия" и широкий общественный диалог о путях преодоления кризиса, о поступательном развитии России.

Приобретет ли этот диалог форму пакта или договора между государством и обществом? Вопрос непростой. С одной стороны, это не самоцель. Да и вряд ли общество сегодня готово выдвинуть из своей среды "подписантов" такого пакта, которые были бы легитимны в глазах большинства россиян. Но тем не менее некоторые черты такого договора должны обязательно соблюдаться всеми сторонами, и не в последнюю очередь государством.

Во-первых, диалог должен быть честным, все обязательства соблюдаются, а если что-то не получается, то должен быть откровенный ответ и, если уместно, санкции против конкретных людей, ответственных за провал. Во-вторых, диалог должен быть открытым - для всех партий, профсоюзов, объединений работодателей, структур гражданского общества. Как уже существующих, так и новых. "Лицензию" на участие в диалоге должен давать не бюрократ с круглой печатью, а народ, доверивший представление своих интересов новообразованному профсоюзу или организации людей, пострадавших от кризиса. В-третьих, диалог должен быть уважительным.

Главное, что должна усвоить власть, - народ готов приспосабливаться к последствиям кризиса, но не потерпит унижения от государства (пусть представленного тупым бюрократом) и от хама-работодателя. Нельзя смотреть как на врага на человека, вышедшего на акцию протеста: он идет защищать свои законные интересы законным способом. Нельзя запрещать акции протеста - такого права не дает бюрократам российский закон. Нельзя объявлять протестующих "агентами влияния" или корыстными хапугами и искать за ними руку недругов России. Все эти "методы", увы, в нашей стране уже применялись - с катастрофическими последствиями. И хочется верить, что мы не будем повторять старые ошибки.

Первый год президентства Дмитрия Медведева показал, что в центре его политической стратегии - свободный человек. Человек, которому государство обязано и по Конституции, и по нравственному долгу создать условия для самореализации, защитить его политические, гражданские и социальные права. "Если нам нужна политика, которая ориентирована на человека, тогда... гражданское общество должно иметь возможность контроля над реализацией социальной политики", - подчеркнул Дмитрий Медведев, выступая на церемонии учреждения нашего института, попечительский совет которого он возглавил. Это было сказано за полгода до начала кризиса. Но эта мысль становится особенно актуальной, когда кризис заставляет искать новые подходы и к тому, как соблюсти социальные обязательства и как выйти на инновационное развитие.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005885
Rambler's Top100